Проект федерального закона N 18259-3
"Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
в первом чтении
Настоящий федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации, определяет основные понятия, характеризующие процесс государственного регулирования регионального развития и направлен на достижение оптимального сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в создании благоприятных условий использования потенциальных возможностей регионов для эффективного и устойчивого развития.
Статья 1. Нормативная правовая база государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации
Нормативной правовой базой государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем федеральном законе
Регион - часть территории Российской Федерации характеризуемая соответствующим социальным, природным, экономическим, инфраструктурным, национально-культурным потенциалом. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Территориальное развитие Российской Федерации - закономерное изменение взаимодействия систем жизнедеятельности всех регионов Российской Федерации, определяемое смещением центров сосредоточения населения, изменениями уровней и качества жизни населения регионов, различной степенью межрегиональных связей и однородности общего экономического пространства.
Региональное развитие - закономерное изменение всех систем жизнедеятельности региона.
Концепция территориального развития Российской Федерации - руководящая идея территориального развития Российской Федерации, являющаяся частью государственной концепции развития Российской Федерации.
Стратегия территориального развития Российской Федерации - система методов и механизмов для реализации концепции территориального развития Российской Федерации, являющаяся частью государственной стратегии развития Российской Федерации.
Прогноз территориального развития Российской Федерации - обоснованное предположение о будущем развитии изменений во взаимодействии систем жизнедеятельности всех регионов государства, определяемых смещением центров сосредоточения населения, изменениями уровней и качества жизни населения регионов, различной степенью межрегиональных связей и однородности общего экономического пространства.
Прогноз развития региона - обоснованное предположение о будущем развитии региона, его месте в общем социальном, национальном, инфраструктурном, культурно-историческом и экономическом пространстве Российской Федерации.
Государственная региональная политика - система целей и задач органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов, которая направлена на реализацию государственной стратегии территориального развития Российской Федерации.
Государственная региональная политика включает федеральную региональную политику, региональную политику и региональный аспект других направлений государственной политики Российской Федерации.
Федеральная региональная политика - система целей и задач органов государственной власти Российской Федерации по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов.
Федеральная региональная политика определяется путем согласования интересов государства и регионов Российской Федерации.
Региональная политика - система целей и задач органов государственной власти субъектов Российской Федерации по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов.
Региональный аспект государственной политики - система управляющих воздействий финансовой, социальной, внешнеэкономической, инвестиционной и других направлений государственной политики, осуществляемая с учетом их влияния на социально-экономическое развитие регионов.
Государственное регулирование регионального развития - система управляющих воздействий экономической, финансовой, социальной, инвестиционной, внешнеэкономической и других направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленная на устойчивое и сбалансированное функционирование регионов, на улучшение качества и повышение уровня жизни населения.
Объект государственного регулирования регионального развития - сфера социальной, культурной, экономической жизни населения в регионе Российской Федерации, в отношении которой осуществляется установленное настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации правовое регулирование.
Приоритеты государственного регионального развития - научно обоснованные, наиболее значимые и определяемые стратегическими целями внутренней и внешней политики государства направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию региональных отношений в определенный период времени.
Инструменты государственной региональной политики - федеральные целевые программы регионального развития, федеральный фонд регионального развития и инструменты финансовой, социальной, внешнеэкономической, инвестиционной и других направлений государственной политики, применяемые в региональном аспекте.
Федеральная целевая программа регионального развития - взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленных на решение проблем развития инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона Российской Федерации и обеспеченный финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации.
Региональный мониторинг - постоянно действующая система учета, сбора, анализа и распространения информации, используемая для обоснования приоритетов, определения задач, выявления конфликтов, сдерживающих факторов реализации государственной региональной политики.
Статья 3. Предмет настоящего федерального закона
Настоящим федеральным законом регулируются отношения, возникающие в процессе государственного регулирования регионального развития, а также особенности участия в данном процессе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Цели и задачи государственного регулирования регионального развития
Государственное регулирование регионального развития имеет своей целью реализацию конституционно установленных принципов федеративных отношений в Российской Федерации и обеспечение целостности Российской Федерации как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.
Основными задачами государственного регулирования регионального развития являются:
- обеспечение условий для повышения качества жизни населения и сокращения различий в уровне социально-экономического развития регионов;
- формирование единого экономического, социального и правового пространства Российской Федерации с учетом интересов и приоритетов территориального и регионального развития;
- создание условий для устойчивого и сбалансированного функционирования систем жизнедеятельности регионов;
- содействие развитию условий формирования эффективной территориальной структуры экономики Российской Федерации на основе использования ресурсов регионов;
- создание условий и механизмов повышения активности и ответственности регионов в решении общефедеральных и региональных проблем социально-экономического развития Российской Федерации.
