Проект федерального закона N 94593-3
"О государственном образовательном стандарте основного общего образования"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 6)
Глава II. Государственный образовательный стандарт (ст.ст. 7 - 12)
Глава III. Контроль исполнения государственного (ст.ст. 13 - 17)
образовательного стандарта
Глава IV. Заключительные положения (ст.ст. 17 - 18)
Настоящий Федеральный закон определяет принципы федеральной политики и сферы компетенций в области государственных образовательных стандартов основного общего образования, устанавливает государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - государственный образовательный стандарт), осуществляет правовое регулирование отношений, возникающих при разработке, принятии, контроле и исполнении государственного образовательного стандарта в Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) государственный образовательный стандарт - система норм, характеризующих содержание основного общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по его освоению;
2) образовательная область - составная часть федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, объединяющая содержание учебных предметов;
3) учебный предмет - целостная дидактическая структурная единица образовательного процесса и содержания образования, соответствующая одной из образовательных областей или ее части;
4) измерители достижения выпускниками требований государственного образовательного стандарта (далее - измерители) - средства и способы выявления (по заранее заданным параметрам) качественных и количественных характеристик достижения выпускниками требований государственного образовательного стандарта по итогам освоения ими содержания общеобразовательных программ начального и основного общего образования.
Иные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в значениях, указанных в Законе Российской Федерации "Об образовании".
Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области государственного образовательного стандарта
1. Законодательство Российской Федерации в области государственного образовательного стандарта включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон "Об образовании", настоящий федеральный закон, а также устанавливающие правовое регулирование отношений по вопросам государственного образовательного стандарта, другие федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
2. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 3. Принципы государственной политики в области государственного образовательного стандарта основного общего образования
Государственная политика Российской Федерации в области государственного образовательного стандарта основывается на следующих принципах:
1) обеспечение охраны качества основного общего образования и создание условий его постоянного повышения в Российской Федерации;
2) предоставление возможности лицам, имеющим основное общее образование, продолжить обучение в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального образования;
3) создание равных возможностей получения качественного основного общего образования для всех граждан (обучающихся) Российской Федерации в образовательных учреждениях, независимо от их организационно-правовой формы;
4) создание посредством государственного образовательного стандарта условий осуществления права граждан (обучающихся) на вариативное образование;
5) обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации посредством федерального компонента государственного образовательного стандарта при многообразии содержания национально-регионального компонента в субъектах Российской Федерации;
6) демократичность создания и принятия государственного образовательного стандарта и его установление как государственной нормы в области образования;
7) сочетание в интересах граждан (обучающихся) самостоятельности образовательного учреждения в реализации государственного образовательного стандарта, государственного контроля и ответственности образовательного учреждения за качество образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственного образовательного стандарта;
8) обеспечение возможности получения гражданином (обучающимся) основного общего образования на уровнях, превышающих требования государственного образовательного стандарта;
9) создание специальных образовательных стандартов, обеспечивающих достижение лицами с ограниченными возможностями здоровья уровня основного общего образования, если к этому нет медицинских противопоказаний;
10) обеспечение защиты граждан (обучающихся) от некачественного обучения, а педагогических работников от необъективной оценки их труда.
Статья 4. Статус государственного образовательного стандарта
1. Государственный образовательный стандарт предназначен для обеспечения реализации права граждан на общедоступное, бесплатное, основное общее образование, единства образовательного пространства Российской Федерации, создания во всех образовательных учреждениях одной и той же ступени основного общего образования равных условий для получения качественного образования, обеспечения академической мобильности обучающихся, приведения основного общего образования в соответствии с возможностями обучающихся, а также интересами общества, государства и национальной безопасности России.
2. Государственный образовательный стандарт является основным нормативным правовым актом Российской Федерации, устанавливающим для данного уровня образования обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, освоивших указанную образовательную программу.
3. Государственный образовательный стандарт гарантирует академические свободы участников образовательного процесса. Формы организации образовательного процесса, методы и приемы обучения и воспитания, образовательные технологии к сфере регулирования государственным образовательным стандартом не относятся.
