Проект федерального закона N 68749-3
"О федеральных целевых программах регионального развития"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
справка о состоянии законодательства
в первом чтении
Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, устанавливает предмет и порядок формирования и реализации федеральных программ регионального развития, определяет организацию управления их разработкой и реализацией, определяет компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и направлен на достижение оптимального сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в создании благоприятных условий использования потенциальных возможностей регионов для эффективного и устойчивого развития, обеспечения достойной жизни населения.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Федеральная целевая программа регионального развития (далее ФЦПРР) - взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленных на решение приоритетных федерально-значимых проблем развития инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона Российской Федерации и обеспеченный финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации.
Государственный заказчик ФЦПРР - юридическое лицо, ответственное за организацию ее разработки и реализации (федеральный орган исполнительной власти, государственное учреждение).
Государственный заказчик - координатор ФЦПРР - главный организатор взаимодействия нескольких государственных заказчиков по одной программе, определяемый Правительством Российской Федерации.
Дирекция - юридическое лицо, учреждаемое государственным заказчиком с целью реализации и текущего управления ФЦПРР.
Исполнитель программы - юридическое лицо, ответственное за реализацию конкретных программных мероприятий.
Федерально-региональная проблема - устойчивая ситуация, оказывающая негативное долгосрочное воздействие на общественно-политическую и (или) социально-экономическую ситуацию в Российской Федерации, сформировавшаяся на территории муниципального образования или региона или федерации, для изменения (преодоления) которой необходимы целенаправленные действия федеральных, региональных и муниципальных органов управления.
Статья 2. Задачи настоящего Федерального закона
Задачами настоящего Федерального закона являются:
- определение правовых основ разработки, экспертизы и утверждение ФЦПРР, их места и роли в общей системе государственного регулирования регионального развития;
- обеспечение гласности и открытости отбора проблем для программного решения на федеральном уровне;
- установление принципов, критериев и методов определения приоритетов из вышеуказанного перечня проблем;
- нормативное закрепление структуры программ, этапов их разработки и реализации, механизмов управления и контроля;
- установление порядка принятия программ.
Статья 3. Правовое регулирование
Законодательство о разработке ФЦПРР основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, а также на нормах Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Глава II. Предмет и проблемы федеральных целевых программ регионального развития
Статья 4. Предмет федеральных целевых программ регионального развития
Предметом ФЦПРР является решение конкретных федерально-региональных проблем.
ФЦПРР являются основными инструментами государственной региональной социально-экономической политики для достижения целей государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации.
Статья 5. Критерии и принципы отбора федерально-региональных проблем для их решения с использованием федеральных целевых программ регионального развития
Отбор проблем для программной проработки осуществляет уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе организации мониторинга состояния территорий по единой системе критериев и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Перечень федерально-региональных проблем должен формироваться в виде соответствующего раздела в системе долгосрочных и среднесрочных прогнозных документов территориального развития Российской Федерации.
Главным критерием, определяющим правомерность придания программе регионального развития статуса федеральной, должна быть направленность целей и задач программы на решение федерально-региональных проблем общегосударственного значения.
Основными принципами отбора проблем являются:
- особая значимость проблемы для осуществления крупных структурных изменений и повышения эффективности развития регионов;
- сохранение единого экономического пространства и территориальной целостности страны;
- координация межотраслевых производств, создание кооперационных связей в технологически сопряженных отраслях различных регионов;
- консолидация и привлечение инвестиций;
- создание условий, стимулирующих инновационную активность хозяйствующих субъектов и широкое использование научно-технических достижений;
- обеспечение регионального паритета в части повышения бюджетного потенциала регионов-реципиентов и достижения минимальных государственных социальных стандартов;
- освоение районов с источниками ресурсов федерального значения;
- ликвидация крупномасштабных катастроф природного и техногенного происхождения.
