Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В. и Васляева В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фадеев Б.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 28 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Максименко Л.А. к территориальной избирательной комиссии Сергиево-Посадского района Московской области об отмене решения от 1 августа 2019 года N о регистрации Фадеев Б.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа Московской области по одномандатному округу N 17.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Васляева В.С, объяснения представителя Московского областного регионального отделения политической партии "Российская объединенная политическая партия "Яблоко" Крыжова С.Б, поддержавшего доводы кассационной жалобы, а также заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пирожниковой Н.А. об оставлении обжалуемого судебного решения без изменения, судебная коллегия
установила:
Максименко Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии (далее - ТИК) Сергиево-Посадского района Московской области об отмене решения от 1 августа 2019 года N о регистрации Фадеев Б.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа Московской области по одномандатному округу N.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что на 8 сентября 2019 года были назначены выборы депутатов Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа Московской области. Территориальная избирательная комиссия в нарушение действующего законодательства зарегистрировала Фадеева Б.В, выдвинутого избирательным объединением Московского областного регионального отделения политической партии (далее - МОРОПП) "Российская объединенная политическая партия "ЯБЛОКО", в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа Московской области по одномандатному избирательному округу N, поскольку в представленном избирательным объединением в избирательную комиссию комплекте документов отсутствовало решение конференции о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 19 августа 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Максименко Л.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 октября 2019 года вышеназванное решение городского суда от 19 августа 2019 года отменено, административные исковые требования удовлетворены.
Заинтересованное лицо Фадеев Б.В. 7 ноября 2019 года обратился в Первый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просил апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 октября 2019 года отменить, указывая при этом на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
Представитель заинтересованного лица Фадеева Б.В. по доверенности Восковцев Н.П. в письменном отзыве, направленном в суд кассационной инстанции, также просит об удовлетворении поданной кассационной жалобы.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В соответствии с ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 10 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (ч. 11 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Установлено, что решением избирательной комиссии Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N на территориальную избирательную комиссию Сергиево-Посадского района возложены полномочия избирательной комиссии Сергиево-Посадского городского округа.
Решением территориальной избирательной комиссии Сергиево-Посадского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа.
На конференции МОРОПП "Российская объединенная политическая партия "ЯБЛОКО", имевшей место 7 июля 2019 года, состоялось выдвижение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, куда вошел Фадеев Б.В.
Решением территориальной избирательной комиссии Сергиево-Посадского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N Фадеев Б.В, выдвинутый избирательным объединением МОРОПП "Российская объединенная политическая партия "ЯБЛОКО", зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа Московской области по одномандатному избирательному округу N.
Отказывая удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пришел к выводу о соблюдении МОРОПП "Российская объединенная политическая партия "ЯБЛОКО" порядка выдвижения кандидатур, списка кандидатов и голосования по ним.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные административные требования, судебная коллегия по административным делам Московского областного суда исходила из того, что на XXIV конференции МОРОПП "Российская объединенная политическая партия "ЯБЛОКО" при выдвижении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа Московской области по одномандатным округам нарушен порядок выдвижения списка кандидатов и голосования по ним.
С указанным выводом суда апелляционной инстанции следует согласиться, поскольку он соответствует нормам права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.
Частью 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Согласно п. 5 и 7 ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно.
В силу п. 13 ст. 20 данного Федерального закона решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Из содержания пп. "а" п. 25 ст. 38 этого же Федерального закона следует, что основаниями отказа в регистрации списка кандидатов, отказа в проведении референдума является несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", за исключением требований, предусмотренных п. 3.1 ст. 36 указанного Федерального закона.
Статьей 25 Закона Московской области от 4 июня 2013 года N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" установлено, что в случае выдвижения кандидатов более чем по одному одномандатному (многомандатному) избирательному округу, более чем одного кандидата в многомандатном избирательном округе избирательное объединение выдвигает кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. При этом, Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
В ст. 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ закреплено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.
Из п. 11.3 Устава политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" следует, что при выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органам местного самоуправления проводится тайное голосование на конференциях (общих собраниях) региональных отделений с использованием бюллетеней.
Суд апелляционной инстанции, проверяя довод административного истца о несоблюдении избирательным объединением МОРОПП "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" порядка принятия решения о выдвижении списка кандидатов в депутаты, пришел к выводу о том, что протокол конференции регионального отделения партии, на котором утверждался список кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам, не отражал порядок проведения конференции и не воспроизводил принятые в действительности решения, а за список кандидатов в том виде, в котором он представлен в территориальную избирательную комиссию Сергиево-Посадского района Московской области, тайного голосования в нарушение установленного законом порядка не проводилось.
Из содержания текста представленного в территориальную избирательную комиссию и в материалы дела протокола заседания XXIV конференции избирательного объединения МОРОПП "Российская объединенная политическая партия "Яблоко" от 7 июля 2019 года следует, что на конференции выдвинут список кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам, который был включен в бюллетень для тайного голосования, по результатам которого до членов конференции было доведено о результатах тайного голосования только по каждому из кандидатов, включенных в бюллетень, а не по списку кандидатов.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что решение о выдвижении списка кандидатов в депутаты принято избирательным объединением в нарушение требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Устава политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", регламентирующих порядок принятия такого рода решений.
По этим же основаниям являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о соблюдении установленного законом порядка выдвижения списков кандидатов по одномандатным округам ввиду наличия решения территориальной избирательной комиссии Сергиево-Посадского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О заверении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа, выдвинутого избирательным объединением МОРОПП "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", по одномандатным избирательным округам N N на выборах в депутаты Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ".
Вопреки доводам кассационной жалобы принятие территориальной избирательной комиссией Сергиево-Посадского района всего пакета документов без последующего уведомления избирательного объединения о несоблюдении требований закона к оформлению такого рода документов правового значения по делу не имеет и не может также служить основанием для отмены оспариваемого судебного решения.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Оснований для отмены или изменения судебных актов в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 28 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Фадеев Б.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.