Проект федерального закона N 95352-3
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.1792; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст.2399; 2000, N 26, ст.2736) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 4:
а) в пункте 1 слова "не совершивший порочащих его поступков" заменить словами "безупречную репутацию, не вызывающую сомнений в том, что назначение его судьей не умалит авторитета судебной власти и что при исполнении полномочий судьи он будет объективен, справедлив и беспристрастен, не имеющий заболеваний, препятствующих исполнению полномочий судьи, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения";
б) дополнить статью примечанием следующего содержания:
"Примечание. В стаж работы по юридической профессии включается время работы на государственных должностях государственной службы, требующих юридического образования, в органах государственной власти (в том числе в аппаратах судов, органах юстиции Российской Федерации) и иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации (в том числе в прокуратуре Российской Федерации), в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации; время работы в качестве следователя, дознавателя, адвоката, нотариуса; время работы в юридических службах организаций независимо от формы собственности; время преподавания юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; время работы в научно-исследовательских институтах, институтах повышения квалификации юридического профиля в качестве руководителя или научного сотрудника.".
2. Дополнить Закон статьей 4.1 следующего содержания:
"Статья 4.1. Медицинское освидетельствование кандидата на должность судьи
Для подтверждения отсутствия у кандидата на должность судьи заболеваний, препятствующих исполнению полномочий судьи, проводится предварительное медицинское освидетельствование кандидата на должность судьи. Порядок проведения медицинского освидетельствования утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.".
3. В статье 5:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Любой гражданин Российской Федерации, достигший 25-летнего возраста, при наличии высшего юридического образования и заключения медицинского учреждения об отсутствии у него заболеваний, препятствующих исполнению полномочий судьи, имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи.";
б) дополнить статью новым пунктом 5 следующего содержания:
"5. Соответствующая квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней со дня сообщения председателем суда об открытии вакантной должности судьи объявляет об этом в периодической печати или в других средствах массовой информации с указанием места и времени приема документов в квалификационную коллегию судей, а также места и времени рассмотрения заявлений кандидатов на должность судьи.";
в) пункты 5, 6 и 7 считать соответственно пунктами 6, 7 и 8 и изложить их в следующей редакции:
"6. Каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность.
Кандидат на должность судьи, помимо личного заявления, представляет в квалификационную коллегию судей:
1) документ, удостоверяющий личность;
2) анкету, содержащую биографические сведения о нем;
3) трудовую книжку;
4) документ, подтверждающий профессиональное образование;
5) сведения о результатах квалификационного экзамена;
6) медицинское заключение об отсутствии у него заболеваний, препятствующих исполнению полномочий судьи;
7) другие документы, если это предусмотрено федеральным законом.
Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатом на должность судьи в соответствии с настоящим Законом. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с настоящим Законом, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить ей о результатах проверки в установленный коллегией срок, который не может превышать двух месяцев.
7. Квалификационная коллегия судей в пределах своей компетенции рассматривает заявления всех лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, проверяет соответствие этих лиц требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена и итогов проверки достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на должность судьи в соответствии с настоящим Законом, дает заключение о рекомендации одного из претендентов на должность судьи для назначения его на эту должность. Не может быть рекомендовано для назначения на должность судьи лицо, в отношении которого в процессе проверки биографических и иных сведений, представленных в соответствии с настоящим Законом, установлена недостоверность указанных сведений. В случае если в результате рассмотрения заявлений установлено, что ни одно из лиц, претендующих на замещение вакантной должности судьи, не соответствует требованиям, установленным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, квалификационная коллегия судей принимает решение о продлении срока приема документов и назначает новую дату рассмотрения заявлений на должность судьи, объявляя об этом в периодической печати и других средствах массовой информации.
Решение квалификационной коллегии судей об отказе в даче рекомендации лицу для назначения его на должность судьи, вынесенное с нарушением предусмотренного настоящим Законом порядка отбора кандидатов на должность судьи, может быть обжаловано этим лицом в судебном порядке.
8. Заключение квалификационной коллегии судей представляется председателю соответствующего суда. В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвращается для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. При повторном положительном заключении квалификационной коллегии судей кандидатура вносится председателем соответствующего суда для дальнейшего рассмотрения в установленном порядке.".
