Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи
1, 3, 5, 6, 7 и 20 Федерального закона "О национально-культурной
автономии"
1. Обоснование необходимости принятия данного законопроекта
Разработка и принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 1, 3, 5, 6, 7 и 20 Федерального закона "О национально-культурной автономии" обусловлены необходимостью совершенствования Федерального закона "О национально-культурной автономии" с учетом четырехлетней практики его применения. В настоящее время созданы и зарегистрированы в органах юстиции 11 федеральных, более 100 региональных и около 200 местных национально-культурных автономий.
2. Цели и задачи принятия законопроекта
Цель данного законопроекта - уточнение определения национально-культурной автономии (далее именуется - НКА) в свете международных правовых документов, ратифицированных Российской Федерацией, практики применения закона органами юстиции и судами, а также упорядочение процедуры учреждения НКА, устранение ее излишней формализации при создании НКА на местном уровне.
Основной задачей данного законопроекта является создание условий для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на сохранение этнической самобытности, развитие языка, образования и национальной культуры.
3. Общая характеристика и основные положения законопроекта
Для достижения цели и решения задачи законопроекта в статье 1 уточняется определение национально-культурной автономии в отношении субъектов права на НКА. Это позволяет в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, в частности Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств, ратифицированной Федеральным законом от 18 июня 1998 г. N 84-ФЗ, Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации предложить дополнительные правовые механизмы для реализации прав и свобод в сфере национально-культурного развития, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В законопроекте более четко сформулирована организационная особенность национально-культурной автономии как института гражданского общества - возможность создания на каждом уровне одной автономии определенной этнической общности. Данное условие вытекает из административно-территориального принципа, определенного законом при создании национально-культурной автономии, его направленности на создание правовой базы для объединения усилий национальных общественных организаций, их эффективного взаимодействия с органами местного самоуправления и органами государственной власти при решении вопросов сохранения культурной самобытности. Новая редакция статьи 5 позволит исключить имевшиеся попытки образования в ряде регионов на территории совместного проживания параллельных НКА одной этнической общности. Судебная практика также подтверждает необходимость внесения в закон подобного уточнения. Верховный Суд Российской Федерации (дело N 51-В99пр-8 от 10 сентября 1999 г.) пришел к выводу, что в соответствии с законом на одном административно-территориальном уровне не могут создаваться параллельные национально-культурные автономии одной этнической общности.
В связи с тем, что действующий закон не определяет порядок создания НКА в краях и областях с входящими в их состав автономными округами, и в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 12-П от 14.07.97 г. "По делу о толковании содержащихся в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области", вносится дополнение в статью 5 о праве на создание одной региональной НКА.
В статье 6 закона, определяющей порядок создания местной национально-культурной автономии, законопроектом предлагается разрешить учреждение НКА в местах компактного - в пределах муниципального образования - проживания представителей определенной этнической общности на общих собраниях (сходах). Таким образом, будет устранена излишняя формализация процедуры учреждения НКА на местном уровне из-за отсутствия ранее зарегистрированных общественных объединений.
В статье 20 условием государственной финансовой поддержки целевых проектов и программ НКА дополнительно предусмотрено обязательное представление сведений о численности объединенных в соответствующей национально-культурной автономии граждан, нуждающихся в сохранении самобытности, развитии языка, образования и национальной культуры.
4. Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования и место законопроекта в системе действующего законодательства
Образование и деятельность НКА регулируются федеральными законами "О национально-культурной автономии", "Об общественных объединениях". Законопроект не противоречит положениям законодательства в данной сфере, не меняет концепцию и положений действующего закона "О национально-культурной автономии".
5. Ожидаемые социально-экономические последствия принятия законопроекта
Упорядочение процедуры создания и государственной регистрации национально-культурных автономий позволит этому общественному институту стать основным средством стабилизации этнополитической обстановки и достижения межнационального согласия как условия развития гражданского общества в нашей многонациональной стране.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи
1, 3, 5, 6, 7 и 20 Федерального закона "О национально-культурной
автономии"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 1, 3, 5, 6, 7 и 20 Федерального закона "О национально-культурной автономии" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с
федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 1, 3, 5,
6, 7 и 20 Федерального закона "О национально-культурной автономии"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 1, 3, 5, 6, 7 и 20 Федерального закона "О национально-культурной автономии" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.