Пояснительная записка
"О приватизации федерального имущества и об основах приватизации государственного имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества"
Представляемый законопроект разработан в целях реализации новых подходов к процессу приватизации федерального имущества, провозглашенных Президентом Российской Федерации в рамках реформирования отношений собственности.
Основным принципом, реализованном в законопроекте, является равенство всех форм собственности, прозрачность процесса приватизации, защита интересов инвесторов и государства.
В отличие от действующего Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" законопроект вводит классификацию федерального имущества по возможности и механизму принятия решения о его приватизации; расширяет полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по приватизации принадлежащего им имущества; устанавливает порядок передачи в собственность либо в долгосрочную аренду земельных участков под объектами приватизации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения и ряда иных категорий земель);
устанавливает особенности приватизации объектов коммунально-бытового и культурного назначения.
Законопроект сохраняет законодательный контроль за приватизацией крупных федеральных унитарных предприятий и акционерных обществ, балансовая стоимость имущества которых превышает 10 млн. МРОТ, путем ежегодного принятия федерального закона об утверждении перечня объектов приватизации федерального имущества на очередной финансовый год. При этом до принятия указанного закона продажа вышеуказанных объектов приватизации не допускается.
Законопроект расширяет инструментарий приватизации посредством включения в него новых способов приватизации: приватизация путем публичной аферты и выпуска производных ценных бумаг за рубежом.
Существенным образом детализированы процедуры проведения подготовки федерального имущества к приватизации, проведения аукционов и конкурсов, определения их победителей и оформления сделок приватизации.
Важной особенностью законопроекта является возможность преобразования средних и малых государственных и муниципальных унитарных предприятий не только в открытые, но и в закрытые акционерные общества.
Законопроект определяет порядок передачи отдельных видов имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного или муниципального унитарного предприятия, в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, которая осуществляется при преобразовании унитарного предприятия в акционерное общество.
Законопроект уточняет основания признания недействительности сделок приватизации государственного и муниципального имущества, обязывает органы прокуратуры и органы по управлению имуществом проверить уже совершенные сделки приватизации на предмет их соответствия законодательству и в необходимых случаях предъявить иски о признании таких сделок недействительными и возмещении ущерба, нанесенного государству или муниципальному образованию.
Законопроект уточняет ряд положений действующего законодательства Российской Федерации об особенностях правового положения созданных в процессе приватизации акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности. В частности, вводится запрет на отчуждение из собственности указанных обществ акций иных акционерных обществ, внесенных в уставной капитал данного акционерного общества, без согласия государственного органа, который формировал уставный капитал созданного в процессе приватизации акционерного общества, а также на размывание доли государства в уставных капиталах акционерных обществ в процессе эмиссии дополнительных акций.
Законопроект состоит из 44 статей, сведенных в 8 глав.
Принятие проекта федерального закона "О приватизации федерального имущества и об основах приватизации государственного имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества" безусловно будет способствовать увеличению доходов бюджетов всех уровней, повышению прозрачности процесса приватизации государственного и муниципального имущества, а также повышению эффективности российской экономики.
Финансово-экономическое обоснование
"О приватизации федерального имущества и об основах приватизации
государственного имущества субъектов Российской Федерации и
муниципального имущества"
Введение в действие указанного федерального закона не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьей 96 Регламента Государственной Думы на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с
принятием федерального закона "О приватизации федерального имущества и об
основах приватизации государственного имущества субъектов Российской
Федерации и муниципального имущества"
В данной сфере правового регулирования действуют Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", Федеральный закон "Об акционерных обществах".
Введение в действие федерального закона "О приватизации федерального имущества и об основах приватизации государственного имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества" потребует признания утратившим силу Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", а также внесения изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности" и изменений и дополнений статьи 192 и 196 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Внесения изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.