Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный
закон "Об актах гражданского состояния"
1. Характеристика законопроекта, обоснование необходимости его принятия
Настоящий законопроект предусматривает предоставление права субъектам Российской Федерации наделять органы местного самоуправления государственными полномочиями по регистрации актов гражданского состояния.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. На основании Гражданского Кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина.
С 20 ноября 1997 года вступил в действия Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", который определил органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг. В соответствии с п.I ст.4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления отделены от государственной власти и имеют собственную компетенцию.
В соответствии со ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Вследствие неурегулированности вопроса о праве осуществления государственной регистрации актов гражданского состояния органами местного самоуправления, граждане, проживающие в отдаленных сельских поселениях, в настоящее время вынуждены совершать поездки в города и районные центры субъектов Российской Федерации, где расположены государственные органы записи актов гражданского состояния. Все это вызывает справедливое гражданское негодование и возмущение населения, их дополнительные материальные расходы на эти цели.
Ранее действовавшим Кодексом о браке и семье РСФСР (ст.142 КоБС РСФСР) разрешалось совершать производство государственной регистрации актов гражданского состояния исполнительными комитетами поселковых и сельских Советов народных депутатов. Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" органы местного самоуправления правом осуществления государственной регистрации актов гражданского состояния не наделены.
Внесение дополнения в п.I ст.4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регистрации актов гражданского состояния обусловлено жизненной необходимостью в интересах граждан.
2. Характеристика законопроекта
Представленный законопроект состоит из 2 статей и предполагает внесение дополнений в пункт I статьи 4 Федерального закона.
3. Финансово-экономическое обоснование
Принятие данного закона не потребует затрат из Федерального бюджета, так как субъекты Российской Федерации будут самостоятельно решать вопрос о передаче государственных функций органам местного самоуправления на своей территории с передачей необходимых финансовых средств.
4. Состояние действующего законодательства в данной сфере
Принятие данного законопроекта не потребует внесения изменений в иные нормативные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.