Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
Внесение изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации вызвано тем, что практическое применение статей Кодекса, касающихся налогообложения выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других азартных игр привело к введению с 1 января 2001 года неоправданно сложной системы учета соответствующих доходов и уведомления налоговых органов о сумме выигрышей.
Удержание налогов с физических лиц независимо от суммы выпавшего им выигрыша привело к свертыванию лотерейной деятельности, прекращению реализации лотерейных билетов и выплаты выигрышей в пунктах продажи билетов, а также к многочисленным судебным конфликтам при удержании подоходного налога с игроков в азартные игры.
При подготовке второй части Налогового кодекса не было учтено, что выигрыши в размере до 2000 рублей, особенно в моментальных лотереях, выплачиваются немедленно на месте приобретения билета, что является основополагающим принципом организации всех лотерей. Отныне проведение подобных лотерей становится весьма затруднительным, так как большинство лотерейных билетов продается в лотерейных киосках, а в них нет условий для оформления налоговых карточек с истребованием от владельца выигравшего билета паспорта и его индивидуального налогового номера. В течение года в лотерейных киосках выплачивается 15-18 миллионов выигрышей в размере до 100 рублей. Несмотря на мизерность дохода, отныне операторы лотерей вынуждены заводить карточки учета доходов и налога на доходы на каждое лицо, получившее такой выигрыш и направить в налоговые органы ежегодно 15-20 миллионов справок о доходах и удержанных налогах при выплате выигрыша.
Удержание налога игорными заведениями приводит к фактическому отождествлению выигрыша с доходом, что противоречит ст.41 Налогового кодекса, так как при этом не учитывается расходы игрока, которые могут превышать его доходы. При этом такие обязательные элементы налогообложения как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога не установлены.
Настоящим законопроектом предлагается освободить от налогообложения выигрыши в денежной и натуральной форме, получаемые налогоплательщиками от организаторов лотерей и игорного бизнеса, тем самым устранить возникшую проблему, при этом увеличив налоговую нагрузку на организаторов лотерей и игорного бизнеса.
В целях компенсации выпадающих доходов бюджетов в результате освобождения доходов физических лиц, получаемых от организаторов игорного бизнеса и лотерей, а также в целях упорядочения налогообложения организаторов лотерей и игорного бизнеса законопроектом предусматривается повышение налога на игорный бизнес и установление налога на лотереи в рамках части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, законопроект предусматривает введение главы 27 "Налог на игорный бизнес" и главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на лотерейную деятельность".
В качестве объекта налогообложения налога на лотереи законопроектом предлагается установить операции по реализации лотерейных билетов. При этом в объект обложение предлагается не включать средства призового фонда лотерей, а также средства, поступающие от проведения лотерей и направляемые на социальную защиту населения Российской Федерации, финансирование федеральных и региональных программ по развитию образования, медицины и здравоохранения, науки и культуры, литературы и искусства, народного творчества, экологии, туризма, физической культуры и спорта и иных благотворительных целей.
Кроме того, законопроектом предлагается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от уровня проводимых лотерей.
Главой 27 сохранен действующий порядок исчисления налога на игорный бизнес, регулируемый в настоящее время Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес". В целях приведения данного налога в соответствие с нормами Налогового кодекса законопроект предусматривает исчисление налога на игорный бизнес в рублях. При этом минимальные ставки налога, поступающие федеральный бюджет индексируются в соответствии с действующей средней ставкой по Российской Федерации. Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации сохраняют право увеличивать ставки налога, исходя из ситуации в каждом конкретном регионе.
Плательщиками налога признаются организации и предприниматели, осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса. Объектом налогообложения признаются игорный стол, игровой автомат и иные средства, и оборудование с любым видом выигрыша, кассы (тотализаторов, букмекерских контор) приема ставок на игру.
Статьей 3 законопроекта предусмотрено включение налога на лотереи в перечень федеральных налогов и сборов.
Перечень
законодательных актов, которые необходимо отменить в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" потребует внесение изменений и дополнений в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отмены федерального закона "О налоге на игорный бизнес".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не потребует дополнительных финансовых средств из бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.