Глава III. Организация управления разработкой и реализацией федеральных целевых программ регионального развития
Статья 6. Инициатива в разработке федеральных целевых программ регионального развития
Инициатива в разработке ФЦПРР принадлежит исполнительным органам государственной власти Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и общественным объединениям.
Статья 7. Государственные заказчики федеральных целевых программ регионального развития
1. Для организации работ по выполнению ФЦПРР Правительством Российской Федерации утверждается государственный заказчик ФЦПРР. При назначении по одной программе нескольких государственных заказчиков для осуществления их взаимодействия Правительством Российской Федерации из их числа назначается государственный заказчик-координатор ФЦПРР.
2. Государственными заказчиками ФЦПРР могут быть федеральный орган исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Государственные заказчики вправе на договорной основе передавать часть своих функций органам местного самоуправления или хозяйствующим субъектам на условиях, предусматриваемых Правительством Российской Федерации при утверждении государственных заказчиков.
3. За государственным заказчиком ФЦПРР закрепляются следующие функции:
- согласование с основными разработчиками программы возможных сроков исполнения разделов и проекта программы в целом, объемов и источников финансирования;
- организация проведения специализированной экспертизы проекта ФЦПРР;
- согласование проекта ФЦПРР с федеральными органами исполнительной власти РФ;
- совместное с федеральным органом исполнительной власти РФ представление проекта программы в Правительство Российской Федерации;
- рассмотрение проектов ежегодных бюджетных заявок по всем видам источников финансирования;
- определение порядка создания Дирекции ФЦПРР:
- контроль за реализацией программы, целевым использованием средств через Дирекцию ФЦПРР;
- представление ежегодного доклада о выполнении программы в Правительство Российской Федерации.
4. Правительство Российской Федерации может предоставлять гарантии по обязательствам государственных заказчиков в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.
Статья 8. Дирекция федеральной целевой программы регионального развития
Положение о Дирекции ФЦПРР и ее состав утверждаются заказчиком программы.
Руководитель Дирекции назначается по представлению Государственного заказчика администрацией субъекта Российской Федерации в ранге заместителя руководителя исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, если ФЦПРР осуществляется в рамках субъекта Российской Федерации. Если программа осуществляется в рамках нескольких субъектов Российской Федерации, то руководитель Дирекции ФЦПРР назначается в ранге заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти.
За Дирекцией ФЦПРР закрепляются следующие функции:
- разработка обосновывающих материалов по ежегодному бюджетному финансированию первоочередных мероприятий программы;
- разработка и вынесение на утверждение экономических и правовых норм и нормативов по обеспечению мероприятий программ, а также контроль за их применением;
- осуществление отбора на конкурсной основе исполнителей работ, услуг, поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;
- заключение государственных контрактов (договоров) на исполнение работ, закупку и поставку продукции со всеми участниками реализации программы и представление на утверждение государственному заказчику программы контрактов (договоров), финансируемых за счет средств федерального и регионального бюджетов;
- осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств, выделенных на реализацию программы;
- представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации программы.
Статья 9. Межведомственная координационная комиссия (МВКК) по федеральным целевым программам регионального развития
Положение о Межведомственной координационной комиссии (МВКК) по ФЦПРР, ее состав и Председатель определяет Правительство Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители обеих палат Федерального Собрания, Администрации Президента, Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений.
МВКК определяет порядок проведения конкурса ФЦПРР, оценочные критерии.
МВКК представляет результаты конкурса в Правительство Российской Федерации, организует публикацию их в печати.
МВКК проводит анализ разработанных программ, заслушивает государственных заказчиков и руководителей Дирекций о результатах реализации программ.
МВКК имеет право вносить в Правительство предложение о продлении сроков реализации ФЦПРР, о корректировке программы или отдельных ее разделов, о приоритетах финансирования программ или их отдельных разделов, о прекращении реализации программ и привлечение к ответственности государственных заказчиков и руководителей дирекций программ.
