Проект федерального закона
"О порядке передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность"
(в редакции второго чтения)
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Настоящий Федеральный закон направлен на формирование собственности муниципальных образований и развитие положений Конституции Российской Федерации о признании и защите в Российской Федерации муниципальной собственности.
Статья 1. Общие положения
1. Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность.
2. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
муниципальная собственность - собственность муниципального образования;
объект местного значения - объект, функциональное назначение которого соответствует выполнению вопросов (задач) местного значения;
3. В качестве объектов федеральной собственности, передаваемых в муниципальную собственность, могут выступать федеральные государственные унитарные предприятия как имущественные комплексы.
4. В муниципальную собственность могут передаваться акции федеральных государственных предприятий при их реорганизации.
5. Объекты, указанные в пункте 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть переданы на праве общей собственности субъекту Российской Федерации и одному или нескольким муниципальным образованиям для осуществления комплексного социально-экономического развития региона.
Порядок и условия использования объектов федеральной собственности, переданных в общую собственность субъекта Российской Федерации и одного или нескольких муниципальных образований, определяется участниками совместной собственности на основании заключенного между ними соглашения.
6. В муниципальную собственность не могут передаваться объекты, отнесенные законодательством Российской Федерации исключительно к федеральной собственности.
7. Органы местного самоуправления в течение пяти лет с момента возникновения права собственности муниципального образования на объекты, переданные из федеральной собственности, не вправе принимать решения об их приватизации.
Статья 2. Основания передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность
1. Основанием передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность является соответствие функционального назначения объекта федеральной собственности выполнению вопросов (задач) местного значения.
2. Дополнительными основаниями передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность могут являться:
содержание и финансирование объекта федеральной собственности за счет средств местного бюджета;
решение федеральных органов исполнительной власти об освобождении их от функций хозяйственно-экономической деятельности.
Статья 3. Объекты, передаваемые в муниципальную собственность
1. К объектам местного значения относятся и передаются в муниципальную собственность следующие виды объектов:
здания, строения, сооружения с жилыми и нежилыми помещениями и их комплексы, построенные за счет установленных органами государственной власти отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
объекты инженерной инфраструктуры муниципальных образований, благоустройства, местного пассажирского транспорта;
объекты розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, за исключением объектов закрытой сети (в том числе на территориях воинских частей);
объекты складского назначения и производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и оказания услуг муниципальными организациями;
объекты здравоохранения, культуры и спорта, за исключением объектов, имеющих федеральное или региональное значение;
образовательные учреждения, за исключением учреждений, имеющих федеральное или региональное значение, а также специальных образовательных учреждений.
особо охраняемые природные территории местного значения, за исключением территорий археологического наследия (памятников археологии);
объекты культурного наследия, отнесенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) местного значения (в том числе жилищный фонд);
обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд;
объекты, необходимые для эксплуатации, технического учета, инвентаризации, обслуживания, содержания, ремонта и строительства объектов (в том числе оборудование, транспорт), виды которых указаны в настоящей статье.
2. В муниципальную собственность могут передаваться иные объекты, функциональное назначение которых соответствует решению задач комплексного социально-экономического развития территорий муниципальных образований и по которым законодательство Российской Федерации не ограничивает право муниципальных образований на владение этими объектами.
Статья 4. Инициатива передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность
Инициатива передачи объектов федеральной собственности в собственность муниципальных образований принадлежит федеральным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления или населению муниципальных образований.
Порядок внесения инициативы о передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность населением муниципального образования и порядок ее рассмотрения органами местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования.
Статья 5. Условия передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность
1. Передача объектов федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляется безвозмездно.
2. При решении вопроса о передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность должны учитываться требования:
сохранения технологического единства инженерных, учебных, лечебно-профилактических комплексов (систем);
организации управления объектами и их безопасной эксплуатации;
предотвращения выведения объектов, не являющихся автономными по характеру их функционирования, из состава подлежащих к передаче объектов;
охраны и обеспечения сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
3. К документам о передаче объектов федеральной собственности может прилагаться экономическое обоснование необходимости передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность.