4. В статье 6:
а) из пункта 3 слова "с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации" исключить;
б) в пункте 5:
слова "в месячный срок" заменить словами "в 3-месячный срок";
слова ", о чем сообщает председателю соответствующего суда" исключить;
в) из пункта 7 слова ", рассмотрев основания отклонения," исключить;
г) дополнить статью пунктом 8 следующего содержания:
"8. Судьи федеральных судов назначаются с их согласия на аналогичную судейскую должность в другой суд того же уровня Президентом Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящей статьей, но без соблюдения требований пункта 6 настоящей статьи.".
5. Дополнить Закон статьями 6.1 и 6.2 следующего содержания:
"Статья 6.1. Порядок назначения на должность и освобождения от должности председателей и заместителей председателей судов
1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов, сроком на шесть лет.
Заключение квалификационных коллегий судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляется Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.
Президент Российской Федерации вносит представление в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем за 14 дней до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представление о назначении другого лица на вакантную должность председателя вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий 14 дней со дня получения представления Президента Российской Федерации.
2. Заместители председателей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и заключении квалификационных коллегий судей этих судов, сроком на шесть лет.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации или Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.
Президент Российской Федерации вносит указанное представление в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем за 14 дней до истечения срока полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представление о назначении другого лица на вакантную должность заместителя председателя вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий 14 дней со дня получения представления Президента Российской Федерации.
3. Председатели и заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на шесть лет.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации или Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.
4. Председатели и заместители председателей федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии сулей Российской Федерации, сроком на шесть лет.
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.
5. Председатели и заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении соответствующих квалификационных коллегий судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, сроком на четыре года.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего районного суда, а в случае досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего районного суда - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.
6. Полномочия председателей и заместителей председателей судов могут быть досрочно прекращены с сохранением полномочий судьи суда, в котором они замещали должность председателя или заместителя председателя суда, решением квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и статьей 6.2 настоящего Закона, а также могут быть досрочно прекращены одновременно с прекращением полномочий судьи по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 14 настоящего Закона.
7. В случае прекращения или приостановления полномочий председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, районного суда, военного суда временное исполнение полномочий председателя этого суда на срок до одного года со всеми правами, предоставленными ему процессуальным законодательством, если иное не предусмотрено федеральным конституционным законом или федеральным законом, возлагается на первого заместителя председателя соответствующего суда, при отсутствии первого заместителя - по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из заместителей председателя соответствующего суда, а при отсутствии заместителей - по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из судей соответствующего суда.
8. В случае досрочного прекращения полномочий председателя суда или его заместителя соответствующая квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакантной должности председателя суда или его заместителя объявляет об этом в периодической печати или в других средствах массовой информации с указанием места и времени приема документов в квалификационную коллегию судей, а также места и времени рассмотрения заявлений кандидатов на должность председателя суда или его заместителя.
9. Председатель и заместитель председателя суда, полномочия которых были досрочно прекращены в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, могут обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.
Статья 6.2. Полномочия председателей и заместителей председателей судов
1. Председатели и заместители председателей судов являются судьями и осуществляют процессуальные и иные полномочия, установленные федеральными конституционными законами и федеральными законами.
2. Председатель суда осуществляет также следующие полномочия:
1) организует работу суда, устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе типовых правил внутреннего распорядка суда, утверждаемых Советом судей Российской Федерации, и контролирует их исполнение;
2) вносит представления в соответствующую квалификационную коллегию судей о поощрении судей и о привлечении их к дисциплинарной ответственности;
3) распределяет обязанности между заместителями председателя;
4) организует работу по повышению квалификации судей;
5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности сотрудников аппарата суда; принимает решения о поощрении сотрудников аппарата суда и о привлечении их к дисциплинарной ответственности; организует работу по повышению квалификации сотрудников аппарата суда;
6) регулярно информирует судей о своей деятельности и о деятельности суда;
7) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. В случае временного отсутствия председателя суда (болезнь, отпуск и так далее) его полномочия осуществляет первый заместитель председателя суда, при отсутствии первого заместителя - по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по поручению председателя суда один из судей суда.".
