Проект федерального закона N 83224-3
"Об охране почв"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения (ст. 1-7)
Глава II. Государственное регулирование деятельности в (ст.8 - 16)
области охраны почв
Глава III. Организация деятельности в области охраны почв (ст. 17-22)
Глава IV. Контроль в области охраны почв (ст. 23-25)
Глава V. Экономический механизм регулирования (ст. 26-28)
деятельности в области охраны почв
Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства (ст. 29-30)
Российской Федерации в области охраны почв
Глава VII. Международное сотрудничество Российской (ст. 31)
Федерации в области охраны почв
Глава VIII. Заключительные положения (ст. 32)
Настоящий Федеральный закон направлен на охрану почв как одного из основных компонентов окружающей природной среды и регулирует отношения в области охраны почв в целях реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
почвы - поверхностный слой земли, представляющий собой природное образование, состоящее из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающее особым составом, строением и свойствами в зависимости от природно-климатических условий почвообразования, обеспечивающее среду обитания и жизнедеятельности человека, животных и растений, и выполняющее экологические, санитарно-гигиенические и хозяйственные функции;
деградация почв - устойчивое негативное изменение состава, строения и свойств почв, включая частичное или полное разрушение почв, в результате хозяйственной и иной деятельности, а также воздействия иных факторов природного и техногенного характера, приводящее к ухудшению или утрате способности почв выполнять свои функции;
загрязнение почв - поступление и накопление в почвах химических, радиоактивных, биологических веществ и микроорганизмов, а также отходов производства и потребления, в количествах, которые могут представлять или представляют угрозу здоровью и жизни человека и животных, жизнедеятельности почвенных организмов, приводящее к ухудшению или утрате способности почв выполнять свои функции;
качество почв - совокупность определенного состава, строения и свойств почв, определяющих степень пригодности почв для обитания и жизнедеятельности человека, животных, растений и почвенных организмов, а также степень пригодности почв для хозяйственного использования;
воздействие на почвы - действия, которые приводят к изменению качества и функций почв;
норматив качества почв - показатель качества почв, который отражает предельно допустимое изменение строения и свойств почв и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду и сохраняется пригодность почв для хозяйственного использования;
норматив предельно допустимого воздействия на почвы - показатель предельно допустимого уровня механического, физического, химического, радиационного или биологического воздействия на почвы, при котором воздействие одного из них и всех других воздействий не приведет к превышению норматива предельно допустимой нагрузки на почвы;
норматив предельно допустимой нагрузки на почвы - показатель комплексного воздействия различных видов хозяйственной и иной деятельности на почвы, при котором обеспечиваются нормативы качества почв;
вред, причиненный почвам - ухудшение качества почв, вызванное воздействием хозяйственной и иной деятельностью, а также в результате чрезвычайных ситуаций техногенного характера, и приводящее к ухудшению или утрате способности почв выполнять свои функции;
восстановление почв - совокупность мероприятий по восстановлению качества и функций почв, утраченных в результате негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на почвы, а также в результате чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
плодородный слой почвы - слой почвы, обладающий способностью удовлетворять потребность растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде;
почвенные организмы - совокупность обитающих в почвах организмов, участвующих в процессе почвообразования, жизнедеятельность которых определяет свойства и функции почв;
эталонные почвы - почвы с неизмененными или малоизмененными в процессе хозяйственной и иной деятельности строением и свойствами, которые соответствуют природно-климатическим условиям их образования;
охрана почв - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами и направленных на предотвращение деградации и загрязнения почв, а также на восстановление деградированных и загрязненных почв.
Статья 2. Правовое регулирование в области охраны почв
1. Правовое регулирование в области охраны почв основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
2. Отношения, возникающие в процессе использования земель, регулируются настоящим Федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для охраны почв.
3. Имущественные и административные отношения, возникающие в области охраны почв, регулируются земельным, гражданским, административным и иным законодательством Российской Федерации.
Статья 3. Участники отношений в области охраны почв
Участниками отношений в области охраны почв являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане, иностранные граждане, лица без гражданства (далее - физические лица), индивидуальные предприниматели и юридические лица, включая иностранные юридические лица, любых организационно-правовых форм (далее - юридические лица).
