Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О добровольном медицинском страховании"
Добровольное медицинское страхование развивается в России с 1991 г. и является одной из составляющих реформы отечественного здравоохранения. Добровольное медицинское страхование (ДМС) имеет своей целью решение вопросов организации и финансирования медицинской помощи за счет личных средств граждан или средств работодателей.
Добровольное медицинское страхование положительно зарекомендовало себя как один из важных источников финансирования здравоохранения России. В условиях хронического дефицита средств бюджета и обязательного медицинского страхования (за 1998 г. совокупный объем финансирования составил около 70% плановых показателей) добровольное медицинское страхование обеспечивает медицинским учреждениям возможность на планомерной основе привлекать дополнительные финансовые средства предприятий и частных лиц.
Роль ДМС в финансировании медицинской помощи гражданам возрастает с каждым годом. По оценкам экспертов, сегодня около 75% граждан готовы до 10 - 15% своего дохода расходовать на оплату медицинской помощи, общий объем средств, поступивших в медицинские учреждения по добровольному медицинскому страхованию превысил в 1998 г. 2 млрд. рублей.
Учитывая нарастающие темпы роста объема платных медицинских услуг в стране, крайне важно, чтобы средства от их оказания поступали в медицинские учреждения на легальной основе, через систему медицинского страхования, а не увеличивали теневой оборот средств в экономике.
В настоящее время вопросы реализации добровольного медицинского страхования регламентируются законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Необходимость наличия специального закона, регламентирующего проведение ДМС, объясняется существенным отличием медицинского страхования от других видов страхования. В том числе, функции страховых организаций в системе ДМС предусматривают не только выплату страхового возмещения при наступлении страхового случая, но и организацию медицинской помощи застрахованным, контроль объемов и качества оказываемой медицинской помощи, защиту интересов застрахованных в случае некачественного оказания медицинской помощи. Как правило, выплата страхового возмещения по ДМС производится страховыми организациями непосредственно в виде оплаты счетов медицинских учреждений за оказанные застрахованным медицинские услуги, что требует наличия системы соответствующих договоров между страховыми организациями и медицинскими учреждениями. Данные дополнительные функции страховых организаций не предусмотрены и не регламентируются законом "О страховании", однако они во многом влияют на своевременность и качество медицинской помощи, оказываемой гражданам.
Наличие отдельного закона, регламентирующего проведение медицинского страхования, предусмотрено статьей 970 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако, подготовленный Правительством Российской Федерации и одобренный Комитетом по охране здоровья Государственной думы проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" регламентирует только вопросы реализации обязательного медицинского страхования. В случае принятия данного закона добровольное медицинское страхования останется практически в правовом "вакууме".
Помимо предусмотренной действующим законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" аккредитации медицинских учреждений, проект закона "О добровольном медицинском страховании" предусматривает и аккредитацию страховых организаций, как механизм определения их соответствия установленным профессиональным стандартам, обеспечивающим выполнение программ добровольного медицинского страхования. Необходимость аккредитации страховых организаций вызвана тем, что действующая сегодня процедура лицензирования страховых организаций не предусматривает определение возможности страховой организации выполнять в рамках системы ДМС дополнительные функции о которых говорилось выше.
С целью повышения доступности программ ДМС, увеличения объема средств, поступающих в учреждения здравоохранения, проект закона определяет, что финансирование оказываемой гражданам медицинской помощи может производится за счет нескольких источников, которыми, помимо ДМС, могут являться средства обязательного медицинского страхования, бюджета, личные средства граждан и средства предприятий. Это позволит, например, при лечении пациента в стационаре за счет средств ДМС оплачивать только более лучшие сервисные условия или дополнительные исследования, лекарства, не предусмотренные при лечении по программе ОМС.
Проект закона предусматривает закрепление существующего порядка налогообложения средств, направляемых на добровольное медицинское страхование, а также ряд дополнительных льгот, направленных на привлечение дополнительных финансовых средств в систему здравоохранения.
Среди основных действующих законодательных и иных правовых актов, регламентирующих вопросы осуществления ДМС в Российской Федерации:
"Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г.,
Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 2 апреля 1993 г.
Для обеспечения выполнения закона потребуется подготовить приказ Министерства финансов Российской Федерации, определяющий порядок проведения аккредитации страховых организаций, осуществляющих ДМС.
Дополнительных материальных затрат на реализацию предлагаемого законопроекта не потребуется.
Принятие законопроекта "О добровольном медицинском страховании" позволит сохранить и укрепить законодательную основу системы добровольного медицинского страхования, усилить контроль за оказанием гражданам медицинских услуг на платной основе, привлечь дополнительные финансовые средства в систему здравоохранения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.