Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Потапченко И.Н, судей: Патланя В.А, Тогубицкого В.А, при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 19 сентября 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований подполковника Сербина Анатолия Анатольевича о признании незаконными действий командиров войсковых частей N и N, связанных с порядком представления истца к увольнению с военной службы.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Сербин А.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными:
- действия командира войсковой части N, связанные с внесением недостоверных сведений в представление об увольнении его с военной службы в части согласия последнего с таким увольнением без реализации его жилищных прав;
- действия командира войсковой части N, ходатайствовавшего перед вышестоящим командованием о реализации вышеуказанного представления.
Кроме того, административный истец просил суд обязать названных должностных лиц отозвать приведённое выше представление и возместить ему судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Сербин А.А. обращает внимание на то, что в рапорте на увольнение с военной службы, равно как и в листе беседы содержатся сведения о том, что он не согласен с увольнением без обеспечения жильём. Однако в представлении на увольнение с военной службы указана противоположная по содержанию информация. В связи с этим истец полагает, что судом неправильно определён предмет спорных правоотношений, поскольку им оспариваются действия должностных лиц, связанные с представлением вышестоящему командованию недостоверных сведений, касающихся увольнения его с военной службы.
Автор жалобы, ссылаясь на пункт 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", утверждает, что он не может быть уволен с военной службы с оставлением в списке нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии его согласия на такое увольнение.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
По делу установлено, что 15 мая 2019 г. Сербин А.А. подал рапорт командиру войсковой части N об увольнении его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
При этом помимо иных просьб, истец выразил несогласие с увольнением с военной службы без обеспечения жильём.
30 июля 2019 г. с Сербиным А.А. проведена беседа по вопросу увольнения с военной службы по указанному выше основанию, в ходе которой он подтвердил своё нежелание быть уволенным без реализации жилищных прав в виде предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
В тот же день на истца составлено представление, в котором указано, что Сербин А.А. согласен на увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Также в представлении отмечено, что истец жилищной субсидией не обеспечен.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции Сербин А.А. пояснил, что он обеспечен служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы в "адрес", при том, что местом реализации своих жилищных прав им избран "адрес" (л.д.33).
В силу абзаца двенадцатого п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с абзацами вторым и третьим п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, когда они отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии.
Аналогичные предписания содержатся в пункте 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
При этом в силу названной нормы Положения военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Содержание названных правовых норм во взаимосвязи указывает на то, что перечисленные в них категории военнослужащих, изъявивших желание получить жильё для постоянного проживания по месту увольнения с военной службы, не могут быть уволены без их согласия в случае необеспеченности жильем по месту военной службы в период ее прохождения.
Иное толкование данных норм уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто обеспечен им. Между тем из закона такое равенство не вытекает.
Поэтому препятствий для увольнения военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями по месту военной службы, не имеется, поскольку за ними сохраняется право состоять на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Организация работы должностных лиц органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и их кадровых органов по вопросам увольнения военнослужащих с военной службы регулируется Порядком деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 660.
Согласно пунктам 28 и 29 данного Порядка работа по проведению мероприятий, обеспечивающих своевременное увольнение военнослужащих, проводится командирами (начальниками) воинских частей при участии должностных лиц кадровых органов, органов материально-технического и медицинского обеспечения, органов финансового обеспечения (финансово-экономических органов), аттестационных комиссий. На военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы, подготавливается представление, которое вместе с прилагаемыми к нему документами направляется в порядке подчиненности в кадровый орган, подчиненный должностному лицу Вооруженных Сил, имеющему право увольнения военнослужащего с военной службы.
Принимая во внимание изложенные положения законодательства в совокупности с приведёнными выше обстоятельствами дела, гарнизонный военный суд пришёл к обоснованному выводу о том, что должностными лицами в целом правильно составлено представление на увольнение Сербина А.А. с военной службы исходя из поданного им рапорта.
Ошибочно содержащиеся в листе беседы сведения о согласии истца на увольнение с военной службы без обеспечения жильём, на правильность указанных выводов не влияет, поскольку в представлении имеется отметка о необеспеченности последнего жилищной субсидией.
Вопреки позиции автора жалобы, а также учитывая то, что непосредственно приказ об увольнении Сербина А.А. с военной службы в настоящем деле не рассматривался, суд, разрешая данное административное дело в порядке главы 29 КАС Российской Федерации, правильно исходил из существа заявленных требований, верно определилпредмет спора по делу и исследовал все доказательства, необходимые для правильного разрешения дела по существу.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 19 сентября 2019 г. по административному исковому заявлению Сербина Анатолия Анатольевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи: В.А. Патлань
В.А. Тогубицкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.