В отношениях в области охраны почв от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также от муниципальных образований участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках своей компетенции, установленной законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Статья 4. Основные принципы деятельности в области охраны почв
Основными принципами деятельности в области охраны почв являются:
государственное регулирование деятельности в области охраны почв;
приоритет применения экологически безопасных почвозащитных технологий и других мер по охране почв при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения мероприятий по предотвращению деградации и загрязнения почв и по восстановлению деградированных и загрязненных почв;
учет качества почв при определении стоимостных характеристик земельных участков;
единство требований, норм и правил в области охраны почв на территории Российской Федерации;
гласность, полнота и достоверность информации о состоянии почв и проводимых мероприятиях по охране почв;
научная обоснованность мер по охране почв;
участие общественности при принятии решений в области охраны почв;
неотвратимость ответственности за вред, причиненный почвам.
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области охраны почв
К полномочиям Российской Федерации в области охраны почв относятся:
формирование и проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области охраны почв;
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области охраны почв;
определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на государственное регулирование деятельности в области охраны почв;
установление порядка разработки и утверждения нормативов в области охраны почв;
формирование и обеспечение реализации федеральных программ по охране почв и иных программ, включающих мероприятия по охране почв;
установление порядка организации и ведения государственного учета деградированных и загрязненных почв;
установление порядка проведения государственного мониторинга состояния почв;
установление порядка проведения обследований состояния почв;
установление порядка организации и ведения Красной книги почв Российской Федерации;
организация и осуществление государственного контроля в области охраны почв;
предоставление информации в области охраны почв;
обеспечение проведения научных исследований в области охраны почв;
осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны почв;
иные полномочия в области охраны почв.
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области охраны почв
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области охраны почв относятся:
реализация государственной политики в области охраны почв на территории субъекта Российской Федерации;
участие в пределах своей компетенции в разработке и утверждении нормативов в области охраны почв;
разработка и реализация региональных программ по охране почв, участие в разработке и реализации федеральных программ по охране почв и иных программ, включающих мероприятия по охране почв;
участие в пределах своей компетенции в организации и осуществлении государственного контроля в области охраны почв;
организация информирования населения о состоянии почв и проводимых мероприятиях по охране почв;
организация и ведение красных книг почв субъектов Российской Федерации;
участие в пределах своей компетенции в организации и ведении государственного учета деградированных и загрязненных почв и государственного мониторинга состояния почв;
организация и проведение обследований состояния почв;
иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации в области охраны почв.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны почв
Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в области охраны почв в пределах полномочий, предоставленных им законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Глава II. Государственное регулирование деятельности в области охраны почв
Статья 8. Государственное регулирование деятельности в области охраны почв
1. Государственное регулирование деятельности в области охраны почв осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на государственное регулирование деятельности в области охраны почв, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Государственное регулирование деятельности в области охраны почв включает:
нормирование в области охраны почв;
ведение государственного учета деградированных и загрязненных почв;
проведение государственного мониторинга состояния почв;
разработку и реализацию федеральных и региональных программ по охране почв или иных программах, включающих мероприятия по охране почв;
лицензирование деятельности в области охраны почв;
предоставление информации о состоянии почв и проводимых мероприятиях по охране почв;
организацию деятельности в области охраны почв;
организацию и осуществление государственного контроля в области охраны почв;
формирование и обеспечение реализации экономических механизмов регулирования деятельности в области охраны почв;
привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны почв.
Статья 9. Нормирование в области охраны почв
1. В целях определения критериев допустимого воздействия механических, физических, химических и биологических факторов на почвы, обеспечивающих их безопасность для человека, животных, растений, почвенных организмов и других компонентов окружающей природной среды, а также в целях оценки состояния почв осуществляется нормирование в области охраны почв.
2. Нормирование в области охраны почв включает в себя:
установление нормативов в области охраны почв;
пересмотр и совершенствование нормативов в области охраны почв по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов;
регистрацию и систематизацию нормативов в области охраны почв;
формирование и ведение единой базы данных нормативов в области охраны почв.
3. Нормирование в области охраны почв осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на государственное регулирование деятельности в области охраны почв, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Нормативы в области охраны почв
1. К нормативам в области охраны почв относятся нормативы качества почв, нормативы предельно допустимых воздействий и нормативы предельно допустимых нагрузок на почвы.
