Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 68749-3 "О федеральных целевых программах регионального развития"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время федеральные целевые программы развития регионов реализуются на территории 51 субъекта Российской Федерации. Указанные программы разрабатывались на основе Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ в осуществлении которых участвует Российская Федерация".
Опыт разработки и реализации программ показал, что наряду с положительными моментами развития регионов в них имеется много недостатков, таких как размытость целей и неконкретность задач, отсутствие конкурсных процедур отбора программных мероприятий и ответственности за выполнение программ и т.д. Хроническое недофинансирование программ является и следствием и причиной этих недостатков.
Можно констатировать, что ни одна из ФЦПРР не была выполнена с позиций их декларированных целей и с позиций годовых перечней программных мероприятий.
Особое значение в появлении этих недостатков имеет правовая регламентация разработки, утверждение и реализации ФЦПРР. Вышеуказанные законодательный и нормативный акты не отражают специфики федеральных программ региональной ориентации, их роль в политике государства и развитии федеративных отношений. Поэтому правоотношения, возникающие по этому поводу должны быть предметом специального федерального закона.
Проект такого закона и предполагается для рассмотрения. Основные положения данного закона сводятся к следующему:
уточнение места и роли федеральных целевых программ в общей системе государственного регулирования регионального развития и региональной политики;
установление порядка формирования ежегодно обновляемого перечня наиболее острых региональных проблем как потенциальных объектов программного решения (закрепление этой функции за специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти);
установление принципов, критериев и методов отбора из вышеуказанного перечня проблем ограниченного числа наиболее приоритетных, для реализации которых имеются (гарантированы) бюджетные ресурсы;
обеспечение гласности и открытости отбора проблем для программного решения на федеральном уровне;
установление порядка принятия программ через процедуры разработки и утверждения федеральных законов;
закрепление инициирующей роли органов власти субъектов Российской Федерации и органов власти муниципальных образований в разработке и реализации программ;
установления организационного механизма разработки и реализации программ с учетом форм государственного управления, в том числе места, роли и конкретных функций полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в части разработки программ социально-экономического развития территорий;
закрепление условия обязательного софинансирования программ (консолидации ресурсов) со стороны федерального, региональных и местных бюджетов;
закрепление условия персонифицированной ответственности за финансирование, целевое использование финансовых средств и выполнение программных заданий;
установление общего порядка разработки и реализации программ, а также контроля за его выполнением (модернизация действующего порядка, утвержденного Правительством РФ, с учетом опыта реализации программ в ряде регионов России, например, в Республике Коми, в Республике Мордовия и т.д.;
закрепление единых методов оценки результативности и эффективности программ;
установление порядка межпрограммной координации, форм и методов ее организации.
Все эти положения вписываются в действующую систему конституционных и законоустановленных норм государственного регулирования социально-экономического развития.
Принятие указанного законопроекта позволит существенно улучшить качество разработки ФЦПРР и организационно-экономический механизм их реализации, что в свою очередь повысит эффективность и темпы регионального развития в Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О федеральных целевых программах регионального развития"
Принятие и реализация Федерального закона не требует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих изменению и дополнению в связи с принятием проекта федерального закона "О федеральных целевых программах регионального развития"
В случае принятия проекта федерального закона "О федеральных целевых программах регионального развития" необходимо внести изменения и дополнения в:
1) статью 197 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
2) Федерального закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации";
3) Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";
4) принятых на их основе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Справка
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
Законодательство о разработке федеральных целевых программах регионального развития основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, на нормах Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.