1-й Западный окружной военный суд в составе председательствующего Возьного А.Я., судей Постникова В.Н. и Царькова В.Н. при секретаре судебного заседания Рогачевой А.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Воркутинского гарнизонного военного суда от 10 сентября 2019 года по административному исковому заявлению военнослужащего "данные изъяты" Чубиряева Максима Евгеньевича о признании незаконным решения Центральной жилищной комиссии (далее - ЦЖК) ФСО России об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Чубиряев М.Е. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил отменить решение ЦЖК ФСО России от 12 апреля 2019 года об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях и обязать административного ответчика принять его на указанный учет по избранному месту жительства в "данные изъяты".
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления Чубиряеву отказал.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью установленных обстоятельств, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, а также неправильным применением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Воспроизводя положения части 9 статьи 226 КАС РФ, Чубиряев со ссылкой на часть 3 статьи 62 того же Кодекса утверждает, что суд первой инстанции неправильно распределил бремя доказывания, вследствие чего необоснованно пришел к выводу о законности оспариваемого решения ЦЖК ФСО России.
Не соглашаясь с выводами гарнизонного военного суда, Чубиряев указывает, что решение "данные изъяты" от 27 ноября 2017 года служит доказательством его принудительного выселения из жилого помещения по "адрес", а потому не может свидетельствовать о намеренном ухудшении им своих жилищных условий.
Ссылаясь на положения статьи 53 ЖК РФ, Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 N 1280, Чубиряев отмечает, что негативная оценка действий гражданина по намеренному ухудшению своих жилищных условий может быть обусловлена исключительно его желанием быть принятым на жилищный учет. При этом наличие умысла на совершение таких действий подлежит доказыванию административным ответчиком. Однако доказательств, подтверждающих законность оспариваемого решения ЦЖК ФСО, суду не представлено.
Ссылаясь на данные о частичном износе в 1999 году дома, из которого он был выселен, Чубиряев утверждает, что в 2017 году этот дом являлся аварийным и подлежал сносу.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы окружной военный суд приходит к следующему.
Вопреки доводам административного истца судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, положенные в основу решения, основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения, не допущено.
В соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Из этой нормы следует, что право военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть при условии нуждаемости в обеспечении их жилыми помещениями.
По делу установлено, что Чубиряев, назначенный на воинскую должность после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации высшего образования и получивший в 1999 году первое офицерское звание, в силу абзаца 7 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
Право военнослужащих указанной категории на обеспечение жильем для постоянного проживания по избранному месту жительства в силу абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возникает непосредственно по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а также при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" если военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с указанным федеральным законом, одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в декабре 2009 года Чубиряев был обеспечен жильем для постоянного проживания, хотя и не в специальном порядке, предусмотренном для военнослужащих, поскольку был вселен в качестве члена семьи собственника в жилое помещение, находящееся по "адрес", собственником ? доли в котором являлась сестра административного истца ФИО10.
Поскольку общая площадь указанного жилого помещения составляла 104, 7 кв.м, с учетом размера доли его сестры на Чубиряева приходилось 26, 175 кв.м, то есть более учетной нормы, установленной решением "данные изъяты" от 28 ноября 2005 года N (10, 5 кв.м), а потому он являлся обеспеченным жильем по установленным нормам.
В соответствии с частью 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Решением "данные изъяты" суда от 27 ноября 2017 года, принятым по иску своей сестры ФИО11, Чубиряев выселен из указанного жилого помещения, поскольку надлежащим образом не реализовывал свое право на проживание в нем.
Согласно части 1 статьи 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
По смыслу приведенной нормы, поскольку выселение связано с прекращением права пользования жилым помещением, окружной военный суд приходит к выводу о том, что до вступления в конце декабря 2017 года в законную силу решения "данные изъяты" суда Чубиряев сохранял такое право наравне с собственником.
Следует отметить, что в рассмотрении городским судом дела Чубиряев участия не принимал, возражений относительно заявленных исковых требований своей сестры не заявлял, в установленном законом порядке решение не обжаловал.
То есть, действуя в собственном интересе, Чубиряев добровольно отказался от своего законного права на проживание в квартире своей сестры, где был обеспечен жильем по установленным нормам и не был как - либо ограничен в праве пользования им.
При этом 1 ноября 2017 года, то есть до принятия решения о выселении, Чубиряев заключил договор найма квартиры, находящейся по "адрес" (т. 1, л.д. 74 -77 (т. 2, л.д. 55-59).
В ноябре 2018 года Чубиряев обратился в жилищную комиссию ЦССИ ФСО России с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении и принятии его на учет для обеспечения жилым помещением в "данные изъяты"
Данные обстоятельства, с учетом обращения административного истца в жилищную комиссию с вопросом о необходимости постановки его на жилищный учет для последующего обеспечения жилым помещением в том же населенном пункте, где он ранее был обеспечен жильем, но без наличия к тому оснований от своего права проживания в нем отказался, указывают на то, что Чубиряев совершил умышленные действия с целью создания искусственных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его другим жильем, что в силу положений части 1 статьи 10 ГК РФ свидетельствует о заведомо недобросовестном осуществлении им гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичное правило содержится в пункте 6 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 (далее - Правила), где указано, что военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Оспариваемым решением ЦЖК ФСО России от 12 апреля 2019 года Чубиряеву было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ в связи с тем, что не истек пятилетний срок, предусмотренный статьей 53 ЖК РФ.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции о признании соответствующим действующему законодательству решения административного ответчика и об отказе в удовлетворении заявленных Чубиряевым требований является правильным, соответствующим правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О.
Согласно решению "данные изъяты" суда от 27 ноября 2017 года на момент выселения из дома, находящегося по "адрес", данное жилое помещение являлось пригодным для проживания объектом недвижимости (т.1, л.д.72).
Поскольку материалы дела не содержат иных сведений относительно аварийности данного жилого помещения, довод жалобы о его ином состоянии на момент принятия оспариваемого решения ЦЖК ФСО России является беспредметным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение принятого по делу решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Воркутинского гарнизонного военного суда от 10 сентября 2019 года по административному исковому заявлению "данные изъяты" Чубиряева Максима Евгеньевича оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.