2. Нормативы качества почв устанавливаются с целью оценки состояния почв и определения допустимого изменения качества почв под воздействием хозяйственной и иной деятельности, при котором почвы сохраняют способность выполнять экологические, санитарно-гигиенические и хозяйственные функции.
Нормативы качества почв устанавливаются с учетом природно-климатическим условиям почвообразования исходя из критериев:
безопасности деградированных и загрязненных почв для животных, растений, почвенных организмов и других компонентов окружающей природной среды;
санитарно-гигиенической безопасности деградированных и загрязненных почв для здоровья и жизни человека;
пригодности почв как природного ресурса в различных отраслях хозяйственного использования.
3. В целях государственного регулирования различных видов воздействия на почвы устанавливаются нормативы предельно допустимых воздействий на почвы.
Нормативы предельно допустимых воздействий на почвы устанавливаются в зависимости от вида хозяйственной и иной деятельности, при котором:
почвы используются как природный ресурс;
почвы частично или полностью разрушаются;
почвы подвергаются воздействию через другие компоненты окружающей природной среды посредством выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сбросов их в водные объекты, размещения отходов производства и потребления.
4. Нормативы предельно допустимых нагрузок на почвы устанавливаются с целью учета и оценки суммарного воздействия на почвы.
5. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, а также лимиты на размещение отходов производства и потребления, должны устанавливаться с учетом нормативов качества почв.
Статья 11. Государственный учет деградированных и загрязненных почв
Государственный учет деградированных и загрязненных почв на землях всех категорий ведется на основании обследований состояния почв. Данные государственного учета деградированных и загрязненных почв включаются в состав сведений государственного земельного кадастра.
Порядок ведения государственного учета деградированных и загрязненных почв определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Государственный мониторинг состояния почв
Государственный мониторинг состояния почв проводится в рамках государственного мониторинга окружающей природной среды и государственного мониторинга земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Программы по охране почв
1. В целях сохранения почв, планирования мер по предотвращению деградации и загрязнения почв, а также по восстановлению деградированных и загрязненных почв, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают соответственно федеральные, региональные и местные программы по охране почв, а также иные программы, включающие мероприятия по охране почв.
2. Финансирование программ по охране почв осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Лицензирование деятельности в области охраны почв
Лицензированию в области охраны почв подлежат следующие виды деятельности:
проведение обследований состояния почв и выявления деградированных и загрязненных почв;
разработка и проведение мероприятий по восстановлению деградированных и загрязненных почв.
Лицензирование деятельности в области охраны почв осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей природной среды.
Статья 15. Учет качества почв при определении стоимостных характеристик земельных участков
При определении стоимостных характеристик земельных участков учитываются качество почв, в том числе степень деградации и (или) уровень загрязнения почв в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Информация о состоянии почв и проводимых мероприятиях по охране почв
Информация о состоянии почв и проводимых мероприятиях по охране почв является открытой и общедоступной за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
Порядок предоставления информации о состоянии почв и проводимых мероприятиях по охране почв определяется законодательством Российской Федерации об информации и информационных услугах.
Глава III. Организация деятельности в области охраны почв
Статья 17. Требования в области охраны почв при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
1. Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающей воздействие на почвы, обязаны принимать меры по сохранению почв, предотвращению деградации и загрязнения почв и не допускать превышения предельно допустимых воздействий и предельно допустимых нагрузок на почвы.
2. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на почву, должна проводиться в соответствии с требованиями, нормами и правилами в области охраны почв, охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, промышленной и радиационной безопасности.
3. Осуществление хозяйственной и иной деятельности не должно приводить к ухудшению качества почв на территории объекта этой деятельности, а также на прилегающих территориях.
4. Физические и юридические лица до начала осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на почвы, должны обеспечить определение и оценку состояния почв.
Исходное состояние почв регистрируется в документации, удостоверяющей право на земельный участок.
5. При ликвидации объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на почвы, физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на указанных объектах, обязаны обеспечить проведение мер по восстановлению почв до состояния, соответствующего установленным нормативам качества почв.
6. Стандарты на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказывать вредное воздействие на почвы, устанавливаются в соответствии с требованиями охраны почв.
