Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"
Проект федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" разработан в целях реформирования пенсионной системы в Российской Федерации.
Предметом данного проекта федерального закона являются изменения и дополнения, которые вносятся в Налоговый кодекс Российской Федерации, и которыми устанавливаются платежи (страховые взносы) на обязательное пенсионное страхование, а также соответствующие изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах.
Проектом сумма единого социального налога (взноса), в части, касающейся зачисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, разделяется на единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет и на страховые взносы (сборы), зачисляемый в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации для финансирования страховой и накопительной части трудовой пенсии. Общая сумма единого социального налога (взноса) и страховых взносов (сборов) на обязательное пенсионное страхование устанавливается на таком уровне, чтобы не привести к увеличению налогового бремени на налогоплательщиков.
При этом определены сущностные признаки страхового взноса (сбора) как индивидуально-возмездного обязательного платежа (сбора), имеющего персональное целевое назначение, - обеспечить права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Одновременно в статью 8 Налогового кодекса Российской Федерации вносится уточнение, позволяющее определить сущностные признаки страхового взноса (сбора) на обязательное пенсионное страхование с учетом понятия "сбор", содержащегося в пункте 2 этой статьи.
Правовое регулирование уплаты страховых взносов (сборов) осуществляется Налоговым кодексом Российской Федерации, поэтому контроль за их поступлением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается возложить на органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Предусматривается также установление единообразной базы для начисления страховых взносов (сборов) и единого социального налога (взноса).
Тариф страховых взносов устанавливается с применением регрессивной шкалы - по аналогии с регрессивной шкалой, применяемой для взимания единого социального налога (взноса). При этом устанавливается верхний предел для взимания единого социального налога (взноса) и страховых взносов (сборов) на обязательное пенсионное страхование - 600 000 рублей в год на одного работника.
Проектом предусматривается определение круга плательщиков страховых взносов (сборов) на обязательное пенсионное страхование, а именно: работодатели-организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также граждане (физические лица), осуществляющие прием на работу по трудовому договору или выплачивающие вознаграждение по договорам гражданско-правового характера.
Для лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты и иные категории), в соответствии с проектом федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусматривается установление фиксированных платежей в минимальном размере.
Изменения, которые вносятся в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", предусматривают исключение из состава единого налога на вмененный доход платежей в государственные внебюджетные фонды. При этом суммарная ставка единого налога уменьшается и распределяется между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
В статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" вносятся изменения, которые предусматривают включение в перечень федеральных налогов и сборов единого социального налога (взноса) и страховых взносов (сборов) на обязательное пенсионное страхование.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"
Проект федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" устанавливает ставку страховых взносов (сборов) на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации. Эта ставка устанавливается с применением регрессивной шкалы - по аналогии с регрессивной шкалой, применяемой при расчете суммы единого социального налога (взноса) в части, касающейся зачисления в федеральный бюджет.
В 2002 году объем поступлений по страховым взносам (сборам) в Пенсионный фонд Российской Федерации составит (млрд. рублей):
база для начисления страховых взносов 1983,4
(работодатели-организации
эффективная ставка взносов (%) 13,36
итого поступления с учетом реального 254,47
сбора
Кроме того, в 2002 году предусматривается получение дополнительных доходов в размере 24,19 млрд. рублей от введения фиксированного платежа для лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты и иные категории), минимальный размер которого составит 145 рублей в месяц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.