Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"
1. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" подготовлен Российским агентством по патентам и товарным знакам с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций с учетом практики применения действующего Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон), принятого в 1992 году, положений Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS), а также требований ряда международных договоров в области правовой охраны интеллектуальной собственности, участником которых является Российская Федерация, в частности:
Парижской конвенции по охране промышленной собственности (далее - Парижская конвенция);
Мадридского соглашения о международной регистрации знаков и Протокола к нему, участником которого Россия стала с 10.06.97 г. (далее - Мадридское соглашение и Протокол к нему);
Договора о законах по товарным знакам, принятого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.97 г. N 1503.
Законопроект подготовлен с учетом положений проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации", имеющих общий характер для обоих законопроектов (вопросы рассмотрения жалоб и возражений заявителей, сходные вопросы процедуры подачи и рассмотрения заявок и другие).
Законопроект подготовлен для рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации:
с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 г. N 863;
во исполнение Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2000 г. N 1072-р (пункт 82 приложения к Плану);
согласно соответствующим Планам законопроектных работ Правительства Российской Федерации, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 572-р (пункт 29) и от 30 октября 2000 г. N 1549-р (пункт 15).
2. Предлагаемые статьей 1 законопроекта изменения и дополнения касаются тех норм Закона, которые определяют его с учетом мировой практики как специальный законодательный акт.
К числу основных изменений и дополнений, предлагаемых для внесения в Закон, относятся следующие.
Положения преамбулы Закона приводятся в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
Положения статьи 44 (здесь и далее - нумерация действующего Закона) уточнены с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации, и, кроме того, в части принципов финансирования деятельности патентного ведомства - с учетом действующего законодательства о федеральном бюджете).
Преобладающая часть предлагаемых законопроектом изменений и дополнений направлена на совершенствование организационно-правовых условий обеспечения правовой охраны товарных знаков и наименований мест происхождения товаров.
В статье 4 определяется дата, с которой осуществляется исключительное право на товарный знак, раскрываются условия, при которых использование знака во всемирной компьютерной сети Интернет может рассматриваться как нарушение прав его владельца.
Законопроект объединяет в одну статью нормы (статьи 6 и 7), устанавливающие абсолютные и иные основания для отказа в регистрации обозначения в качестве товарного знака, и предусматривает в этой части положения:
позволяющие регистрировать обозначения, которые приобрели различительную способность в процессе их длительного использования;
не допускающие регистрацию особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации без получения на это специального разрешения;
запрещающие регистрацию знака на имя агента или представителя лица, являющегося владельцем товарного знака в одной из стран-участниц международного договора Российской Федерации, без разрешения этого владельца.
Ряд изменений и дополнений направлен на устранение неточностей формулировок действующего Закона, более полную защиту интересов заявителей, совершенствование процедуры рассмотрения заявок и обжалования решений по ним, обеспечение более полных гарантий соблюдения прав заявителей и повышения надежности правовой охраны знаков и наименований мест происхождения товаров (статьи 8, 10-13, 19, 28, 29, 32-34, 42).
Так, например, в этих целях изменения и дополнения:
к статье 8 Закона уточняют правомочия физических и юридических лиц в отношении подачи ими заявок через патентных поверенных;
изменения статей 11 и 33 Закона предусматривают введение процедуры пересмотра Патентным ведомством решений, принятых им с процессуальными нарушениями;
дополнения к статьям 13 и 34 Закона уточняют условия восстановления сроков, пропущенных заявителем;
изменения и дополнения к статьям 28 и 29 Закона предусматривают возможность оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку и прекращения действия его регистрации в случае признания регистрации актом недобросовестной конкуренции или в случае злоупотребления владельцем своим правом на товарный знак.