Глава IV. Содержание и структура федеральных целевых программ регионального развития
Статья 10. Содержание федеральных целевых программ регионального развития
ФЦПРР должна включать следующие разделы:
- оценка сложившейся ситуации, содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;
- цели и задачи программы;
- перечень программных мероприятий с определением исполнителей, сроков (этапов) осуществления, объемов и источников их финансирования;
- срок реализации программы в целом, в том числе по основным этапам (мероприятиям);
- ожидаемая оценка социально-экономической эффективности программы;
- ресурсное (финансовое, материальное и иное) обеспечение с указанием источников и объемов финансирования;
- объем и виды финансирования программы из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет иных источников финансирования (кредитование, выдача государственных гарантий, инвестиционный налоговый кредит) - в целом, по направлениям, с разбивкой по кварталам и годам;
- сведения о государственном заказчике программы;
- сведения о государственных и иных исполнителях программы;
- сведения о согласованных действиях государственного заказчика, государственных и иных исполнителей программы и органов исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации;
- иные сведения.
К программе прилагаются ее паспорт и бюджетная заявка на ассигнования из федерального и региональных бюджетов для финансирования мероприятий программы.
Статья 11. Этапы разработки федеральных целевых программ регионального развития и их реализации
Предложения с обоснованиями разработки программ направляются их инициаторами в федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации.
Последний совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации на основе приоритетов, обозначенных в прогнозных документах развития страны и анализа представленных материалов, изучает возможность решения данной проблемы программными методами на федеральном уровне. При принятии положительного решения предложение по разработке ФЦПРР направляется в Правительство Российской Федерации.
При принятии Правительством Российской Федерации решения о подготовке соответствующей ФЦПРР, им определяется один или несколько государственных заказчиков, организующих разработку проекта ФЦПРР.
Государственный заказчик на конкурсной основе определяет головного разработчика программы, обеспечивает финансирование работы и приемку проекта программы.
Разработка программ должна включать следующие стадии:
- составление и утверждение проектного задания с координационным планом;
- разработку и согласование с государственным заказчиком концепции программы;
- подготовку развернутого проекта программы, согласованного с основными исполнителями по срокам выполнения, объемам и источникам финансирования;
- представление проекта программы, согласованного с министерствами и ведомствами, участвующими в ее разработке;
- рассмотрение проекта программы в федеральном органе исполнительной власти и его представление в МВКК и Правительство Российской Федерации.
Включение в программу бизнес проектов осуществляется на конкурсной основе.
При отборе проектов в программы осуществляется их сопоставление с перечнем основных социально-экономических проблем, отображенных в среднесрочных планах, на решение которых направлена политика федерального центра и субъекта Российской Федерации.
При разработке программ в их составе формируются предложения по межпрограммной координации с другими отраслевыми и межрегиональными федеральными программами, в реализации проектов которых участвует соответствующий регион.
Для отбора каждого проекта формируются формализованные процедуры, определяющие как его реализация будет способствовать развитию собственной налоговой базы региона, созданию социальной инфраструктуры, рабочих мест и других параметров.
Статья 12. Экспертиза и утверждение проектов программ
Оценка проектов программ осуществляется федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации;
В первую очередь оцениваются обоснованность, комплексность и экологическая безопасность программных мероприятий, реальность предлагаемых объемов и источники финансирования, возможность привлечения внебюджетных средств, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программы в увязке с возможностями ее государственной поддержки за счет централизованных ресурсов; целесообразность и методы привлечения иностранного капитала с учетом интересов национальной безопасности; работоспособность механизма осуществления программ; социально-экономическая эффективность программы в целом, ожидаемые результаты реализации программ и их влияние на экономику России, повышение уровня и качества жизни населения.
