Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
На протяжении ряда лет уголовно-исполнительная системы (УИС) Министерства юстиции Российской Федерации вынуждена функционировать в очень сложных условиях, не позволяющих обеспечить в полном объеме выполнение возложенных на нее задач.
Постоянный дефицит бюджетных ассигнований не дает возможности обеспечить условия содержания осужденных и подследственных в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и норм международного права. В исправительных колониях и следственных изоляторах растет число осужденных и подследственных, больных туберкулезом и иными инфекционными заболеваниями.
В этой ситуации дополнительные средства для финансирования неотложных нужд органов и учреждений, исполняющих наказания, можно получить только за счет стабильной работы их промышленного комплекса, являющегося составной частью государственного сектора экономики. Наряду с решением проблемы самообеспечения УИС продуктами питания, вещевым имуществом, строительными материалами и продукцией коммунально-бытового назначения, привлечение осужденных к оплачиваемому труду на предприятиях УИС дает им возможность за счет заработанных средств приобрести дополнительное питание и предметы первой необходимости.
Однако в условиях экономической нестабильности, роста безработицы, кризиса неплатежей и "бартеризации" экономики промышленность системы оказалась в тяжелейшем положении.
Прибыль, получаемая в результате производственно-хозяйственной деятельности, и собственные оборотные средства предприятий системы практически повсеместно отвлекаются на покрытие расходов, связанных с содержанием осужденных. По этой же причине более 75% продукции, выпускаемой данными предприятиями, обменивается на продукты питания, медикаменты, топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности пенитенциарных учреждений.
В этих условиях предприятия УИС не в состоянии своевременно и в полном объеме производить налоговые платежи в бюджеты различных уровней. В то же время кредиторская задолженность данных предприятий по указанным платежам (включая начисленные пени и штрафы) составляет 5,6 млрд. рублей. Это обстоятельство позволяет применить к предприятиям УИС процедуру банкротства, что в свою очередь повлечет за собой массовое высвобождение осужденных из трудовых процессов и может привести к дестабилизации обстановки в исправительных учреждениях с непредсказуемыми последствиями.
Используя несоответствие отдельных положений нормативных правовых актов, в ряде субъектов Российской Федерации соответствующими службами инициируются процедуры банкротства предприятий УИС. Так, в Удмуртской Республике, Ивановской, Ростовской областях и ряде других регионов кредиторами в адрес подразделений УИС направлены предостережения о возможном возбуждении в отношении их процедуры банкротства. Постановлением Правительства Свердловской области от 28 сентября 1998 г. N 991-П определен перечень предприятий всех форм собственности, расположенных на территории области, чье финансовое состояние позволяет применить к ним процедуру банкротства. В указанный перечень включен ряд предприятий ГУИН Минюста России по Свердловской области и Учреждения И-299.
В то же время в силу специфики своей деятельности, согласно требованиям действующего законодательства Российской Федерации и международных правовых норм об обязательной организации трудового использования осужденных исключительно под надзором государственных органов власти, предприятия учреждений, исполняющих наказания, могут являться только государственными унитарными предприятиями. С учетом этих обстоятельств, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 1995 г. N 977 государственные унитарные предприятия учреждений, исполняющих наказания, подлежали преобразованию в федеральные казенные предприятия. В настоящее время действие данного Указа приостановлено в связи с отсутствием средств на его реализацию в федеральном бюджете.
Согласно Закону Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 января 1993 г. N 4375-1 "Об особенностях управления предприятиями исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев", распоряжению Госкомимущества России от 7 апреля 1994 г. N 735-р имущество и основные фонды уголовно-исполнительной системы являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве залога, проданы или отчуждены иным способом. Обращение взыскания на имущество уголовно-исполнительной системы не допускается.
Однако данные обстоятельства не были учтены при разработке Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
В случае принятия федерального закона "О внесении дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" акты федерального законодательства не подлежат признанию утратившими силу.
Депутат ГД ФС РФ |
А.Э.Мяки |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.