Законопроектом предусматривается упразднить Апелляционную палату и Высшую патентную палату с образованием в структуре федерального органа исполнительной власти в области патентов и товарных знаков Палаты по патентным спорам в качестве единственного административного органа для рассмотрения возражений на решения экспертизы и против регистрации товарных знаков и наименований (изменения и дополнения к статьям 28 и 42 Закона). При этом исключение из Закона положений, относящихся к Высшей патентной палате, которую ранее предполагалось создать как квазисудебный орган по рассмотрению патентных споров, вызвано тем, что такой орган действующей судебной системой не предусмотрен, а его создание нецелесообразно ввиду малочисленности споров и отсутствия непреодолимых для судов трудностей при их рассмотрении.
С учетом международных договоров Российской Федерации и положений Соглашения TRIPS законопроектом предусматриваются нормы:
запрещающие регистрировать в качестве товарных знаков обозначения, представляющие собой или содержащие указание на место происхождения вин или крепких спиртных напитков, если такие обозначения, предназначенные для упомянутых товаров, не происходят из указанных мест (дополнение к статье 6 Закона);
содержащие прямое указание на предоставление в Российской Федерации правовой охраны общеизвестным товарным знакам и орган, компетентный принимать решения по этому вопросу. В этих целях в Закон прелагается ввести новую главу (Глава 3);
допускающие возможность неодновременной (поэтапной) подачи соответствующих материалов заявок (дополнения к статьям 7 и 32).
Статья 2 законопроекта регулирует соответствующие переходные положения, необходимые для его введения в действие.
3. К важнейшим ожидаемым результатам принятия и реализации законопроекта следует отнести:
более полное обеспечение гарантий соблюдения прав заявителей и правообладателей, повышение их заинтересованности в регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров за счет упрощения процедур предоставления и повышения надежности правовой охраны в отношении этих объектов интеллектуальной собственности;
сближение положений действующего законодательства о товарных знаках с международными договорами Российской Федерации в этой сфере и в области интеллектуальной собственности в целом, а также с положениями Соглашения TRIPS, что является необходимым условием присоединения России к Всемирной торговой организации;
повышение заинтересованности главным образом отечественных товаропроизводителей и лиц, оказывающих соответствующие посреднические и иные услуги, в правовой охране средств индивидуализации их деятельности, что позволило бы создать более благоприятные условия для развития этого сектора экономики.
4. Принятие законопроекта не потребует существенных изменений действующего федерального законодательства, в том числе актов Правительства Российской Федерации, как это следует из соответствующего перечня актов, содержащегося в материалах к законопроекту.
5. Реализация законопроекта согласно прилагаемому финансово-экономическому обоснованию не потребует затрат, которые могли бы привести к увеличению расходов федерального бюджета.
Принятие предлагаемого законопроекта позволит создать необходимые, преимущественно организационные и правовые, условия для развития отечественного рынка товаров и услуг, торгово-экономического сотрудничества России с зарубежными странами и ее интеграции в мировую экономику. Его принятие отвечает интересам товаропроизводителей, посредников, потребителей товаров и услуг и государства в целом.
Приложение: финансово-экономическое обоснование на 1 л.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"
Законопроектом не предусматривается создание каких-либо новых структур или новых работ дополнительно к имеющимся в настоящее время.
1. Предусмотренное статьей 44 Закона в редакции законопроекта образование Палаты по патентным спорам федерального органа по патентам и товарным знакам не приведет к усложнению ведомственной структуры и увеличению связанных с этим расходов, поскольку при этом согласно упомянутой статье упраздняются Апелляционная палата и Высшая патентная палата Патентного ведомства.
