Пояснительная записка по проекту федерального закона
"О внесении дополнения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Согласно сложившейся мировой практике, ни в одном из федеративных государств в наименовании главы исполнительной власти субъекта федерации не используется термин "президент", так как последний используется лишь в качестве наименования главы независимого суверенного государства.
Начиная с 1991 года в Российской Федерации шел неконтролируемый процесс государственного строительства, проявившейся в интенсивной суверенизации субъектов Российской Федерации и, в первую очередь, республик в составе Российской Федерации. В частности, практически во всех республиках была введена должность президента республики, что подчеркивало их независимость и суверенитет.
В развитие проводимой Президентом Российской Федерации политики укрепления вертикали государственной власти в Российской Федерации и реформы федеративных отношений наименование главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации - президент республики, по сути является атавизмом и подлежит устранению. Такое мнение разделяет Конституционный суд Российской Федерации, который своим решением признал неконституционным положения конституций и уставов субъектов Российской Федерации, содержащие положения о суверенитете и независимости последних.
В этой связи, признавая безусловное право органов государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определять наименование должности высшего должностного лица, необходимо законодательно исключить возможность использования слова "президент", что соответствует конституционно-правовому статусу субъекта Российской Федерации, как части российского государства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Введение в действие федерального закона "О внесении дополнения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьей 96 Регламента Государственной Думы на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановленную, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении дополнения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
В данной сфере правового регулирования действуют Конституция Российской Федерации и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Введение в действие указанного законопроекта не потребует внесения изменений в упомянутые законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.