Пояснительная записка
по вопросу ратификации Договора о Таможенном Союзе и Едином экономическом пространстве
Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве подписан президентами Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан в г.Москве 26 февраля 1999 года.
Договор предусматривает осуществление государствами-участниками Таможенного союза согласованного комплекса мер в основных сферах экономического сотрудничества в целях создания условий для эффективного функционирования общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда.
Определен поэтапный принцип формирования единого экономического пространства. На первом этапе предполагается завершить формирование Таможенного союза на базе обеспечения режима свободной торговли, установления единого порядка регулирования внешнеторговой деятельности, создания общего таможенного тарифа и однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующихся на универсальных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве, упрощения и последующей отмены таможенного контроля на внутренних таможенных границах.
На втором этапе намечается создание единого экономического пространства, включающего согласованные действия по основным направлениям и этапам структурной перестройки экономик государств-участников Договора, обеспечивающие эффективное использование производственного и агропромышленного потенциалов, формирование благоприятного инвестиционного климата, проведение согласованной антимонопольной, налоговой и финансовой политики.
В процессе реализации Договора предполагается принимать согласованные меры по гармонизации законодательных и иных правовых актов государств-участников Договора, которые оказывают непосредственное воздействие на выполнение сторонами его положений.
Статья 70 Договора предусматривает его ратификацию. Кроме того, Договор содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством, и на основании пп.1(а) и 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" необходима его ратификация.
Предусмотренный Договором переход государств-участников Таможенного союза на принцип взимания косвенных налогов "по стране назначения" вместо действующего в настоящее время в Российской Федерации принципа "по стране происхождения" по той же схеме, которая действует в торговых отношениях со странами дальнего зарубежья, будет невыгоден России в связи с ее положительным сальдо в торговле с государствами-участниками СНГ и Таможенного союза, которое складывается в основном за счет экспорта энергоресурсов, и необходимостью возмещения из федерального бюджета экспортером затрат по материальным ресурсам на сумму налога на добавленную стоимость.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статье 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" при экспорте товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа) в государства-участники СНГ с 1 июля 2001 г. предусмотрено применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов.
Кроме того, Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июня 2000 г. N 459 "О подписании соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами государств-участников СНГ о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле". В утвержденном данным постановлением тексте типового соглашения предусматривается норма о неприменении договаривающимися сторонами нулевой ставки косвенных налогов в отношении природного газа и нефти, включая стабильный газовый конденсат.
В связи с этим в проекте федерального закона о ратификации Договора предусматривается сделать оговорку, обуславливающую введение в действие статей 16 и 28 Договора, касающихся обязательств по переходу стран Таможенного союза в торговле с третьими странами и между собой на взимание косвенных налогов (НДС и акцизов) "по стране назначения", подписанием двусторонних межправительственных соглашений о принципах взимания косвенных налогов.
При таком подходе ратификация Договора не повлечет отрицательных финансовых последствий для федерального бюджета. Что касается последующей реализации его положений, то результаты будут иметь для экономики Российской Федерации позитивный характер.
Так, полная отмена ограничений во взаимной торговле с государствами-участниками Таможенного союза и введение ими Общего таможенного тарифа в отношении третьих стран будет стимулировать в условиях общего рынка прирост промышленного и сельскохозяйственного производства, что, по прогнозным оценкам, позволит увеличить ежегодный прирост товарооборота Российской Федерации со странами Таможенного союза и с третьими странами, а также валового внутреннего продукта.
В более отдаленной перспективе возможен дополнительный экономический эффект за счет предусмотренных в Договоре отмены таможенного контроля на внутренних таможенных границах и создания единой таможенной территории, что практически будет означать сокращение нагрузки на федеральный бюджет за счет ликвидации таможенной границы Российской Федерации с Республикой Казахстан, насчитывающей в настоящее время 72 таможенных поста (затраты на содержание этой таможенной границы оцениваются примерно в 70 млн. долларов).
Таким образом, в целом реализация Договора уже в ближайшие годы позволит увеличить доходы федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.