2. Основная часть предлагаемых изменений и дополнений закона касается учета опыта применения законодательства в сфере охраны товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, накопленного за время действия закона, и положений действующего законодательства, принятого после вступления Закона в силу, а также приведения закона в соответствие с требованиями международных договоров, уже принятых Российской Федерацией или присоединении России к которым обоснованно предвидится в ближайшее время или тех, принятие который является обязательным условием присоединения России к Всемирной торговой организации. Указанные изменения и дополнения не имеют финансового аспекта.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименований мест происхождения товаров"
1. Подлежит признанию утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. N 367 "Об образовании Высшей патентной палаты Российского агентства по патентам и товарным знакам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст.1596) согласно статьям 1 и 2 законопроекта о внесении изменений и дополнений в статьи 13, 22, 28, 29, 34, 42, 45 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров";
2. Подлежат изменению и дополнению:
а) Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров, утвержденное постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 августа 1993 г. N 793 "Об утверждении Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров и Положения о регистрационных сборах за официально регистрацию программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 34, ст.3182; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст.4123; 1997, N 16, ст.1902; 1997, N 34, ст.3993; 1998, N 14, ст.1601) в части, касающейся взимания пошлин за рассмотрение заявлений о признании товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, выделения заявки и разделения регистрации товарного знака, согласно статье 1 законопроекта о внесении изменений и дополнений в статьи 7, 9, 10, 17 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".
б) ведомственные нормативные правовые акты в области охраны товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров (список прилагается).
Список
ведомственных правовых актов, подлежащих изменению и дополнению
1. Правила продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания в Российской Федерации, внесения изменений в регистрацию и свидетельство на товарный знак и знак обслуживания, утвержденные Роспатентом (Приказ N 63 от 16.09.93), зарегистрированные в Минюсте России (N 346 от 20.09.93), в части уточнения текста и внесения записи о продлении срока действия регистрации в свидетельство по просьбе владельца товарного знака согласно статье 1 законопроекта о внесении изменений и дополнений в статью 16 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон);
2. Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака, утвержденные Роспатентом (Приказ N 145 от 26.09.95), зарегистрированные в Минюсте России (N 960 от 13.10.95), в части уточнения названия Правил, текста и включения положения о предоставлении права на использование товарного знака по договору коммерческой концессии согласно статье 1 законопроекта о внесении изменений и дополнений в статьи 25 - 27 Закона;
3. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные Роспатентом 29.11.95, зарегистрированные в Минюсте России (N 989 от 08.12.95), в части исключения "описания" знака и перечня данных, необходимых для установления приоритета товарного знака, включая положения о выделении заявки, установления процедуры рассмотрения заявок, поданных на одну и ту же дату приоритета разными заявителями на тождественные обозначения, условия пересмотра решения об отказе в регистрации товарного знака, основанием для которого явилась возможность введения потребителя в заблуждение согласно статьям 8, 9, 12 Закона;
4. Правила аннулирования регистрации товарного знака при ликвидации юридического лица - владельца товарного знака, утвержденные Роспатентом 27.06.96, зарегистрированные в Минюсте России (N 1132 от 24.07.96), в части дополнения положением о прекращении действия регистрации в случае прекращения предпринимательской деятельности физического лица - владельца товарного знака без образования правопреемника согласно статье 29 Закона;
5. Правила признания товарного знака общеизвестным, утвержденные Роспатентом (Приказ N 38 от 17.03.2000), зарегистрированные в Минюсте России (N 2231 от 18.05.2000), в части уточнения органа, в компетенции которого находится признание товарного знака общеизвестным, согласно статье 7 Закона;
6. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставления права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, утвержденные Роспатентом 11.02.97, зарегистрированные в Минюсте России (N 1274 от 18.03.97), в части определения условий, при соблюдении которых может быть предоставлено право на пользование уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, и уточнения процедуры рассмотрения заявок, согласно статье 1 законопроекта о внесении изменений и дополнений в статью 31 Закона;
7. Правила продления срока действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара в Российской Федерации и внесения изменений в регистрацию и свидетельство, утвержденные Роспатентом (приказ N 63 от 16.09.93), зарегистрированные в Минюсте России (N 347 от 20.09.93) в части уточнения текста и внесения записи о продлении срока действия свидетельства по просьбе обладателя свидетельства согласно статье 1 законопроекта о внесении изменений и дополнений в статью 36 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.