4. Освоение обучающимся содержания основной образовательной программы основного общего образования, установленного государственным образовательным стандартом, а также государственная (итоговая) аттестация по ступеням основного общего образования являются обязательными, за исключением случаев, предусмотренных законом.
5. Образовательное учреждение любой организационно-правовой формы, имеющее государственную аккредитацию и реализующее образовательную программу основного общего образования, обязано обеспечить содержание указанной образовательной программы в объеме не менее обязательного минимума содержания, предусмотренного государственным образовательным стандартом.
Для проведения опытно-экспериментальной работы по совершенствованию содержания основного общего образования допускается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, изменение содержания и структуры федерального компонента государственного образовательного стандарта, норм учебной нагрузки и сроков обучения в образовательных учреждениях, отнесенных к федеральным экспериментальным площадкам.
6. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых в соответствии с государственным образовательным стандартом невозможно в силу особенностей их физических и (или) психических недостатков вводятся специальные государственные образовательные стандарты. Порядок разработки, утверждения и введения специальных государственных образовательных стандартов, а также их статус определяются Правительством Российской Федерации.
7. Получение гражданином основного общего образования в пределах государственного образовательного стандарта является необходимым и достаточным условием для обучения по программам общего (полного) среднего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, если порядок приема в образовательные учреждения этих уровней не содержит ограничений по возрасту абитуриентов и образовательному цензу.
8. Государственный образовательный стандарт является основным государственным нормативным документом при решении вопросов о признании или установлении на территории Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об основном общем образовании: в целом, по ступеням, по классам.
9. Государственный образовательный стандарт устанавливается федеральным законом, за исключением национально-регионального компонента стандарта, который устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и действует на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
10. Изменения и дополнения государственного образовательного стандарта в части, относящейся к компетенции Российской Федерации, устанавливаются федеральным законом один раз в шесть лет, начиная с момента вступления в силу настоящего Федерального закона.
11. Разработка указанных в пункте 10 настоящей статьи изменений и дополнений проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
12. На основе государственного образовательного стандарта проводится разработка:
1) базисных учебных планов и примерных учебных программ;
2) технологий оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся государственным образовательным стандартам для аттестации образовательных учреждений;
3) положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования требованиям государственного образовательного стандарта;
4) учебников, учебных пособий и других дидактических материалов, составляющих федеральный и национально-региональный комплекты;
5) методики аттестации педагогических работников в части соответствия уровня подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта, государственной (итоговой) аттестации выпускников;
6) стандартов учебно-материальной базы учреждений основного общего образования и учебной книги для основного общего образования.
Статья 5. Компетенция Российской Федерации в области государственного образовательного стандарта
Ведению Российской Федерации в области государственного образовательного стандарта относятся:
1) принятие федеральных законов в области государственного образовательного стандарта;
2) формирование и осуществление государственной политики в области государственного образовательного стандарта;
3) установление статуса государственного образовательного стандарта;
4) определение порядка разработки, установления и введения государственного образовательного стандарта;
5) разработка и установление общей части государственного образовательного стандарта, федерального компонента государственного образовательного стандарта по каждому учебному предмету;
6) осуществление государственного контроля за исполнением государственного образовательного стандарта;
7) установление порядка и координация деятельности в области использования государственного образовательного стандарта для аттестации образовательного учреждения;
8) информационное и научно-методическое обеспечение федерального компонента государственного образовательного стандарта;
9) создание единой для Российской Федерации государственной системы оценки достижения обучающимися требований государственного образовательного стандарта.
Статья 6. Компетенция субъекта Российской Федерации в области государственного образовательного стандарта
Субъект Российской Федерации обладает всей полнотой государственной власти по вопросам, не входящим в компетенцию Российской Федерации в области государственного образовательного стандарта.
Глава II. Государственный образовательный стандарт
Статья 7. Общая часть
1. Государственный образовательный стандарт учитывает интересы личности, общества, государства, тенденции развития мирового образования, сохраняет и преемственно развивает лучшие традиции отечественной общеобразовательной школы.
2. Обязательный минимум содержания основной общеобразовательной программы основного общего образования устанавливается федеральным и национально-региональным компонентами государственного образовательного стандарта.
