Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 78684-3
"Об электронной цифровой подписи"
1. Обоснование необходимости принятия Федерального закона
На современном этапе развития общества в Российской Федерации в процессы повседневной деятельности активно внедряются новые высокопроизводительные информационно-телекоммуникационные технологии. В этих условиях использование корпоративных, региональных и глобальных телекоммуникационных систем для обеспечения нормальной деятельности системы государственного управления и деловой жизни общества приобретает первостепенное значение.
Процесс обмена электронными документами существенным образом отличается от обычной формы обмена документами на бумажных носителях. При широком внедрении в деловую и административную практику обмена электронными документами необходимо решить проблему подтверждения подлинности содержащейся в них информации и ее соответствия смыслу волеизъявления человека. Технически эта проблема решается путем использования средств электронной цифровой подписи (ЭЦП).
В развитых странах мира, в том числе и в Российской Федерации, электронная цифровая подпись широко используется в хозяйственном обороте. Банк России и другие банки Российской Федерации эффективно используют ЭЦП для осуществления своих операций путем пересылки банковских электронных документов по корпоративным и общедоступным телекоммуникационным сетям.
Проект федерального закона "Об электронной цифровой подписи" закладывает основы решения проблемы обеспечения правовых условий для использования электронной цифровой подписи в процессах обмена электронными документами, при соблюдении которых электронная цифровая подпись признается юридически равнозначной собственноручной подписи человека в документе на бумажном носителе.
Следует отметить, что в январе 2000 г. в Республике Беларусь принят закон "Об электронном документе", в котором заложена правовая основа использования ЭЦП применительно к электронным документам. В марте 2000 г. в Эстонской Республике принят закон "Об электронно-цифровой подписи".
Ряд развитых стран, в частности США, Канада, ФРГ и другие европейские страны, тоже приняли соответствующие законодательные акты. Европейским Союзом в июне 1999 г. принята Директива "Об общих условиях использования электронных подписей".
Проект федерального закона "Об электронной цифровой подписи" развивает основы широкого использования современных информационно-телекоммуникационных технологий. Он развивает нормы статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие, что использование электронной цифровой подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Проект федерального закона "Об электронной цифровой подписи" разработан Минсвязи России совместно с ФАПСИ, Гостехкомиссией России, Минюстом России, ФКЦБ России, Госстандартом России с участием Банка России в соответствии с Планом подготовки проектов федеральных законов на 2000 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2000 г. N 1549-р.
2. Общая характеристика и основные положения законопроекта
Законопроект определяет условия использования ЭЦП в электронных документах органами государственной власти и государственными организациями, а также юридическими и физическими лицами.
В проекте закона устанавливаются права и обязанности обладателя электронной цифровой подписи. Определены требования к сертификату ключа подписи, выдаваемому удостоверяющим центром для обеспечения возможности подтверждения подлинности ЭЦП. Устанавливается состав сведений, содержащихся в сертификате ключа подписи, срок и порядок его хранения, а также порядок ведения реестров сертификатов.
В законопроекте устанавливаются правовой статус удостоверяющих центров, их функции. Определяются отношения этих центров с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который ведет единый государственный реестр сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров.
Затраты федеральных органов исполнительной власти по внедрению и использованию ЭЦП будут осуществляться в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных для их деятельности.
Вопросы технического обеспечения предполагается решить в рамках Федеральной целевой программы создания и развития информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти на 2001-2007 г.г., принятой Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2000 г. N 835-63.
Таким образом, дополнительного финансирования из федерального бюджета для реализации положений данного федерального закона не требуется.
Законопроект устанавливает, что удостоверяющим центром для информационных систем общего пользования может быть коммерческая организация. В корпоративной информационной системе по соглашению участников системы функции удостоверяющего центра могут выполняться одним из участников.
Законопроект исходит из того, что деятельность удостоверяющего центра по выдаче сертификатов ключей подписи в информационных системах общего пользования подлежит лицензированию. При оформлении лицензии организация, претендующая на ее получение, должна представить обоснование своей способности нести гражданскую ответственность в размере, не менее чем в 1000 раз превышающим максимальный предел цены сделки, который данный центр может указывать в сертификате ключа подписи.
Законопроектом предусматривается защита прав лиц, использующих ЭЦП в процессах электронного обмена документами, и условия приостановления действия и (или) аннулирования сертификата ключа подписи.
Представленный законопроект содержит 5 глав, 21 статью.
В первой главе (3 статьи) определяется цель и сфера применения закона и приводится перечень понятий, используемых в законе.
Во второй главе (4 статьи) определены условия, выполнение которых необходимо для юридической равнозначности ЭЦП собственноручной подписи человека в документе на бумажном носителе. Установлены требования к средствам ЭЦП при использовании электронной цифровой подписи в информационных системах общего пользования, в корпоративных информационных системах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Установлены порядок выдачи удостоверяющим центром сертификата ключа подписи пользователям, внесения его в реестр сертификатов, а также срок и порядок хранения сертификата.
Третья глава (8 статей) содержит нормы, определяющие особенности правового статуса удостоверяющих центров, отношения удостоверяющих центров с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обязанности удостоверяющего центра по отношению к обладателю ЭЦП, обязанности обладателя ЭЦП, условия приостановления действия и (или) аннулирования сертификата ключа подписи, порядок прекращения деятельности удостоверяющего центра.
В четвертой главе (4 статьи) содержатся нормы, определяющие порядок использования ЭЦП в сфере государственного управления и в корпоративных информационных системах, а также условия признания иностранных сертификатов ключей подписи.
В пятой главе (2 статьи) говорится о приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим законопроектом и содержатся переходные положения.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с
принятием Федерального закона N 78684-3
"Об электронной цифровой подписи"
1. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР
В статью 63 Гражданского процессуального кодекса РСФСР внести дополнение о допущении представления в качестве письменного доказательства электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
Абзац второй пункта 1 статьи 52 "Понятие и виды доказательств" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:
"Эти сведения устанавливаются: документами, в том числе в письменной форме (письменными доказательствами), в электронной форме, если подписаны электронной цифровой подписью; вещественными доказательствами; заключениями экспертов; показаниями свидетелей; объяснениями лиц, участвующих в деле".
3. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР
В часть 1 статьи 88 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР внести дополнение об отнесении к письменному доказательству электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
4. Таможенный кодекс Российской Федерации
В статью 329 "Письменные доказательства" Таможенного кодекса Российской Федерации внести дополнение о допущении представления в качестве письменного доказательства электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
5. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" дополнить видом деятельности по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев сертификатов ключей электронных цифровых подписей, оказанию услуг по изготовлению ключей электронной цифровой подписи, подтверждению деятельности электронной цифровой подписи.
6. Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. N 334 "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации"
В пункте 2 исключить слова "включая криптографические средства обеспечения подлинности информации (электронная подпись)".
7. Постановление Правительства Российской Федерации о лицензировании деятельности, связанной с сертификатами ключей электронных цифровых подписей
Принять постановление, утверждающее положение, в котором определяется порядок лицензирования деятельности, связанной с сертификатами ключей электронных цифровых подписей.
8. Постановление Правительства Российской Федерации о сертификации средств электронной цифровой подписи
Принять постановление, утверждающее положение о сертификации средств электронной цифровой подписи.
9. Нормативный акт, утверждающий положение об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, определяющее его функции при использовании электронной цифровой подписи в процессах обмена электронными документами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.