Заключение
Комитета по труду и социальной политике на проект федерального закона "О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда в 2002 - 2003 годах"
Одной из актуальных проблем социальной политики является проблема повышения заработной платы. Низкий уровень средней заработной платы связан в том числе и с тем, что государственная гарантия по заработной плате - минимальный размер оплаты труда установлен на крайне низком уровне. Низкий уровень заработной платы является сдерживающим фактором не только покупательной способности населения, но и реформ в социальной политике и пенсионной системе.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" минимальный размер оплаты труда должен поэтапно повышаться до величины прожиточного минимума. Соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете.
На 2001 год в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2001 год" это соотношение установлено в размере 16,7% величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом в качестве критерия при определении указанной величины учитывалась лишь сумма средств, предусмотренная в бюджетах на 2001 год, а не потребности работника, необходимые ему и его семье. Это связано в первую очередь с тем, что до настоящего времени не разработаны минимальные государственные социальные стандарты, на базе которых в соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса должны формироваться расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В настоящее время российское законодательство не содержит законодательные акты, устанавливающие величину государственных социальных стандартов, а также этапы приближения минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума.
В связи с этим проект федерального закона "О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда в 2002 - 2003 годах" особенно актуален. Проект федерального закона предусматривает, что в федеральном законе "О федеральном бюджете на 2002 год" соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума должно быть не уровне или более 60% величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а в 2003 - 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Концепцией законопроекта является установление минимальных социальных стандартов по заработной плате на ближайшие два года, что даст возможность более эффективно организовать формирование и рассмотрение проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
Предложенный в законопроекте порядок поэтапного повышения минимального размера оплаты труда позволит обеспечить в 2002 году минимальную заработную плату на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения, имея ввиду, что в настоящее время доля тарифной части заработной платы составляет в среднем 60%. В 2003 году, с учетом планируемых Правительством РФ мер по повышению тарифной части фонда оплаты труда, предлагается установить минимальный размер оплаты труда на уровне 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Кроме того, данный законопроект частично решает проблему минимальных государственных социальных стандартов, т.к. устанавливает (на ближайшие 2 года) размер минимальных государственных стандартов по заработной плате, что позволит более объективно определять необходимый объем финансовой помощи из федерального бюджета, предоставляемый бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности.
Это особенно важно для работников организаций бюджетной сферы, так как их заработная плата большинства из них финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Комитет по труду и социальной политике поддерживает концепцию проекта федерального закона "О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда в 2002 - 2003 годах" и предлагает принять его в первом чтении.
Председатель |
В.Т.Сайкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.