3. Предельно допустимая недельная учебная нагрузка обучающихся по годам обучения, фиксируемая государственным образовательным стандартом, устанавливается с учетом действующих в Российской Федерации гигиенических и физиологических норм.
4. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта включает единое для всех образовательных учреждений данного уровня содержание образования.
5. Обязательный минимум содержания по учебным предметам определяется с учетом места и времени, отводимого на ее изучение федеральным и национально-региональным компонентами настоящего государственного образовательного стандарта.
6. Структура обязательного минимума содержания государственного образовательного стандарта обеспечивает возможность создания на его основе вариативных учебных программ, учебников и пособий, гарантирует свободу творчества всех участников образовательного процесса.
Статья 8. Структура государственного образовательного стандарта
1) Государственный образовательный стандарт состоит из общей части, федерального и национально-регионального компонентов.
2) Федеральный компонент государственного образовательного стандарта состоит из обязательного минимума содержания основной общеобразовательной программы, требований к уровню подготовки выпускников и норм учебной нагрузки обучающихся.
Статья 9. Общие нормативы учебной нагрузки обучающихся
1. На реализацию основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования при очной форме обучения отводится не менее 11480 учебных часов, включая индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного и поискового характера, а также с учетом деления классов на группы на занятиях по иностранному языку, физической культуре, технологии. Из них на начальное образование отводится не менее 4270 учебных часов, а на основное общее образование - не менее 7210 учебных часов.
2. Максимальный объем еженедельной аудиторной учебной нагрузки обучающихся устанавливается: в 1 классе - 22 учебных часа; во 2 классе - 24 учебных часа; в 3 классе - 26 учебных часов; в 4 классе - 27 учебных часов; в 5 классе - 28 учебных часов; в 6 классе - 29 учебных часов; в 7 классе - 31 учебный час; в 8 классе - 32 учебных часа; в 9 классе 32 учебных часа.
3. Из общего числа учебных часов национально-регионального компонента не менее 40 процентов выделяется в компетенцию образовательного учреждения (школьный компонент) для осуществления образования по выбору обучающихся, их родителей, иных законных представителей.
4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ общего образования при очной форме обучения устанавливаются:
- для начального общего образования - 4 года;
- для основного общего образования - 5 лет;
Продолжительность учебного года составляет от 34 до 36 учебных недель.
В продолжительность учебного года не включается время каникул и экзаменационного периода.
5. Сроки освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, могут быть сокращены для обучающегося, успешно осваивающего образовательную программу за меньшее время по сравнению с нормативными сроками. Решение о сокращении сроков обучения принимается советом образовательного учреждения по заявлению обучающегося и (или) его родителей, иных законных представителей.
Статья 10. Обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ
1. Обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ структурируется по ступеням обучения (начальное и основное общее образование) и в пределах ступеней по учебным предметам.
2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования задает обязательный минимум содержания образования по следующим учебным предметам и минимально необходимое время на их изучение:
русский язык - с 1 по 4 класс не менее 140 учебных часов в год;
литературное чтение - в 1 классе не менее 175 учебных часов в год, во 2 классе не менее 140 учебных часов в год, в 3 и 4 классах не менее 105 учебных часов в год;
иностранный язык - со 2 по 4 класс не менее 70 учебных часов в год;
математика - с 1 по 4 класс не менее 140 учебных часов в год;
человек и окружающий мир - в 1 и 2 классах не менее 105 учебных часов в год, в 3 и 4 классах не менее 140 учебных часов в год;
искусство - с 1 по 4 класс не менее 70 учебных часов в год;
трудовое обучение - с 1 по 4 класс не менее 35 учебных часов в год;
физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности - с 1 по 4 класс не менее 70 учебных часов в год.
3. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта начального образования составляет с 1 по 4 класс не менее 735 учебных часов.
4. В объем учебного времени национально-регионального компонента включается время, отводимое на изучение родного языка, литературное чтение, на обязательные занятия по выбору обучающихся и внеучебные занятия активно-двигательного и поискового характера.
5. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта для ступени основного общего образования задает обязательный минимум содержания по следующим учебным предметам и минимально необходимое время на их изучение:
русский язык - в 5 классе не менее 210 учебных часов в год, в 6 и 7 классах не менее 175 учебных часов в год, в 8 классе не менее 105 учебных часов в год, в 9 классе не менее 70 учебных часов в год;
литература - с 5 по 9 класс не менее 70 учебных часов в год;
иностранный язык - с 5 по 9 класс не менее 105 учебных часов в год;
математика (алгебра, геометрия, математический анализ) - с 5 по 7 класс не менее 140 учебных часов в год, в 8 и 9 классах не менее 175 учебных часов в год;
естествознание - в 5 и 6 классах не менее 105 учебных часов в год;
физика - с 7 по 9 класс не менее 70 учебных часов в год;
химия - в 8 и 9 классах не менее 70 учебных часов в год;
биология - с 7 по 9 класс не менее 70 учебных часов в год;
история - с 5 по 9 класс не менее 70 учебных часов в год;
граждановедение - с 5 по 7 класс не менее 35 учебных часов в год;
обществоведение - в 8 и 9 классах не менее 70 учебных часов в год;
география - в 6 классе не менее 35 учебных часов в год, с 7 по 9 класс не менее 70 учебных часов в год;
информатика - в 6 и 7 классах не менее 70 учебных часов в год;
искусство (изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура) - в 5 и 6 классах не менее 70 учебных часов в год, в 7 и 8 классах не менее 35 учебных часов в год;
физическая культура - с 5 по 9 класс не менее 70 учебных часов в год;
технология - с 5 по 9 класс не менее 70 учебных часов в год.
7. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования составляет с 5 по 9 класс не менее 945 учебных часов.
8. В объем учебного времени национально-регионального компонента включаются: время, отводимое на изучение родного языка и литературы, обязательные занятия по выбору обучающихся, индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного и поискового характера.
9. В образовательных учреждениях с русским языком общения в нормативную продолжительность изучения русского языка и литературы в рамках федерального компонента включается учебное время национально-регионального компонента, выделяемое на изучение русского языка как родного и литературы.
10. Документом, фиксирующим структуру обязательного минимума содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта и учебное время, выделяемое на его усвоение, а также в рамочной форме объем времени национально-регионального компонента, является базисный учебный план, утверждаемый федеральным (центральным) государственным органом управления образованием по согласованию с Палатами Федерального Собрания Российской Федерации, которые вправе передать соответствующие полномочия профильными комитетам Палат Федерального Собрания Российской Федерации.
11. При реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, обязано обеспечить обучающимся возможность:
освоить коммуникативные умения чтения, говорения, понимания речи на слух, письма, фонетические, произносительные, лексические и грамматические навыки;
научиться чтению и оценке произведений художественной литературы, освоив сведения по истории и теории литературы, необходимые для их понимания и становления культуры речи;
познать место и роль искусства в жизни каждого человека и развитии общества, специфику средств художественной выразительности, многообразие видов и жанров, основных стилей и направлений в искусстве;
освоить вычисления, математические выражения и их преобразования, уравнения, функции, измерения геометрических величин, научиться понимать и пользоваться языком математики;
познакомиться с эволюцией трудовой деятельности человека, развитием материального производства, с изменением характера экономических отношений между людьми в истории развития человечества;
изучить историю человеческих общностей в разные эпохи, динамику развития социальных групп, слоев, сословий, классов, социальные движения в истории; образование и развитие государств, их исторические формы, основные вехи политической истории стран и народов мира;
ознакомиться с историей человеческого познания, многообразием этических и эстетических систем и ценностей, развитием науки и идеологии, вкладом народов и цивилизаций в мировую культуру, историей отношений между народами, обществами, цивилизациями, проблемой войны и мира;
получить представление об обществе, месте человека в нем, об отношениях общества и природы, об экономической, социальной, политико-правовой и духовно-нравственной сферах жизни общества;
изучить основные географические природные и социально-экономические процессы и явления, объяснить их с помощью наук о Земле;
изучить организм как биологическую систему, многообразие и эволюцию органического мира нашей планеты, познакомиться с методами изучения живой природы человеком, проблемами ее сохранения и рационального использования;
освоить основные законы физики и методы естественнонаучного познания, изучить движение и силы, вещество и поле, энергию, многосторонние проявления свойств природы;
познакомиться с миром веществ и их превращением, практическим использованием веществ и химических реакций человеком в быту, науке и производстве;
изучить основы техники и технологии, вопросы обработки и преобразования человеком материалов, энергии, информации;
освоить навыки сельскохозяйственного, обслуживающего труда, культуры коллективного и индивидуального трудового процесса, ведения домашнего хозяйства, технической графики;
ознакомиться с современными информационными процессами, способами формализации и моделирования, информационными технологиями; научиться пользоваться современной компьютерной техникой;
познать свой организм, освоить разнообразные виды двигательной активности, познакомиться с современными оздоровительными системами, стать физически культурным человеком.