При необходимости на любом этапе формирования программы может быть организована экспертиза проекта, которая должна производиться в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
После проведения экспертных оценок проект ФЦПРР направляется федеральным органом исполнительной власти в МВКК для проведения конкурсного отбора. Результаты конкурса утверждаются Правительством Российской Федерации и публикуются в печати в течение 10 дней после проведения конкурса. По результатам конкурса Правительство Российской Федерации формирует бюджетную заявку на финансирование ФЦПРР на очередной год. Бюджетная заявка формируется из ранее утвержденных программ и программ, победивших в конкурсе.
По запросу Государственной Думы Правительство Российской Федерации представляет иные материалы, необходимые для оценки целесообразности реализации программ или их финансировании. Государственная Дума при необходимости привлекает для проведения экспертизы проектов программ Счетную палату Российской Федерации или независимых экспертов.
ФЦПРР утверждаются вместе с принятием закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Под утверждением указанных программ понимается утверждение объемов бюджетного финансирования программ путем принятия закона о федеральном бюджете и его уточнения в ходе исполнения либо внесения изменений и дополнений в данные законы.
Статья 13. Финансирование разработки проекта федеральных целевых программ регионального развития
Финансирование разработки проекта ФЦПРР осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Глава V. Реализация федеральных целевых программ регионального развития
Статья 14. Основные положения реализации федеральных целевых программ регионального развития
Формы и методы управления реализацией программы определяются государственным заказчиком, формирующим с этой целью дирекцию программы.
Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых заказчиком программы с головной организацией или дирекцией программы, которые в свою очередь заключают контракты (договоры) с отдельными исполнителями; договоров с предприятиями и организациями на выполнение строительных и других работ, предусмотренных программой; государственных гарантий банкам, финансирующим программные мероприятия, и кредитов, выделяемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации.
Статья 15. Финансирование реализации программ
Источниками финансирования реализации федеральных программ регионального развития являются федеральный, региональный, муниципальный бюджеты, бюджеты развития различных уровней, бюджетные и внебюджетные фонды, кредитные ресурсы отечественных и зарубежных банков, средства предприятий и населения.
Для реализации программ могут создаваться специальные фонды.
Расходы на финансирование программ закрепляются в законе Российской Федерации о федеральном бюджете на предстоящий год отдельной статьей в виде Фонда регионального развития с указанием общего объема таких расходов и их распределения по каждой программе.
В исключительных случаях программа может быть принята к финансированию в течение бюджетного года. В этом случае должны быть внесены соответствующие изменения в закон Российской Федерации о федеральном бюджете на текущий год с указанием источников финансирования дополнительных расходов федерального бюджета.
Объемы финансирования программ из бюджетных источников определяются при составлении инвестиционных разделов годовых индикативных планов. При этом ежегодно определяются приоритеты финансирования и вариантность реализации программ. Осуществляется взаимоувязка финансирования федеральных отраслевых программ и ФЦПРР. Финансирование последних осуществляется в первоочередном порядке.
Финансирование программ из федерального бюджета осуществляется ежегодно до окончательной реализации программы в пределах утвержденных лимитов с учетом индекса инфляции. Решение о прекращении или сокращении финансирования незавершенной программы принимается Правительством Российской Федерации.
При сокращении или прекращении финансирования из федерального бюджета Правительство Российской Федерации и государственный заказчик разрабатывают дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, а также средств бюджетов субъектов федерации.
В целях экономического стимулирования органами, осуществляющими реализацию программы, могут предоставляться льготы по налогам на прибыль (доход), целевые дотации и субсидии, кредиты на льготные условиях. Порядок предоставления экономических и иных льгот устанавливается отдельным законом.
В проектах программ, впервые предлагаемых для утверждения и финансирования за счет средств федерального бюджета, указываются:
- технико-экономическое обоснование необходимости утверждения проектов указанных программ и целесообразности их финансирования за счет средств федерального бюджета;
- ожидаемые социально-экономические (экологические) результаты реализации указанных программ;
- объем финансирования на очередной финансовый год, предлагаемый Правительством Российской Федерации в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
- распределение объемов финансирования на последующие финансовые годы;
- другие документы и материалы, необходимые для утверждения программ.