4. Передача объектов федеральной собственности, указанных в пункте 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, осуществляется по согласованию с соответствующим субъектом Российской Федерации. Согласование с субъектом Российской Федерации вопроса о передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в отношении объектов, являющихся филиалами и структурными подразделениями федеральных унитарных предприятий, не требуется.
5. Передача в муниципальную собственность объектов федеральной собственности, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), осуществляется по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
6. Передача объектов федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляется по передаточному акту с технической документацией, другими необходимыми сведениями об объекте.
7. При передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность муниципальному образованию не могут быть переданы в порядке правопреемства связанные с такими объектами долги и убытки, независимо от их видов, размера и происхождения.
8. Правительство Российской Федерации одновременно с принятием решения о передаче объектов федеральной собственности в собственность муниципальных образований предусматривает в проекте федерального бюджета на следующий финансовый год финансовые средства или доходные источники муниципальных образований на содержание переданных объектов, а в случае необходимости на восстановление таких объектов.
Статья 6. Основания отказа в передаче и принятии объектов федеральной собственности в собственность муниципальных образований
1. Правительство Российской Федерации вправе отказать органам местного самоуправления в передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в случае, если:
имеется установленное законодательством Российской Федерации ограничение на отчуждение объекта федеральной собственности;
функциональное назначение объекта не соответствует функциональному назначению объекта местного значения.
2. Органы местного самоуправления вправе отказаться от принятия объектов федеральной собственности в муниципальную собственность, в том числе в случае, если:
функциональное назначение объектов не может обеспечить решение вопросов местного значения;
содержание или восстановление передаваемых объектов требует значительных материальных и финансовых средств, а передача финансовых средств на указанные цели не предусматривается либо объем передаваемых финансовых средств не соответствует затратам на содержание или восстановление таких объектов;
при эксплуатации объекта может возникнуть угроза экологической безопасности на территории муниципального образования и перепрофилирование объекта невозможно;
на территории муниципального образования отсутствуют организации инженерной и социальной инфраструктур, необходимые для обеспечения эксплуатации, обслуживания и содержания передаваемого объекта.
Статья 7. Порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность по инициативе федеральных органов исполнительной власти
1. При передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность по инициативе федеральных органов исполнительной власти, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление соответствующими объектами федеральной собственности, вносят в федеральный орган по управлению государственным имуществом предложения о необходимости передачи объектов федеральной собственности в собственность муниципального образования, на территории которого находятся указанные объекты.
2. Федеральный орган по управлению государственным имуществом:
рассматривает предложения федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
на основании представленных федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти материалов составляет перечни объектов, которые могут быть переданы в муниципальную собственность;
направляет перечни объектов для согласования в органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находятся объекты федеральной собственности, признанные подлежащими передаче в муниципальную собственность, субъектам Российской Федерации (в отношении объектов, указанных в пункте 2 статьи 3 настоящего Федерального закона), федеральный орган охраны объектов культурного наследия (в отношении объектов, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры).
3. Федеральный орган по управлению государственным имуществом вправе по собственной инициативе подготавливать перечни объектов, передача которых в муниципальную собственность предусмотрена настоящим Федеральным законом, за исключением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
4. При составлении перечней объектов федеральной собственности, подлежащих передаче в муниципальную собственность, должны учитываться требования, установленные пунктом 2 статьи 5 настоящего Федерального закона.
5. Субъект Российской Федерации, федеральный орган охраны объектов культурного наследия в течение двух месяцев с момента поступления перечня рассматривают по вопросам их ведения перечень объектов федеральной собственности и направляют в федеральный орган по управлению государственным имуществом и орган местного самоуправления муниципального образования решение о согласии или возражении на передачу (с обоснованием возражений) объектов федеральной собственности в собственность данного муниципального образования.
6. Решение о согласии на принятие или об отказе в принятии объектов федеральной собственности в муниципальную собственность принимается представительным органом местного самоуправления и направляется в течение двух месяцев с момента получения перечня объектов федеральной собственности в федеральный орган по управлению государственным имуществом.
