Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда в 2002 - 2003 годах"
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации, является основой для установления минимального размера оплаты труда. При этом минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации поэтапно повышается до величины прожиточного минимума. Соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Несмотря на то, что указанный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 1998 года, механизм повышения минимального размера оплаты труда в увязке с величиной прожиточного минимума был применен лишь при принятии федерального бюджета на 2001 год. При этом установленное Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" среднегодовое соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума, равное 16,7, в лучшем случае восстанавливает ситуацию 1997 года и не обеспечивает повышения минимального размера оплаты труда в реальном выражении.
Между тем, минимальный размер оплаты труда, как установленная в статье 37 Конституции России государственная гарантия по оплате труда, должен, по меньшей мере, обеспечивать работнику возможность выживания. Применяемый в настоящее время для определения прожиточного минимума состав потребительской корзины установлен именно на уровне физиологического выживания. Он не учитывает ни норм рационального потребления самого работника, ни необходимые расходы на содержание его семьи и иждивенцев.
Предложенный в настоящем законопроекте порядок поэтапного повышения минимального размера оплаты труда на ближайшую перспективу исходит из необходимости уже в 2002 году обеспечить минимальную заработную плату на уровне прожиточного минимума, имея в виду, что в настоящее время доля тарифной (гарантированной) части заработной платы составляет в среднем 60%. В 2003 году, с учетом планируемых Правительством РФ мер по повышению тарифной части фонда оплаты труда, предлагается установить минимальный размер оплаты труда на уровне 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Дальнейший рост минимального размера оплаты труда должен происходить по мере перехода к формированию потребительской корзины на основе рациональных норм потребления и принципов обеспечения расширенного воспроизводства рабочей силы.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда в 2002 - 2003 годах"
Принятие проекта федерального закона N 77266-3 "О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда в 2002 - 2003 годах" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда в 2002 - 2003 годах"
Расчет дополнительных затрат, покрываемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, выполнен в расчете на 2002 год исходя из индексации плановых расходов 2001 года в соответствии с ростом ставки первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, что предполагает учет максимально возможных дополнительных расходов. При изменении системы формирования фондов оплаты труда в бюджетной сфере (например, при уменьшении действующих межразрядных коэффициентов ЕТС, что находится в компетенции Правительства РФ), объем дополнительных средств на реализацию данного законопроекта может быть существенно снижен.
Исходные параметры:
Прогнозируемая величина прожиточного минимума 1630 рублей
трудоспособного населения на 2002 год
Размер ставки первого разряда ЕТС в 2002 году (60% 978 рублей
прожиточного минимума трудоспособного населения)
Рост ставки первого разряда ЕТС 7,4 раза
Расчет
потребности в дополнительных средствах из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на индексацию оплаты труда работников организаций бюджетной сферы
Федеральный бюджет (млрд.руб.) |
Бюджеты субъектов РФ (млрд.руб.) |
Всего (млрд.руб. ) |
|
Базовый фонд оплаты труда с начислениями (в месяц) |
4,0 | 11,64 | 15,64 |
Месячный фонд оплаты труда с начислениями при увеличении тарифной ставки до 978 руб. |
29,6 | 86,14 | 115,74 |
Потребность в фонде оплаты труда в расчете на год |
355,2 | 1033,68 | 1388,88 |
Предусмотренные средства в бюджетах на 2001 год |
59,4 | 178,9 | 238,3 |
Потребность в дополнительных средствах на 2002 год |
295,8 | 854,78 | 1150,58 |
Расчет
потребности в дополнительных средствах на индексацию оплаты трудагосслужащих, работников судов, органов прокуратуры, денежного довольствия военнослужащих (включая компенсацию налога на доходы физических лиц)
Федеральный бюджет (млрд.руб.) |
|
Средства, выделенные на 2001 год | 151,1 |
Средства, необходимые на 2002 год (при увеличении в 7,4 раза) |
1118,14 |
Потребность в дополнительных средствах в расчете на год | 967,04 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.