7. Техника, технологии, оборудование, материалы, вещества и иная продукция, которые оказывают воздействие на почвы, подлежат сертификации на соответствие их нормативам предельно допустимых воздействий на почвы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Обследование состояния почв и выявление деградированных и загрязненных почв
1. В целях определения и оценки состояния почв, а также выявления деградированных и загрязненных почв, проводится обследование состояния почв.
Обследование состояния почв осуществляется по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также по ходатайствам физических и юридических лиц.
2. Проведение обследования состояния почв, а также выявления деградированных и загрязненных почв, осуществляется физическими или юридическими лицами на основе лицензий, выданных в установленном порядке.
3. Финансирование работ по проведению обследований состояния почв, а также по выявлению деградированных и загрязненных почв, осуществляется за счет средств органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или средств физических и юридических лиц, по ходатайству которых проводятся указанные работы, а также за счет иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
4. Порядок проведения обследований состояния почв, а также выявления деградированных и загрязненных почв, устанавливается федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на государственное регулирование деятельности в области охраны почв.
Статья 19. Требования к восстановлению деградированных и загрязненных почв
1. В случаях выявления деградированных и загрязненных почв должно проводиться восстановление деградированных и загрязненных почв до состояния, соответствующего установленным нормативам качества почв.
2. Порядок, условия и сроки проведения восстановления деградированных и загрязненных почв устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного регулирования деятельности в области охраны почв в соответствии с их компетенцией.
3. Проведение работ по восстановлению почв осуществляется физическими или юридическими лицами на основе лицензий, выданных в установленном порядке, в соответствии с проектом восстановления почв, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
4. После проведения восстановления деградированных и загрязненных почв восстановленные почвы подлежат обязательной сертификации.
5. Разработка и проведение мероприятий по восстановлению деградированных и загрязненных почв осуществляется за счет средств физических и юридических лиц, деятельность которых привела к деградации и загрязнению почв.
В случаях, если лицо, по вине которого произошла деградация и загрязнение почв, не установлено, или в случаях, если деградация и загрязнение почв произошли в результате действия или бездействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, затраты на восстановление деградированных и загрязненных почв определяются за счет средств соответствующих бюджетов.
Статья 20. Требования к снятию, сохранению и использованию плодородного слоя почвы
1. При разработке полезных ископаемых открытым способом, проведении строительных и других работ, связанных с частичным или полным разрушением почв, физические и юридические лица обязаны осуществлять снятие, сохранение и последующее использование плодородного слоя почвы.
2. Условия снятия, сохранения и дальнейшего использования плодородного слоя почвы устанавливаются на основании проекта рекультивации нарушенных земель, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Проекты рекультивации нарушенных земель разрабатываются с учетом требований и нормативов в области охраны почв.
3. Плодородный слой почвы используется для восстановления почв на территориях с разрушенными почвами, а также для улучшения качества почв земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, городских и иных поселений, природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения.
4. Плодородный слой почвы, снимаемый на территории городских, сельских и иных поселений, используется для озеленения и благоустройства этих территорий при соответствии плодородного слоя почвы санитарно-гигиеническими нормативам качества почв.
5. Запрещается вывоз плодородного слоя почвы за пределы Российской Федерации.
Порядок вывоза образцов почв и почвенных коллекций за пределы Российской Федерации определяется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на государственное регулирование деятельности в области охраны почв, в соответствии с их компетенцией.
Статья 21. Охрана эталонных, редких и находящихся под угрозой исчезновения почв
1. В целях сохранения природного разнообразия почв учреждается Красная книга почв Российской Федерации и могут учреждаться красные книги почв субъектов Российской Федерации. Внесению в Красную книгу почв подлежат эталонные, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы.
Порядок ведения Красной книги почв Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
2. При использовании земельных участков с эталонными, редкими и находящимися под угрозой исчезновения почвами, вводятся ограничения деятельности, направленные на сохранение этих почв.
3. Земельные участки с эталонными, редкими и находящимися под угрозой исчезновения почвами могут объявляться памятниками природы с установлением режима охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
4. Порядок отнесения почв к эталонным, редким и находящимся под угрозой исчезновения почвами, а также порядок выделения и установления режимов использования земельных участков с эталонными, редкими и находящимися под угрозой исчезновения почвами, определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 22. Охрана почвенных организмов и сохранение их биологического разнообразия
Охрана почвенных организмов и сохранение их биологического разнообразия является составной частью охраны почв.