12. Обязательный минимум содержания государственного образовательного стандарта конкретизируется примерными учебными программами федерального компонента, утверждаемыми федеральным (центральным) государственным органом управления образованием.
Статья 11. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате освоения обязательного минимума содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта выпускники должны соответствовать следующим требованиям:
владеть развитой речевой деятельностью во всех ее видах (чтение, письмо, слушание, говорение), владеть сведениями о языке, о культуре, истории, традициях русского народа, отраженных в его языке;
проявить культуру поведения и общения в бытовой, учебной, деловой и культурной сферах;
уметь читать и понимать несложные тексты на иностранных языках разных жанров и видов, общаться на иностранном языке в стандартных ситуациях;
проявить знания лучших образцов отечественной и мировой художественной литературы, способности эстетического восприятия и оценки произведений литературы и отраженных в них явлений жизни, культуру речи;
проявить развитие творческих способностей, чувств, воображения, фантазии, эмоциональную отзывчивость на явления художественной культуры;
продемонстрировать качества мышления, характерные для математической деятельности, логическое мышление и соответствующие речевые умения, связанные с языком математики (словесный, символический, графический);
иметь представление об идеях и методах математики, ее месте в системе наук, о математике как форме описания, методе познания действительности и части общечеловеческой культуры;
владеть вычислительной культурой и практическими навыками вычислений, использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
проявить знания об историческом пути человечества с древности до нашего времени, его социальном, духовном, нравственном опыте, осмысливать события и явления действительности на основе исторического подхода, творчески применять исторические знания;
проявить собственную позицию осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма, гражданственности и взаимопонимания между народами;
знать историю и культуру своей родины - России, историю и культуру своего и других народов;
иметь целостное представление о Земле, владеть системой знаний о природе, населении и хозяйстве своей родины - России, своей республики (края, области), ближайшем природном и хозяйственном окружении, континентах, странах мира;
понимать роль природной среды, характера природопользования в жизни современного и будущего поколений; воздействие деятельности человека на состояние природы в связи с глобальной проблемой выживания человечества, владеть навыками поведения в природе, географической картой для поиска и использования информации;
владеть знаниями о живой природе, методах ее познания, понимать необходимость гармоничных отношений человека с природой;
владеть знаниями о собственном организме, вести здоровый образ жизни;
проявить систематические знания о закономерностях неживой природы, современных физических теориях и методах познания как основы естественнонаучной картины мира;
понимать закономерности строения и превращения веществ, владеть умениями безопасного обращения с приборами и веществами, используемыми в повседневной жизни;
уметь наблюдать явления природы и технические процессы, планировать и проводить элементарные экспериментальные исследования, систематизировать и применять их результаты;
владеть общетрудовыми умениями и навыками, понимать значение информационных процессов и роли информационных технологий в современном обществе;
владеть навыками сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной и бытовой деятельности;
проявить развитые двигательные навыки широкого диапазона, освоить отдельные виды спорта.
Требования к уровню подготовки выпускников государственного образовательного стандарта конкретизируется примерными учебными программами федерального компонента, утверждаемыми федеральным (центральным) государственным органом управления образованием.