В федеральных программах регионального развития, утвержденных в составе бюджетов в предшествующие финансовые годы, финансирование которых было открыто в годы, предшествующие очередному финансовому году, указываются:
- объем финансирования на очередной финансовый год согласно распределению средств федерального бюджета, принятому при утверждении каждой указанной программы;
- объем финансирования на очередной финансовый год, предлагаемый Правительством Российской Федерации, в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
- объем финансирования за предшествующие годы, а также за текущий финансовый год согласно расписанию, принятому при утверждении каждой указанной программы;
- объем фактического финансирования за предшествующие годы, а также ожидаемое финансирование в текущем финансовом году;
- объем финансирования на финансовые годы, следующие за очередным финансовым годом, согласно расписанию, принятому при утверждении указанной программы.
Органу управления программой предоставляется право с согласия межведомственной комиссии использовать бюджетные средства в виде возвратного кредита по льготной ставке кредитования.
Бюджетное финансирование на очередной год уменьшается в случае невыполнения установленных показателей в предыдущем году.
Недофинансирование федеральных программ из федерального бюджета компенсируется соответствующими суммами с учетом инфляции в последующие годы.
Статья 16. Отчетность и контроль за реализацией федеральных целевых программ регионального развития
Федеральные и региональные органы статистики организуют работу по учету выполнения программ, использованию выделенных ассигнований, закупленных материально-технических ресурсов. По согласованию с органами исполнительной власти вводится дополнительная региональная статистическая отчетность.
Финансирование отчетности по федеральным программам осуществляется из федерального бюджета.
Правительство Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают порядок дополнительного учета и отчетности финансирования реализации программ из бюджетов всех уровней, предоставления кредитов банками и государственными специализированными фондами, порядок заключения контрактов на разработку и реализацию программ в положениях об органах управления ФЦПРР.
Дирекция программы или иные органы управления программой ежегодно отчитываются перед государственным заказчиком о результатах выполнения программы в прошедшем году и докладывают о приоритетах и объемах финансирования в будущем году. Государственный заказчик в свою очередь ежегодно отчитывается перед МВКК.
Правительство Российской Федерации включает в ежегодный отчет об исполнении бюджета раздел о выполнении ФЦПРР.
Контроль за реализацией программ и использованием выделенных бюджетных средств осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или по его поручению исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Статья 17. Ответственность за неисполнение федеральных целевых программ регионального развития
Ответственность за реализацию программ несет Правительство Российской Федерации и государственный заказчик.
В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств перед дирекцией, реализующей программу, государственный заказчик компенсирует ей понесенные убытки с учетом индексации.
В случае невыполнения или ненадлежащей реализации программы государственный заказчик вправе отстранить дирекцию от реализации программы, в арбитражном порядке взыскать выделенные средства либо лишить исполнителей программы представленных льгот.
Разногласия, возникающие между государственным заказчиком и дирекцией, а также разногласия по возмещению убытков рассматриваются в установленном законодательством порядке.
Государственный заказчик программы отвечает за нерациональное использование бюджетных средств, выделенных на программы перед Правительством Российской Федерации.
Должностные лица, виновные в ненадлежащем исполнении ФЦПРР, уклонении от их выполнения или бездействии, ведущем к фактическому срыву программы, в нерациональном использовании бюджетных средств, выделенных на программы, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Изменение или прекращение реализации программ
Изменение или досрочное прекращение реализации программ может происходить в случаях:
- досрочного выполнения программ;
- возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
- нерационального использования бюджетных средств.
Решение об изменении объемов финансирования программ или досрочном прекращении ее реализации принимает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации по предложению Правительства Российской Федерации или Счетной палаты Российской Федерации по итогам проверки состояния финансирования программы и использования средств федерального бюджета в этих целях.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Поручить Правительству Российской Федерации не позднее трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и привести нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.