Охрана почвенных организмов и сохранение их биологического разнообразия осуществляется в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о животном и растительном мире.
Глава IV. Контроль в области охраны почв
Статья 23. Государственный контроль в области охраны почв
1. Государственный контроль в области охраны почв осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на государственное регулирование деятельности в области охраны почв, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
2. Государственный контроль в области охраны почв осуществляется в рамках государственного экологического контроля и государственного контроля за использованием и охраной земель и включает:
контроль за состоянием почв и их изменением под воздействием хозяйственной и иной деятельности;
контроль за соблюдением требований, норм и правил в области охраны почв;
контроль за реализацией федеральных и региональных программ по охране почв;
контроль за выполнением мероприятий по охране почв;
выявление нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны почв;
контроль за принятием мер по устранению выявленных нарушений в области охраны почв;
привлечение к ответственности физических, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении требований законодательства Российской Федерации в области охраны почв.
Статья 24. Производственный контроль в области охраны почв
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, которая оказывает воздействие на почвы, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны почв.
Порядок осуществления производственного контроля в области охраны почв определяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие данную деятельность, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на государственное регулирование деятельности в области охраны почв.
Статья 25. Общественный контроль в области охраны почв
Общественный контроль в области охраны почв осуществляют общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации об общественных объединениях.
Глава V. Экономический механизм регулирования деятельности в области охраны почв
Статья 26. Принципы экономического механизма регулирования деятельности в области охраны почв
Основными принципами экономического регулирования в области охраны почв являются:
финансирование деятельности в области охраны почв;
экономическое стимулирование деятельности в области охраны почв.
Статья 27. Финансирование деятельности в области охраны почв
1. Финансирование деятельности в области охраны почв может осуществляться за счет:
средств федерального бюджета;
средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
средств местных бюджетов;
средств субъектов хозяйственной и иной деятельности;
иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
2. Источниками финансирования разработки и осуществления мероприятий по охране почв в соответствующих бюджетах являются:
средства земельного налога и арендной платы за землю;
платежи за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов производства и потребления;
средства, взыскиваемых по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среды в результате деградации и загрязнения почв;
средства штрафов, взыскиваемых с физических, юридических и должностных лиц, при нарушении законодательства в области охраны почв.
Статья 28. Экономическое стимулирование деятельности в области охраны почв
Экономическое стимулирование деятельности в области охраны почв осуществляется посредством предоставления физическим и юридическим лицам льгот при внедрении ими почвозащитных технологий и осуществлении других мер по охране почв в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации могут быть установлены иные виды экономического стимулирования деятельности в области охраны и рационального использования почв.
Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны почв
Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны почв
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны почв, несут административную, гражданско-правовую, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 30. Возмещение вреда, причиненного почвам
1. Вред, причиненный почвам в результате умышленного или неосторожного действия или бездействия физических и юридических лиц, а также органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, подлежит возмещению в полном объеме в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с учетом особенностей, изложенных в настоящем Федеральном законе.
2. Причинитель вреда обязан обеспечить проведение работ по фактическим затратам на восстановление почв до состояния, соответствующего установленным нормативам качества почв.
В случае технологической невозможности восстановления почв в полном объеме, причинитель вреда обязан компенсировать в денежном выражении вред, причиненный почвам, правообладателю земельного участка в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, причиненного почвам.
3. Возмещение вреда, причиненного почвам, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда на основании исков правообладателей земельных участков, почвам которых был причинен вред, или органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны почв.
В случае, если вред почвам причинен непосредственно правообладателем земельного участка, возмещение вреда, причиненного почвам, производится за его счет по решению суда или арбитражного суда на основании исков органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны почв.
4. На требования о возмещении вреда, причиненного почвам, исковая давность не распространяется.
Глава VII. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны почв
Статья 31. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны почв
1. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны почв осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
2. Основными направлениями международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны почв являются:
участие Российской Федерации в международных договорах, программах и проектах в области охраны почв;
гармонизация требований в области охраны почв с международными стандартами;
обмен научно-технической информацией и опытом в области охраны почв.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона и приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
3. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом, а также разработать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации |
|
Депутаты государственной Думы: |
Оленьев В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.