Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 71411-3 "О внесении дополнения вФедеральный конституционный закон "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" "
Досье на проект федерального закона
В целях усиления гарантий обеспечения социальной адаптации ребенка, реального обеспечения мероприятий по восстановлению утраченных ребенком социальных прав и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усиления заботы о ребенке, законопроектом предлагается создать пост Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации.
Обеспечение прав ребенка относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития.
13 июня 1990 года СССР ратифицировал принятую Генеральной ассамблеей ООН Конвенцию о правах ребенка. (Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 7 ноября 1990 г. N 45. Ст. 955.). Государства согласились уважать и обеспечивать все права, предусмотренные Конвенцией, в том числе право ребенка на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке; ребенок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, имеет право на особую защиту и помощь со стороны государства.
На практике, и это подтверждается результатами исследований, проведенными Комитетом по правам ребенка, в отсутствие независимых органов по соблюдению прав детей, этим правам редко придается (или не придается вообще) то приоритетное значение, которого они требуют. Механизм правового регулирования вопросов обеспечения и защиты прав и законных интересов детей часто оказывается несостоятельным и бездействует.
Создание института Уполномоченного по правам ребенка - явление новое, но быстро развивающееся. Все более широкое понимание находит тот факт, что, поскольку дети - едва ли не самая незащищенная группа населения, для защиты и обеспечения их прав требуются независимые механизмы. Во многих государствах Европы, Латинской Америки, в Австралии и Канаде созданы специальные службы уполномоченных по правам ребенка. В Российской Федерации в шести регионах действует уполномоченные по правам ребенка. Экономическое и политическое бесправие детей, делающее их беззащитными перед эксплуатацией, жестоким обращением и равнодушием со стороны общества, требует, чтобы в Российской Федерации на федеральном уровне были созданы независимые органы, сосредотачивающие свою деятельность исключительно на защите интересов детей. Без таких органов, как показывает опыт, интересы детей могут быть принесены в жертву интересам других лоббирующих групп или слоев.
Учреждение института уполномоченного по правам ребенка служит свидетельством не только обязательства государства обеспечить права детей, но и готовности нести ответственность за исполнение этого обязательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального конституционного закона "О внесении дополнения в
Федеральный конституционный закон "Об уполномоченном по правам человека в
Российской Федерации"
Принятие и реализация предлагаемого проекта федерального конституционного закона "О внесении дополнения в Федеральный конституционный закон "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" не требует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с
принятием федерального конституционного закона "О внесении дополнения в
Федеральный конституционный закон "Об уполномоченном по правам человека в
Российской Федерации"
В связи с принятием федерального конституционного закона "О внесении дополнения в Федеральный конституционный закон "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" требуется принятие федерального закона "Об уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации".
Признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению актов федерального законодательства не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.