Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Шефер И.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-260/2019, УИД: 42RS0003-01-2019-000312-39 по иску Бедновой Евгении Витальевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Березовском Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) на решение Березовского городского суда Кемеровской области от 3 апреля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 июня 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Беднова Евгения Витальевна (далее - Беднова Е.В, истец) обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Березовском Кемеровской области (далее - УПФР в г. Березовском Кемеровской области, пенсионный орган) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включения в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование требований Беднова Е.В. указала на то, что 29 ноября 2018 г. обратилась в УПФР в г. Березовском Кемеровской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Березовском Кемеровской области от 11 марта 2019 г. N Бедновой Е.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по причине недостаточности педагогического стажа, поскольку из подсчета стажа исключены следующие периоды: с 25 сентября 1999 г. по 26 ноября 2000 г. (1 год 2 месяца 2 дня) в должности воспитателя в специальной коррекционной школе VIII вида; со 2 июня 2003 г. по 17 июня 2003 г, с 5 декабря 2012 г. по 21 декабря 2012 г, с 26 августа 2013 г. по 23 сентября 2013 г, с 9 февраля 2016 г. по 12 февраля 2016 г, с 15 марта 2016 г. по 18 марта 2016 г, с 18 декабря 2017 г. по 23 декабря 2017 г. нахождение на курсах повышения квалификации; со 2 декабря 1992 г. по 28 октября 1996 г. - в должности учителя начальных классов в средней школе им. Толеби Республики Казахстан.
По мнению Бедновой Е.В. отказ УПФР в г. Березовском Кемеровской области в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости является незаконным.
Беднова Е.В. просила суд признать незаконным решение УПФР в г. Березовском Кемеровской области от 11 марта 2019 г. N, обязать УПФР в г. Березовском Кемеровской области включить периоды работы с 25 сентября 1999 г. по 26 ноября 2000 г. в должности воспитателя в специальной коррекционной школе VIII вида, со 2 июня 2003 г. по 17 июня 2003 г, с 5 декабря 2012 г. по 21 декабря 2012 г, с 26 августа 2013 г. по 23 сентября 2013 г, с 9 февраля 2016 г. по 12 февраля 2016 г, с 15 марта 2016 г. по 18 марта 2016 г, с 18 декабря 2017 г. по 23 декабря 2017 г. нахождения на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", произвести начисление пенсии с момента обращения за назначением пенсии - с 29 ноября 2018 г, выплатить причитающийся размер пенсии, рассмотреть правомерность поступившего ответа на запрос справки о стаже с периода 2 декабря 1992 г. по 28 октября 1996 г. из Республики Казахстан, взыскать с УПФР в г. Березовском Кемеровской области расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решением Березовского городского суда Кемеровской области от 3 апреля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 июня 2019 г, решение УПФР в г. Березовском Кемеровской области от 11 марта 2019 г. N признано незаконным и отменено в части.
На УПФР в г. Березовском Кемеровской области возложена обязанность по включению в специальный страховой стаж Бедновой Е.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы с 25 сентября 1999 г. по 26 ноября 2000 г. в должности воспитателя в специальной коррекционной школе VIII вида, периодов нахождения на курсах повышения квалификации со 2 июня 2003 г. по 17 июня 2003 г, с 5 декабря 2012 г. по 21 декабря 2012 г, с 26 августа 2013 г. по 23 сентября 2013 г, с 9 февраля 2016 г. по 12 февраля 2016 г, с 15 марта 2016 г. по 18 марта 2016 г, с 18 декабря 2017 г. по 23 декабря 2017 г. и по назначению Бедновой Е.В. досрочной страховой пенсии по старости с 29 ноября 2018 г. С УПФР в г. Березовском Кемеровской области в пользу Бедновой Е.В. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В остальной части иска Бедновой Е.В. отказано.
В кассационной жалобе представителем Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное), пенсионный орган) ставится вопрос об отмене решения Березовского городского суда Кемеровской области от 3 апреля 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 июня 2019 г, как незаконных.
Также в кассационной жалобе представителем УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) ставится вопрос о замене ответчика УПФР в г. Березовском Кемеровской области на УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное).
Рассмотрев вопрос о замене ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В соответствии с п.1 постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 558п Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Березовском Кемеровской области и Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Яшкинском районе Кемеровской области реорганизованы в форме присоединения второго и третьего учреждений к первому.
Согласно п.2 постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 558п Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) переименовано в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное).
Как следует из п.3 постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 558п права и обязанности УПФР в г. Березовском Кемеровской области переданы УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 11 октября 2019 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие записи.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что заявление о замене ответчика УПФР в г. Березовском Кемеровской области на УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) подлежит удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Беднова Е.В, представитель ответчика УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное), сведений о причинах неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч.2 ст.379.6 ГПК РФ).
Согласно ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов, незаконными.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, 29 ноября 2018 г. Беднова Е.В. обратилась в УПФР в г. Березовском Кемеровской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением УПФР в г. Березовском Кемеровской области от 11 марта 2019 г. N Бедновой Е.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием необходимого специального стажа на соответствующих видах работы (л.д.7-11).
Бесспорный специальный стаж Бедновой Е.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составляет на 28 ноября 2018 г. - 23 года 8 месяцев 11 дней. Общий стаж Бедновой Е.В. исчисленный календарно на дату обращения 28 ноября 2018 г. составляет 26 лет 6 месяцев 27 дней.