Статья 5. Принципы государственного регулирования регионального развития
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственное регулирование регионального развития осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
- равноправие субъектов Российской Федерации между собой и в их отношениях с федеральными органами государственной власти;
- согласование интересов Российской Федерации и интересов субъектов Российской Федерации;
- единство системы государственной власти в Российской Федерации;
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- самостоятельное осуществление полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения;
- равенство условий хозяйствования в конкурентной среде и свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг на территории Российской Федерации.
Статья 6. Субъекты государственного регулирования регионального развития
Субъектами государственного регулирования регионального развития являются:
- Президент Российской Федерации;
- органы законодательной (представительной) власти Российской Федерации и органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации;
- органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственное регулирование регионального развития осуществляется с учетом мнения:
- органов местного самоуправления;
- ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.
Статья 7. Участие ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в регулировании территориального развития Российской Федерации
При разработке и реализации государственного регулирования территориального развития Российской Федерации учитываются интересы ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации с целью развития межрегиональной интеграции и координации управления социально-экономическим, социальным и демографическим развитием регионов Российской Федерации.
Порядок и формы участия ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в регулировании регионального развития определяются федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 8. Участие органов местного самоуправления в регулировании регионального развития Российской Федерации
При разработке и реализации механизмов регулирования регионального развития Российской Федерации учитываются интересы соответствующих органов местного самоуправления и обеспечивается их участие в данном процессе.
Порядок и формы участия органов местного самоуправления в регулировании регионального развития Российской Федерации определяются федеральным законом " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 9. Федеральные целевые программы регионального развития и программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ регионального развития определяется Правительством Российской Федерации.
Федеральные целевые программы регионального развития разрабатываются и реализуются соответствующими органами исполнительной власти по результатам мониторинга и прогноза социально-экономического, демографического и национально-культурного развития регионов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Для решения проблем социально-экономического, демографического и национально-культурного развития региона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и реализуют программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Статья 10. Федеральный целевой фонд регионального развития
С целью более эффективного осуществления федеральных целевых программ регионального развития Правительство Российской Федерации при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год вправе предусматривать в составе расходов федерального бюджета федеральный целевой фонд регионального развития.
Статья 11. Региональные фонды содействия реализации федеральным целевым программам регионального развития и программам социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
Исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе выделять в бюджете субъекта Российской Федерации региональные фонды содействия реализации федеральных целевых программ регионального развития и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Статья 12. Государственный ежегодный доклад о региональном развитии в Российской Федерации
Правительство Российской Федерации ежегодно подготавливает и представляет в Государственную Думу Российской Федерации государственный доклад "Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации", включающий раздел "Итоги территориального развития Российской Федерации и ее регионов".
Статья 13. Информационное обеспечение государственного регулирования регионального развития
В Российской Федерации для информационного обеспечения государственного регулирования регионального развития формируется и действует система учета, сбора, анализа и обобщения информации о демографическом, социально-экономическом, национально-культурном развитии в Российской Федерации и ее регионах в соответствии с действующим законодательством.
Данная информация используется для:
- обоснования приоритетов, определения задач и выбора механизмов реализации государственного регулирования регионального развития;
- оценки результативности деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению государственного регулирования регионального развития;
- обоснования государственной помощи отдельным регионам с использованием федеральных целевых программ регионального развития, особых организационно-правовых режимов в отдельных регионах;
- разработки системы прогнозов территориального социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов;
- подготовки раздела "Итоги территориального развития Российской Федерации и ее регионов" ежегодного государственного доклада "Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации".
Статья 14. Требования к информационному обеспечению государственного регулирования регионального развития
Системы учета, сбора, анализа и обобщения информации правового, экономического, социального, демографического, национально-культурного и политического характера создаются органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
При создании этих систем необходимо обеспечить:
- методическое сопровождение учета, сбора, анализа и распространения информации, необходимой для реализации задач по государственному регулированию регионального развития;
- внесение в федеральные программы статистических работ дополнений и изменений в части сбора и обработки необходимой статистической информации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- развитие существующих и организация новых баз данных по вопросам правового, экономического, финансового и социального характера.
Статья 15. Финансовое обеспечение государственного регулирования регионального развития
Финансовое обеспечение государственного регулирования регионального развития осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья 16. Контроль за реализацией государственного регулирования регионального развития
Контроль за реализацией государственного регулирования регионального развития осуществляется Президентом Российской Федерации и его представителями в федеральных округах.
Контроль за расходованием средств федерального бюджета, выделяемых на федеральные целевые программы регионального развития осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Статья 17. О приведении в соответствие с настоящим федеральным законом нормативных правовых актов
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим федеральным законом.
Статья 18. Вступление в силу настоящего федерального закона
Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.