Статья 12. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта
1. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта устанавливает обязательный минимум содержания основной образовательной программы основного общего образования и соответствующие требования к уровню подготовки выпускников, обеспечивающие особые потребности и интересы каждого субъекта Российской Федерации.
2. При включении в национально-региональный компонент образовательной области, предусматривающей изучение русского языка как родного, обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки выпускников по этому учебному предмету устанавливаются субъектом Российской Федерации по согласованию с федеральным (центральным) государственным органом управления образованием, к ведению которого отнесены вопросы основного общего образования. В этом случае, по решению федерального (центрального) государственного органа управления образованием могут быть объединены указанный учебный предмет национально-регионального компонента с учебным предметом "Русский язык" федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Глава III. Контроль исполнения государственного образовательного
стандарта
Статья 13. Государственный контроль исполнения государственного образовательного стандарта
1. Государственный контроль исполнения государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, осуществляется государственной аттестационной службой.
2. Государственный контроль достижения обучающимся требований государственного образовательного стандарта осуществляется по итогам освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования и является обязательной частью государственной (итоговой) аттестации выпускников.
3. Проведение аттестации образовательного учреждения по его заявке может быть приурочено к итоговой аттестации выпускников данного образовательного учреждения в год проведения аттестации.
Статья 14. Доступность и открытость информации в области государственного образовательного стандарта
1. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано предоставить ему и (или) его родителям, иным законным представителям возможность ознакомления с текстом государственного образовательного стандарта.
2. При внесении изменений в государственный образовательный стандарт образовательное учреждение обязано в течение трех месяцев со дня официального опубликования федерального закона о внесении соответствующих изменений в государственный образовательный стандарт ознакомить с ними обучающихся и (или) их родителей, иных законных представителей.
3. Государственная аттестационная служба обязана не позднее трех месяцев до начала проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников довести до сведения образовательных учреждений утвержденный порядок проведения указанной аттестации. Образовательное учреждение, в свою очередь, обязано ознакомить с ним обучающихся соответствующих классов и их родителей, иных законных представителей.
4. Государственная аттестационная служба обязана через средства массовой информации регулярно, не реже одного раза в год, сообщать о результатах контроля исполнения государственного образовательного стандарта, о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к выпускникам и образовательным учреждениям.
5. Органы государственного контроля обязаны сообщать через средства массовой информации федерального, регионального и муниципального уровней обо всех случаях применения ответственности за нарушение настоящего Федерального закона.
6. Обобщенный анализ результатов контроля исполнения государственного образовательного стандарта в Российской Федерации ежегодно представляется Правительством Российской Федерации в докладе о ходе реализации Федеральной программы "Развитие образования в России" палатам Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 15. Разрешение споров при осуществлении деятельности в области государственного образовательного стандарта
1. При неисполнении образовательным учреждением основного общего образования государственного образовательного стандарта обучающиеся, родители, иные законные представители, представители общественности вправе предъявить соответствующему образовательному учреждению претензии в порядке и сроки, устанавливаемые законодательством Российской Федерации.
2. При отклонении претензий полностью или частично, либо неполучении ответа в течение установленных для их рассмотрения сроков заявитель вправе предъявить иск к образовательному учреждению основного общего образования в суд или арбитражный суд.
Статья 16. Защита обучающихся от некачественного образования
1. При приеме граждан в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить их и (или) их родителей (законных представителей) с наличием (или отсутствием) у образовательного учреждения государственной аккредитации, что фиксируется в заявлении о приеме в данное образовательное учреждение.
2. При приеме граждан образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся, их родителей (законных представителей) с содержанием реализуемой им основной образовательной программы, в том числе с содержанием, выходящим за рамки государственного образовательного стандарта.
3. При поступлении граждан (обучающихся) в учреждение основного общего образования родители, иные законные представители имеют право ознакомиться с результатами государственных (итоговых) аттестаций обучающихся двух последних лет.
4. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта является единственным и достаточным условием получения положительной оценки при проведении промежуточной аттестации обучающихся.