При этом пенсионный орган не включил в специальный стаж Бедновой Е.В. периоды ее работы с 25 сентября 1999 г. по 26 ноября 2000 г. в должности воспитателя в специальной коррекционной школе VIII вида, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации со 2 июня 2003 г. по 17 июня 2003 г, с 5 декабря 2012 г. по 21 декабря 2012 г, с 26 августа 2013 г. по 23 сентября 2013 г, с 9 февраля 2016 г. по 12 февраля 2016 г, с 15 марта 2016 г. по 18 марта 2016 г, с 18 декабря 2017 г. по 23 декабря 2017 г.
В соответствии с приказом заведующим отделом образования от 29 августа 1996 г. N и распоряжением Главы Администрации города Березовского от 22 августа 1999 г. N открыта специальная общеобразовательная школа-интернат для умственно отсталых детей (вспомогательная школа) (л.д.26-28).
Согласно копии трудовой книжки Беднова Е.В. с 25 сентября 1999 г. по настоящее время работает в качестве воспитателя и учителя начальных классов в специальной коррекционной школе VIII вида (л.д.12-18).
Также судом первой инстанции установлено, что Беднова Е.В. в периоды со 2 июня 2003 г. по 17 июня 2003 г, с 5 декабря 2012 г. по 21 декабря 2012 г, с 26 августа 2013 г. по 23 сентября 2013 г, с 9 февраля 2016 г. по 12 февраля 2016 г, с 15 марта 2016 г. по 18 марта 2016 г, с 18 декабря 2017 г. по 23 декабря 2017 г. направлялась работодателем на курсы повышения квалификации.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, о включении в специальный стаж Бедновой Е.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с 25 сентября 1999 г. по 26 ноября 2000 г. в должности воспитателя в специальной коррекционной школе VIII вида, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации со 2 июня 2003 г. по 17 июня 2003 г, с 5 декабря 2012 г. по 21 декабря 2012 г, с 26 августа 2013 г. по 23 сентября 2013 г, с 9 февраля 2016 г. по 12 февраля 2016 г, с 15 марта 2016 г. по 18 марта 2016 г, с 18 декабря 2017 г. по 23 декабря 2017 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов нижестоящих судов незаконными исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч.1 ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях", здесь и далее нормы Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп.19 п.1 ст.27) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (ст.80).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч.8 ст.3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" п.1 названного постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Согласно п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" (подлежащего применению к периоду работы Бедновой Е.В. с 25 сентября 1999 г. по 31 октября 1999 г.) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В разделе "Наименование учреждений" Списка от 6 сентября 1991 г. N463 в числе учреждений указаны школы и школы-интернаты всех типов и наименований, а в разделе "Наименование должностей" этого же списка - должность воспитателя.
В Списке от 22 сентября 1999 г. N1067, который подлежит применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 26 ноября 2000 г, в разделе "Наименование учреждений" (п.5) к специальным (коррекционным) образовательным учреждениям для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии отнесены также специальные (коррекционные) общеобразовательные школы. В разделе "Наименование должностей" этого же списка поименована должность воспитателя (п.1).
В пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781 предусмотрена должность воспитателя, в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждения" этого же списка в качестве специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии в числе прочих названы школы.
В названии специального (коррекционного) образовательного учреждения может указываться его вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся (воспитанников), обозначаемый следующим образом: "I вида", "II вида", "III вида", "IV вида", "V вида", "VI вида", "VII вида", "VIII вида" (примечание к п.1.5 раздела "Наименование учреждения" Списка от 29 октября 2002 г. N 781).
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных п.19 - 21 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
Аналогичные нормы содержались в абз.2 п.2 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в абз.3 п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Министерством труда и социального развития Российской Федерации во исполнение п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 принято постановление от 3 октября 2002 г. N67, которым по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению Министерства образования Российской Федерации установлено тождество наименований учреждений "специальное (коррекционное) образовательное учреждение I - VIII вида - школа" наименованию учреждения "специальная (коррекционная) общеобразовательная школа", предусмотренному Списком от 22 сентября 1999 г. N1067.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В частности, такое право имеют воспитатели, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований, в том числе специальных коррекционных образовательных учреждениях для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии - школах.
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа предусмотрена и Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288, в числе образовательных учреждений, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (п.1 Типового положения).
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", действовавшим в спорные периоды педагогической деятельности Бедновой Е.В, было установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (п.1 ст.12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", далее - Закон РФ "Об образовании").
Согласно п.4 ст.12 Закона РФ "Об образовании" к образовательным учреждениям относятся, в том числе учреждения общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (пп.2 и 5 ст.12 Закона РФ "Об образовании").
Учитывая вышеизложенное, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормативные положения, регулирующие порядок и условия зачета периодов трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, и сделали основанный на этих правовых нормах вывод о наличии оснований для включения периода трудовой деятельности Бедновой Е.В. с 25 сентября 1999 г. по 26 ноября 2000 г. в должности воспитателя в специальной коррекционной школе VIII вида в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Нельзя согласиться с доводами кассационной жалобы о том, что периоды нахождения Бедновой Е.В. на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Как следует из ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Поскольку за время нахождения истца на курсах повышения квалификации за ней сохранялись место работы и заработная плата, с которой производились соответствующие страховые отчисления в пенсионный орган, повышение профессионального уровня в силу п.16 ст.29 Закона РФ "Об образовании" (действовавшего до 1 сентября 2013 г.) и п.7 ч.1 ст.48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" является обязанностью педагогических работников, спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации судами первой и апелляционной инстанции правильно включены в специальный стаж Бедновой Е.В.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов судов об установленных по делу обстоятельствах, при том, что суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в кассационном порядке по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения Березовского городского суда Кемеровской области от 3 апреля 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 июня 2019 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
произвести замену ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Березовском Кемеровской области на правопреемника - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное).
Решение Березовского городского суда Кемеровской области от 3 апреля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 июня 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.