Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственном образовательном стандарте основного общего образования"
Одним из основных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" является введение в систему образования России государственных образовательных стандартов. Эта правовая норма призвана обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации и защитить право граждан на получение качественного образования.
Частью 4 статьи 7 указанного Закона определено, что государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом (далее - государственный образовательный стандарт). Таким образом, принятие федерального закона "О государственном образовательном стандарте основного общего образования" является выполнением требования действующего законодательства.
Одновременно необходимость принятия данного федерального закона обусловлена следующим:
основное общее образование является единственным уровнем образования, который Конституцией Российской Федерации определен как обязательный. Требование обязательности прежде всего относится к содержанию образования, которое должно рассматриваться в своей федеральной составляющей как инвариантное для всех школьников страны;
основное общее образование является базой для культурного развития личности и наиболее ответственным этапом в реализации государственной политики в области образования;
этот уровень образования представляет собой основу для сохранения и укрепления единства образовательного пространства, что является одним из главных условий сохранения государственности Российской Федерации. В условиях многообразия типов и видов образовательных учреждений, вариативности реализуемых ими учебных программ, значительной самостоятельности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в вопросах образования, сохранение единого образовательного пространства является для России крайне актуальным;
отсутствие нормативных документов, принятых высшими органами власти и фиксирующих минимальное, но достаточное для достижений целей основного общего образования, содержание образования, требования к уровню подготовки выпускников, не позволяют сегодня осуществлять объективную государственную оценку качества образования.
Помимо вышесказанного необходимость принятия настоящего федерального закона диктуется рядом негативных процессов, получивших свое развитие в последние годы (разрушение общепризнанного ядра содержания образования, увеличение доли платных образовательных услуг, в том числе перевод ряда основных учебных курсов в разряд платных, снижение качества подготовки учащихся и т.д.).
Настоящий проект федерального закона определяет общие положения в области государственного стандарта основного общего образования (глава I), устанавливает содержание государственного образовательного стандарта (глава II) и регулирует процедуру контроля исполнения государственного образовательного стандарта (глава III).
В частности, глава I фиксирует принципы государственной политики в области государственного образовательного стандарта, статус государственного образовательного стандарта, компетенцию Российской Федерации в этой области. Следует отметить, что положениями статьи 4 предусматривается возможность изменение содержания и структуры федерального компонента государственного образовательного стандарта, норм учебной нагрузки и сроков обучения в образовательных учреждениях, отнесенных к федеральным экспериментальным площадкам, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Для проведения опытно-экспериментальной работы по совершенствованию содержания основного общего образования допускается
Глава II непосредственно устанавливает федеральный компонент государственного образовательного стандарта. При этом определено, что в федеральный компонент государственного образовательного стандарта включается содержание образования, общеобразовательная ценность которого доказана отечественной и мировой практикой образования. Закон устанавливает структуру государственного образовательного стандарта, общие нормативы учебной нагрузки обучающихся, обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников.
В частности определено, что нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 9 лет, в том числе на ступени основного общего образования - 4 года.
Предельная учебная нагрузка обучающихся установлена в соответствии с действующими гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений и составляет от 22 часов в 1 классе до 32 часов в 9 классе.
Обязательный минимум образования содержит учебные предметы, подлежащие обязательному изучению, а также количество учебных часов в год, отводимых на их изучение. Последнее положение принципиально важно, так как установление количества учебных часов в год по каждому предмету (а не за весь период обучения) гарантирует сохранение системности содержания и систематичности его изучения всеми школьниками страны, что является обязательным условием обеспечения академической мобильности обучающихся.
Правовыми нормами учтены и некоторые особенности реализации государственного образовательного стандарта. Например, зафиксировано, что нормативные сроки освоения основной образовательной программы основного общего образования могут быть сокращены для обучающегося успешно осваивающего образовательную программу в сокращенные сроки.
К обязанностям образовательного учреждения отнесена организация обучения по выбору, содержание которого отвечает запросам обучающихся, их родителей иных законных представителей.
Статья 10 содержит характеристику обязательного минимума содержания общеобразовательных программ основного общего образования, имеющих общекультурное и общегосударственное значение и обеспечивающих единство образовательного пространства России, а также требования к уровню подготовки выпускников. Установлено, что обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки выпускников конкретизируются примерными учебными программами, утверждаемыми федеральным (центральным) государственным органом управления образованием.
Проект федерального закона значительную часть вопросов государственного образовательного стандарта относит к ведению субъектов Российской Федерации. На реализацию национально-регионального компонента выделяется в среднем около 25 процентов учебного времени от общего учебных часов.
Глава 3 содержит положения, направленные на обеспечение контроля исполнения государственного образовательного стандарта. В частности установлено, что государственный контроль исполнения государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, должен осуществляться государственной аттестационной службой. Правовыми нормами этого раздела установлены основные положения процедуры контроля по итогам освоения основных образовательных программ.
Кроме того, в статьях этого раздела устанавливаются положения, обеспечивающие доступность и открытость информации в области государственного образовательного стандарта, защиту обучающихся от некачественного преподавания, а педагогических работников от необъективной оценки их труда.
Реализация настоящего федерального закона не требует дополнительного бюджетного финансирования, так как количество учебных часов, предусмотренных государственным образовательным стандартом, не превышает количества учебных часов, которые реализуются в настоящее время.
Настоящий проект федерального закона учитывает интересы личности, общества, тенденции в образовании развитых стран, сохраняет лучшие традиции российского школьного образования. Законопроект полностью соответствует требованиям статьи 7 закона Российской Федерации "Об образовании".
Следует предположить, что этот федеральный закон будет положительно воспринят педагогической общественностью, обучающимися и их родителями.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О государственном образовательном стандарте основного общего образования"
Принятие федерального закона "О государственном образовательном стандарте основного общего образования" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1994 года N 174 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.