7. Федеральный орган по управлению государственным имуществом на основании решения представительного органа местного самоуправления о согласии на принятие объектов федеральной собственности, согласия федерального органа охраны объектов культурного наследия (в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и решения о согласии субъекта Российской Федерации, на территории которого находится данное муниципальное образование, на передачу объектов федеральной собственности в муниципальную собственность (в отношении объектов, указанных в пункте 2 статьи 3 настоящего Федерального закона) в течение одного месяца с момента получения решений перечисленных в настоящем пункте органов вносит в Правительство Российской Федерации проект решения о передаче объектов федеральной собственности в собственность муниципального образования.
8. Правительство Российской Федерации в течение двух месяцев принимает решение о передаче объектов федеральной собственности в собственность муниципального образования.
Решение Правительства Российской Федерации направляется в представительный орган местного самоуправления муниципального образования и соответствующему субъекту Российской Федерации, на территории которого находится муниципальное образование, в собственность которого передаются объекты федеральной собственности, а в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в федеральный орган охраны культурного наследия.
Данное решение подлежит опубликованию в местном периодическом печатном издании в недельный срок.
Статья 8. Порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность по инициативе муниципальных образований
1. В случае, если с инициативой о передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность обращаются органы местного самоуправления или население муниципального образования, органы местного самоуправления муниципального образования с соблюдением требований настоящего Федерального закона и в порядке, установленном уставом данного муниципального образования, составляют, рассматривают и утверждают перечень объектов федеральной собственности, подлежащих передаче в муниципальную собственность.
2. Утвержденный представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования перечень объектов федеральной собственности направляется в Правительство Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов, указанных в пункте 2 статьи 3 настоящего Федерального закона), на территории которого находится данное муниципальное образование, и в федеральный орган охраны объектов культурного наследия (в отношении объектов, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры).
3. Субъект Российской Федерации, на территории которого находится данное муниципальное образование, федеральный орган охраны объектов культурного наследия в течение двух месяцев с момента получения перечня рассматривают его по вопросам их ведения и сообщают органу местного самоуправления и федеральному органу по управлению государственным имуществом, уполномоченному Правительством Российской Федерации на рассмотрение данного вопроса, решение о согласии или возражении на передачу (с обоснованием возражений) объектов федеральной собственности в собственность данного муниципального образования.
4. Представительный орган местного самоуправления имеет право направить на рассмотрение Правительства Российской Федерации перечни объектов в случае возражений субъекта Российской Федерации или федерального органа охраны культурного наследия на передачу отдельных объектов либо неполучения от субъекта Российской Федерации или федерального органа охраны культурного наследия ответа в течение двух месяцев.
5. По поручению Правительства Российской Федерации федеральный орган по управлению государственным имуществом в течение трех месяцев с момента поступления перечня объектов рассматривает его на соответствие перечисленных в перечне объектов требованиям настоящего Федерального закона и вносит в Правительство Российской Федерации проект решения о передаче включенных в перечень объектов или отдельных объектов в собственность соответствующего муниципального образования. К проекту прилагается решение субъекта Российской Федерации о согласии на передачу указанных объектов в муниципальную собственность или о возражении на передачу указанных объектов в муниципальную собственность, а в отношении объектов, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), - решение федерального органа охраны объектов культурного наследия.
Правительство Российской Федерации в течение двух месяцев принимает решение о передаче объектов в собственность соответствующего муниципального образования.
6. В случае несоответствия отдельных объектов, включенных в перечень представительными органами местного самоуправления, требованиям настоящего Федерального закона федеральный орган по управлению государственным имуществом вносит в Правительство Российской Федерации предложения об отказе в передаче таких объектов муниципальному образованию. Правительство Российской Федерации принимает решение об отказе в передаче таких объектов в собственность муниципального образования.
Статья 9. Возникновение права собственности муниципального образования на объекты федеральной собственности
1. Право собственности муниципального образования на объекты федеральной собственности возникает на основании принятого в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона решения Правительства Российской Федерации о передаче объектов федеральной собственности и решения представительных органов местного самоуправления о приеме объектов федеральной собственности в муниципальную собственность.
2. Право собственности муниципального образования на объекты, переданные из федеральной собственности, подлежит государственной регистрации в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 10. Рассмотрение споров
Споры, возникающие в связи с передачей объектов федеральной собственности в муниципальную собственность, рассматриваются в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.
Статья 11. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Со вступлением в силу настоящего Федерального закона Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" действует в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Статья 12. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.