Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Проект федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" разработан в целях реформирования пенсионной системы в Российской Федерации.
Законопроектом устанавливаются организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права законопроектом регулируются отношения в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, определяются правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования, а также устанавливаются основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования.
Базой для разработки законопроекта являются федеральные законы "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об основах обязательного социального страхования", "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации".
Законопроектом устанавливается круг страхователей, застрахованных лиц, а также определяются виды страхового обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования.
Законопроектом определяется страховщик в сфере обязательного пенсионного страхования - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Законопроектом определяется порядок формирования и расходования средств обязательного пенсионного страхования, включая вопросы финансирования выплаты базовой, страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также вопросы установления фиксированных платежей для лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.
Законопроектом регулируются вопросы установления порядка и сроков уплаты страховых взносов. Кроме того, определяются порядок регистрации страхователей в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, ответственность за уклонение от регистрации в качестве страхователей, а также вопросы представления страхователями отчетности с учетом положений Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" и Налогового кодекса Российской Федерации.
Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования законопроектом предусматривается, что за счет части платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации создается неперсонифицированный резерв, который призван обеспечить безусловное выполнение обязательств перед застрахованными лицами.
Проектом предусматривается возможность добровольного участия застрахованных лиц, а также иных категорий граждан в системе обязательного пенсионного страхования.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Проектом федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" определяются источники формирования и направления использования средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Действие законопроекта распространяется на 36,8 млн. получателей трудовых пенсий, финансирование выплаты пенсий которым составит основу расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Формирование доходной части бюджета Фонда предусматривается осуществлять за счет двух основных источников - страховых взносов, уплачиваемых за наемных работников, и фиксированного платежа, уплачиваемого гражданами, самостоятельно обеспечивающими себя работой.
По прогнозу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации численность застрахованных лиц, работающих по найму, за которых уплачиваются страховые взносы, составит в 2002 году 50,24 млн. человек. Численность граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа, составит 11,5 млн. человек, из которых, по прогнозу, около 2,9 млн. человек не смогут выработать страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии, и будут уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере.
Суммарные доходы от уплаты страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии к 2004 году превысят 100 млрд. рублей.
Относительно благоприятная демографическая ситуация, дополнительные поступления в бюджет Фонда от введения фиксированного платежа, а также использование профицита федерального бюджета позволят поддержать сбалансированность страховой части пенсионной системы без снижения уровня пенсионного обеспечения нынешних получателей трудовых пенсий, а также изыскать источники формирования накопительной части трудовой пенсии для будущих пенсионеров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.