Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "Об основах государственного регулирования городского пассажирского общественного транспорта"
Проект Федерального закона "Об основах государственного регулирования городского пассажирского общественного транспорта" разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, а также в развитие Федеральных законов "О местном самоуправлении в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О безопасности дорожного движения", "О защите прав потребителей", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Городской пассажирский общественный транспорт имеет решающее значение для экономики городов и жизненно важен для мобильности населения. Существующие в настоящее время проблемы, тормозящие развитие городского пассажирского общественного транспорта (ГПОТ) связаны не с отсутствием системы ГПОТ как таковой, а с ее неадаптированностью к реально формирующимся современным условием транспортного обслуживания населения городов Российской Федерации.
Действующие в России законодательные и нормативные документы сформированы на базе командно-административной системы управления страной (например, Устав AT РСФСР), в которых, например, не учтены частные операторы, условия формирования рыночных отношений и т.п. Необходимость заполнения образовавшегося правового вакуума привела к появлению на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления Законов, Правил, Постановлений, регламентирующих работу пассажирского транспорта общего пользования.
В них, как правило, содержатся нормы, соответствующие действующему законодательству и отвечающие государственной политике в области городского пассажирского транспорта. Вместе с тем, целый ряд принятых на местах нормативных правовых актов во многом противоречат действующему законодательству, отличаются непрофессиональным подходом. Имеется ряд регионов, в которых только приступают к разработке местных нормативных документов в области городского пассажирского общественного транспорта.
Появление новых законодательных документов (Законы о лицензировании, безопасности дорожного движения и т.д.) повышает возможность легализации, формирования и развития процессов, неучтенных в ранее утвержденной нормативной правовой базе. Однако, невозможно разработать без "прорех" закон о лицензировании в отрыве от вопросов финансирования ГПОТ, государственного регулирования, правовых, управленческих и организационных вопросов, особенно для общественно-значимого транспортного обслуживания, нуждающегося в государственных дотациях.
Анализ только решений арбитражных судов различных областей и городов Российской Федерации позволил выявить ряд основных правовых коллизий:
- отсутствие определения городского пассажирского общественного транспорта приводит к нарушению прав граждан реализовать право льготного проезда;
- отсутствие конкретизирующих в области городского пассажирского общественного транспорта полномочий, распределенных по уровням управления приводит к положению, когда выживание и функционирование транспорта в городах - есть проблема и задача только местных властей;
- отсутствие в нормативных правовых актах Российской Федерации ответственности государства в области городского пассажирского общественного транспорта проводит к неоднозначным результатам судебных решений, причем возникающих только в случае конфликта интересов;
- отсутствие конкретизации содержания основной задачи местного самоуправления в области ГПОТ - "организация транспортного обслуживания населения" приводит к возможности не оформления необходимой дополнительной документации (муниципального контракта), которая позволила бы исключить притязания на самостоятельную перевозку пассажиров по маршрутам городского пассажирского общественного транспорта только при наличии лицензии и т.п.
Авторы законопроекта также считают, что для защиты интересов граждан и рационального использования бюджетных средств органы государственной власти должны создать необходимые условия для развития городского пассажирского общественного транспорта, т.е. оказать государственную поддержку по различным направлениям функционирования городского пассажирского общественного транспорта.
Предлагаемый законопроект определяет общие принципы регулирования и основные направления деятельности органов государственной власти и органов местного управления по обеспечению прав граждан на обслуживание городским пассажирским общественным транспортом; устанавливает полномочия и предметы ведение Федеральных органов исполнительной власти, субъекта Российской Федерации и местного самоуправления в области городского пассажирского транспорта.
Законопроект разрабатывается в целях создания нормативных правовых основ функционирования рынка услуг городского пассажирского общественного транспорта и отношений между его участниками; создание условий для безопасного осуществление деятельности в области городского пассажирского общественного транспорта и контроль за их исполнением; содействие созданию и внедрению новых видов транспорта и транспортных систем городского пассажирского общественного транспорта, улучшающих экологию и качество пассажирских перевозок; выравниванию межрегиональных различий в уровне транспортного обслуживания населения.
В законопроекте определены регулирующие функции в области городского пассажирского общественного транспорта по уровням управления, влияющие на регулирование взаимоотношений всех участников перевозочного процесса; определены основные элементы организации транспортного обслуживания населения.
Проект Федерального закона "Об основах государственного регулирования городского пассажирского общественного транспорта" состоит из 13 статей, сгруппированных в четыре главы.
Глава 1 закрепляет основные понятия и термины, используемые в проекте Федерального закона, в том числе содержащие обязательство оформления муниципального контракта для всех перевозчиков вне зависимости от формы собственности для работы на маршрутах городского пассажирского общественного транспорта. Законодательно определяются направления осуществления государственной поддержки, в том числе основные формы финансовой поддержки городского пассажирского общественного транспорта, сформулированные по единым правилам, при условии адресного распределения.
Глава 2 разграничивает и конкретизирует полномочия государственных органов власти Российской Федерации субъекта Российской Федерации местного самоуправления в области городского пассажирского общественного транспорта; устанавливает законодательную основу, общие принципы и задачи государственного регулирования городского пассажирского общественного транспорта.
Глава 3 регламентирует предметы внедрения государственных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления в области городского пассажирского общественного транспорта.
Заключительные и переходные положения законопроекта закреплены в главе 4.
Вступление в силу настоящего федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об основах государственного регулирования городского пассажирского общественного транспорта"
Проект федерального закона "Об основах государственного регулирования городского пассажирского общественного транспорта" призван дополнить действующее законодательство Российской Федерации в сфере общественных отношений, возникающих в связи с функционированием городского пассажирского общественного транспорта, и не требует признания утратившими силу или подлежащими приостановлению, изменению, дополнению или принятию иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.