Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 95363-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и к проекту федерального конституционного закона "О внесении дополнения и изменений в статьи 13 и 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"
Досье на проект федерального конституционного закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (далее именуется - законопроект) предусматривается дополнить этот Закон положениями, существенно уточняющими статус судей.
Эти дополнения касаются требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи, порядка назначения судей на должность, приостановления и прекращения их полномочий, привлечения судей к дисциплинарной и уголовной ответственности, повышения квалификации судей, полномочий и порядка назначения на должность и освобождения от должности председателей и заместителей председателей судов, а также полномочий и порядка формирования квалификационных коллегий судей.
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, дополняются требованием об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнению полномочий судьи. В связи с этим предлагается ввести предварительное медицинское освидетельствование кандидата на должность судьи.
Предлагается расширить круг требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи, требованием безупречной репутации, не вызывающей сомнений в том, что назначение гражданина Российской Федерации судьей не умалит авторитета судебной власти и что при исполнении полномочий судьи он будет объективен, справедлив и беспристрастен. С этим связана и необходимость более углубленной проверки сведений, представляемых кандидатом на должность судьи.
Поскольку согласно статье 119 Конституции Российской Федерации одним из требований, предъявляемых к судье, является наличие стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет, законопроектом предлагается определить периоды работы, учитываемые в указанный стаж.
Законопроектом предусматривается, что назначение судей всех федеральных судов, кроме судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, впервые производится сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. Законопроект содержит также положение о том, что председатель и заместитель председателя суда (кроме районного суда) назначаются на шесть лет, а председатель и заместитель председателя районного суда - на четыре года.
При этом предлагается установить для судей (за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации) предельный возраст пребывания в должности судьи - 65 лет. Данная норма вводится в действие через три года после вступления в силу этого федерального закона.
В законопроекте предусмотрена возможность привлечения судьи к дисциплинарной ответственности за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, а также за совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти. При этом предлагается из действующей редакции Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (далее именуется - Закон) исключить положение об освобождении судьи от дисциплинарной ответственности, а порядок привлечения судей к уголовной и административной ответственности скорректировать.
В перечень оснований для прекращения полномочий судьи предусматривается включить такие основания, как совершение дисциплинарного проступка судьей, на которого дважды в течение одного года налагалось дисциплинарное взыскание, и достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.
В законопроекте содержатся также нормы, регламентирующие порядок назначения на должность и освобождения от должности председателей и заместителей председателей судов, а также нормы, определяющие полномочия этих лиц и порядок их замещения как в случае временного отсутствия указанных лиц,. так и в случае приостановления или досрочного прекращения их полномочий.
Законопроект содержит нормы, способствующие поддержанию судьей уровня квалификации, необходимого для исполнения его полномочий, в частности нормы, касающиеся необходимости периодического повышения квалификации в образовательных учреждениях с сохранением денежного содержания.
В законопроекте предусматривается изменить порядок формирования квалификационных коллегий судей. В частности, предлагается, чтобы один член коллегии назначался Президентом Российской Федерации; чтобы одна треть состава коллегии избиралась Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (для Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) или законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен суд (для квалификационных коллегий судей других федеральных судов), из числа представителей юридической и научной общественности, не замещающих государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы и не являющихся адвокатами; чтобы остальные члены коллегии избирались органами судейского сообщества из числа судей.
С изменением порядка формирования квалификационных коллегий судей связано исключение из действующей редакции Закона положения о необходимости учета мнения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации при назначении судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, районного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации. Полномочие субъекта Российской Федерации в решении вопросов назначения и освобождения от должности судей будет реализовываться через избираемых законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации членов квалификационной коллегии судей.
Поскольку изменение порядка формирования квалификационных коллегий судей нуждается в более детальной законодательной регламентации, введение указанных изменений в действие предлагается обусловить принятием федерального закона об органах судейского сообщества.
Внесение предлагаемых изменений и дополнений в Закон требует внесения соответствующих изменений и дополнения в статьи 13 и 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", в связи с чем одновременно с принятием законопроекта предлагается принять проект федерального конституционного закона, предусматривающий внесение изменений и дополнения в указанный федеральный конституционный закон.
Реализация положений, предусмотренных в законопроекте, потребует дополнительных затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.