6. Статью 11 изложить в следующей редакции:
"Статья 11. Срок полномочий судьи
1. Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, кроме случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом. Предельный возраст пребывания в должности судьи (за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации) - шестьдесят пять лет.
2. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет.
3. Судьи федеральных судов, кроме судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий.
4. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи гражданина, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи. Полномочия судьи прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий, если они были ограничены определенным сроком, или в котором ему исполняется шестьдесят пять лет.".
7. Дополнить Закон статьей 12.1 следующего содержания:
"Статья 12.1. Дисциплинарная ответственность судей
1. За совершение дисциплинарного проступка (виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение судьей своих должностных обязанностей, нарушение правил внутреннего распорядка суда), а также за совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти, решением квалификационной коллегии судей, рекомендовавшей судью на данную должность, которое выносится на основании представления председателя соответствующего суда, к судье может быть применено дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном соответствии занимаемой должности или прекращения полномочий судьи.
2. Решение о наложении дисциплинарного взыскания либо об отказе в наложении дисциплинарного взыскания может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в течение 10 дней со дня получения копии решения судьей, на которого наложено взыскание, либо председателем соответствующего суда. Решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.".
8. Подпункт 2 пункта 1 статьи 13 изложить в следующей редакции:
"2) привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;".
9. В статье 14:
а) подпункт 2 пункта 1 изложить в следующей редакции:
"2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам исполнять полномочия судьи;";
б) подпункт 9 пункта 1 исключить;
в) подпункты 10 - 12 пункта 1 считать соответственно подпунктами 9 - 11 пункта 1;
г) дополнить пункт 1 подпунктом 12 следящего содержания:
"12) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.";
д) дополнить статью новым пунктом 2 следующего содержания:
"2. Полномочия судьи могут быть прекращены досрочно решением соответствующей квалификационной коллегии судей также за совершение дисциплинарного проступка или поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти, судьей, на которого дважды в течение одного года налагалось дисциплинарное взыскание.";
е) пункты 2 и 3 считать соответственно пунктами 3 и 4.
10. Статью 16 изложить в следующей редакции:
"Статья 16. Неприкосновенность судьи
1. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.
2. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении или вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
3. Возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение судьи в качестве обвиняемого, а также избрание в отношении судьи меры пресечения или применение к нему иной меры процессуального принуждения, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации осуществляются по решению суда, возможны не иначе как на основании судебного решения, принимаемого по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителя или лица, исполняющего обязанности Генерального прокурора Российской Федерации:
в отношении судьи федерального суда общей юрисдикции (за исключением судьи Верховного Суда Российской Федерации) - вышестоящим судом в составе трех профессиональных судей (коллегией судей);
в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, судьи федерального арбитражного суда (включая Высший Арбитражный Суд Российской Федерации) - судебной коллегией в составе трех профессиональных судей Верховного Суда Российской Федерации;
в отношении мирового судьи или судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации - соответствующим верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и автономного округа в составе трех профессиональных судей (коллегией судей).
После возбуждения уголовного дела в отношении судьи или привлечения судьи в установленном порядке в качестве обвиняемого следственные действия в отношении его производятся в общем порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
4. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на месте преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден.
Осуществление личного досмотра судьи не допускается, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
5. Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища, производится не иначе как на основании судебного решения, принимаемого в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи.
6. Привлечение судьи к административной ответственности возможно не иначе как на основании судебного решения, принимаемого в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи.
7. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом Российской Федерации.".
11. Дополнить Закон новой статьей 16.1 следующего содержания:
"Статья 16.1. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
1. Личность судьи Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.
2. Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, а также за принятое Конституционным Судом Российской Федерации решение.
3. Возбуждение уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации либо привлечение его в качестве обвиняемого возможны не иначе как с согласия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на соответствующее представление Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителя или лица, исполняющего обязанности Генерального прокурора Российской Федерации.
После возбуждения уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации или привлечения судьи Конституционного Суда Российской Федерации в установленном порядке в качестве обвиняемого следственные действия в отношении его производятся в общем порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
4. Избрание в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации меры пресечения или применение к нему иной меры процессуального принуждения, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации осуществляются по решению суда, возможны не иначе как на основании судебного решения, принимаемого судебной коллегией в составе трех профессиональных судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителя или лица, исполняющего обязанности Генерального прокурора Российской Федерации.
5. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, задержанный по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на месте преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден.
Осуществление личного досмотра судьи Конституционного Суда Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
6. Осуществление в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища, производится не иначе как на основании судебного решения, принимаемого в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.
7. Привлечение судьи Конституционного Суда Российской Федерации к административной ответственности возможно не иначе как с согласия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на соответствующее представление Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителя или лица, исполняющего обязанности Генерального прокурора Российской Федерации.
8. Уголовное дело в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом Российской Федерации.".
12. Подпункт 5 пункта 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:
"5) избирают часть членов соответствующих квалификационных коллегий судей.".
13. Статью 18 изложить в следующей редакции:
"Статья 18. Квалификационные коллегии судей
1. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации, судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, судей военных судов, а также судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других арбитражных судов создаются для рассмотрения вопросов:
отбора кандидатов на должность судьи;
привлечения судьи к дисциплинарной ответственности;
приостановления или прекращения полномочий судьи;
прекращения отставки судьи;
проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса;
иных вопросов, отнесенных к их компетенции.
2. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, квалификационные коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации формируются в следующем порядке:
один член коллегии назначается Президентом Российской Федерации;
одна треть состава коллегии избирается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа представителей юридической и научной общественности, не замещающих государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющихся адвокатами;
остальные члены коллегии избираются органами судейского сообщества из числа судей.
3. Квалификационные коллегии судей судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации формируется в следующем порядке:
один член коллегии назначается Президентом Российской Федерации;
одна треть состава коллегии избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен суд, из числа представителей юридической и научной общественности, не замещающих государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющихся адвокатами;
остальные члены коллегии избираются органами судейского сообщества из числа судей.
4. Порядок организации и деятельности квалификационных коллегий судей, а также их полномочия определяются федеральным законом об органах судейского сообщества.".
14. Дополнить Закон статьей 20.1 следующего содержания:
"Статья 20.1. Поддержание судьей уровня квалификации, необходимого для исполнения полномочий
1. В целях поддержания уровня квалификации, необходимого для исполнения полномочий, судья имеет право на повышение квалификации один раз в три года в учреждениях высшего профессионального и послевузовского профессионального образования с сохранением денежного содержания на период обучения.
2. Повышение квалификации федеральных судей осуществляется за счет средств федерального бюджета, а мировых судей - за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.".
15. Дополнить Закон статьей 22 следящего содержания:
"Статья 22. Действие законодательства Российской Федерации о труде в отношении судей
На судей распространяется действие положений законодательства Российской Федерации о труде, регламентирующих вопросы, неурегулированные настоящим Законом.".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положения пункта 6 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусматривающего введение предельного возраста пребывания в должности судьи, которое вступает в силу через три года со дня его официального опубликования; за исключением положения пункта 13 статьи 1 настоящего Федерального закона, которое вступает в силу с 1 января 2002 года; за исключением положений пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона в части, касающейся внесения изменений в пункт 3 статьи 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", и положений пунктов 11 и 12 статьи 1 настоящего Федерального закона в части, касающейся изменения порядка формирования квалификационных коллегий судей, которые вступают в силу через шесть месяцев со дня вступления в силу федерального закона об органах судейского сообщества.
Статья 3. Исчисление 6-летнего (4-летнего) срока пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда в отношении лиц, назначенных на указанные должности до вступления в силу настоящего Федерального закона, производится в следующем порядке;
6-летний (4-летний) срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных до 1 января 2000 года, исчисляется начиная с 2001 года с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу его назначения на должность, а истекает в соответствующие число и месяц последнего года срока;
6-летний (4-летний) срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных в период с 1 января 2000 года по 1 января 2001 года. исчисляется начиная с 2002 года с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу его назначения на должность, а истекает в соответствующие число и месяц последнего года срока;
6-летний (4-летний) срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных после 1 января 2001 года, но до вступления в силу настоящего Федерального закона, исчисляется начиная с 2003 года с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу его назначения на должность, а истекает в соответствующие число и месяц последнего года срока.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.