5. В случае, если реализация содержания основной образовательной программы в рамках государственного образовательного стандарта для класса, группы классов, всего контингента обучающихся невозможна, руководитель образовательного учреждения обязан в месячный срок проинформировать об этом учредителя образовательного учреждения, органы местного самоуправления, органы управления, в ведении которых находится образовательное учреждение, а также обучающихся и их родителей, иных законных представителей.
Учредитель образовательного учреждения, органы местного самоуправления обязаны в месячный срок принять меры по обеспечению реализации требований государственного образовательного стандарта в данном образовательном учреждении, а если это невозможно, органы местного самоуправления обязаны перевести данный контингент обучающихся для обучения в другое образовательное учреждение, реализующее основные образовательные программы данного уровня образования.
6. В случае неисполнения пункта пятого настоящей статьи, повлекшем неосвоение обучающимися содержания образовательной программы в связи с невозможностью реализации государственного образовательного стандарта образовательным учреждением, обучающиеся, их родители, иные законные представители вправе предъявить данному образовательному учреждению или его учредителю иск по возмещению затрат, связанных с необходимостью дополнительного обучения в связи с неисполнением образовательным учреждением государственного образовательного стандарта.
7. Образовательное учреждение обязано в пределах учебных часов, отведенных к его ведению, организовать занятия с учетом запросов обучающихся, их родителей, иных законных представителей. Содержание указанных занятий устанавливается советом образовательного учреждения.
8. При переводе обучающегося из одного образовательного учреждения в другое, расположенные в пределах территории одного субъекта Российской Федерации или на территории субъектов Российской Федерации, которые установили аналогичное содержание национально-региональных компонентов государственного образовательного стандарта, образовательное учреждение, в которое переведен обучающийся, должно при необходимости разработать и утвердить для данного обучающегося индивидуальный учебный план.
Для обучающегося, переведенного в образовательное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, установившего иное содержание национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, образовательным учреждением устанавливаются индивидуальное содержание и индивидуальные требования к уровню подготовки по национально-региональному компоненту государственного образовательного стандарта.
Порядок разработки и утверждения индивидуального учебного плана, содержания и требований к уровню подготовки по национально-региональному компоненту государственного образовательного стандарта устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Образовательное учреждение, в котором ранее обучался гражданин, обязано выдать ему на руки документ, удостоверяющий фактическое освоение им образовательной программы, в том числе и по национально-региональному компоненту.
При исполнении указанной нормы должно быть обеспечено право граждан на образование, созданы благоприятные предпосылки для адаптации обучающегося к условиям образовательного учреждения. Не допускается в отношении обучающихся принятие решений дискриминационного характера.
9. При приеме выпускника образовательного учреждения основного общего образования в образовательное учреждение следующего образовательного уровня к нему не могут предъявляться требования знания содержания национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.
Статья 17. Защита прав педагогических работников
1. Настоящий Федеральный закон гарантирует занятость педагогическим работникам, профессиональную востребованность выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования в соответствии с образовательными областями и учебными предметами федерального компонента государственного образовательного стандарта, периодом и нормативной продолжительностью их изучения.
2. Руководитель образовательного учреждения обязан обеспечить требуемое деление классов на группы (подгруппы) при изучении отдельных образовательных областей и учебных предметов, что закрепляется в уставе образовательного учреждения. При этом оплата занятий педагогическим работникам осуществляется в полном размере.
3. Образовательное учреждение обязано обеспечить педагогическому работнику необходимые организационно-методические условия (наличие классных комнат, учебников и обязательного минимума учебного оборудования, наполняемость классов) для качественного выполнения им должностных обязанностей по реализации государственного образовательного стандарта.
4. Педагогический работник имеет право самостоятельно определять содержание рабочей программы учебного предмета, превышающее содержание, установленное государственным образовательным стандартом, а также выбирать формы организации, методы и средства обучения, наиболее полно обеспечивающие высокое качество образовательного процесса.
5. Запрещается предъявление требований к педагогическому работнику об исключении из реализуемых им рабочих программ содержания, установленного государственным образовательным стандартом.
Глава IV. Заключительные положения
Статья 17. О введении в действие настоящего федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 18. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.