Проект федерального закона N 94395-3
"О конституционных гарантиях прав граждан на неотключение горячей воды в летний период"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень законодательных актов для изменения
финансово-экономическое обоснование
Учитывая гарантируемые Конституцией Российской Федерации права граждан на условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие, на охрану здоровья (статьи 7 и 40 Конституции Российской Федерации), исходя из признания прав человека высшей ценностью и обязанности государства защищать эти права (статьи 2 и 45 Конституции Российской Федерации) настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры для защиты прав граждан Российской Федерации на получение бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения независимо от времени года (в том числе в летний период).
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона указанные ниже термины имеют следующее значение:
1) водоснабжающая организация - организация, в обязанности которой входит предоставление потребителю коммунальных услуг по горячему водоснабжению (независимо от того, оказывает ли такая организация какие-либо иные коммунальные услуги);
2) потребитель - гражданин, пользующийся или имеющий намерение воспользоваться коммунальной услугой по горячему водоснабжению для хозяйственно-бытовых нужд.
Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона
Действие настоящего Федерального закона распространяется на водоснабжающие организации независимо от их форм собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм.
Статья 3. Обязанности водоснабжающей организации
1. Водоснабжающая организация обязана обеспечивать: бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение потребителей независимо от времени года и поддерживать постоянную готовность необходимых для этого систем предоставления коммунальных услуг, в том числе резервных систем, обеспечивающих бесперебойное горячее водоснабжение потребителей на время проведения ремонтных и профилактических работ.
2. Перерывы в предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению не допускаются, за исключением случаев устранения угрозы здоровью и жизни граждан, предупреждения ущерба имуществу или вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, не зависящих от водоснабжающей организации.
Статья 4. Качество коммунальных услуг по горячему водоснабжению
1. Водоснабжающая организация обязана предоставлять потребителю коммунальные услуги по горячему водоснабжению, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм, а также условиям договора с потребителем и предоставляемой информации об услугах.
2. Подаваемая горячая вода должна соответствовать гигиеническим требованиям по составу, свойствам и температуре нагрева, а также расчетному расходу воды в точке разбора. В частности, водоснабжающая организация должна обеспечивать температуру горячей воды в точке разбора не менее 60 С, если иное не установлено федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации.
3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией вправе уточнять параметры потребительских свойств и порядок предоставления потребителям коммунальных услуг по горячему водоснабжению, а также устанавливать более высокие гарантированные уровни качества, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными правовыми актами.
Статья 5. Права потребителя коммунальных услуг по горячему водоснабжению
1. Потребитель коммунальных услуг по горячему водоснабжению имеет право:
1) независимо от времени года бесперебойно получать коммунальные услуги по горячему водоснабжению установленного качества, безопасные для его жизни и здоровья, не причиняющие вреда его имуществу;
2) требовать от водоснабжающей организации незамедлительного устранения выявленных недостатков в предоставлении услуг;
3) требовать от водоснабжающей организации возмещения в полном объеме причиненных убытков, а также компенсации морального вреда в размере и в порядке, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами;
4) не производить оплату услуг в случае перерывов в предоставлении услуг или отклонении качества предоставляемых услуг от установленного федеральным законом, иным правовым актом или договором;
5) защищать свои права в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами.
2. Прекращение оплаты коммунальных услуг по горячему водоснабжению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи не освобождает водоснабжающую организацию от обязанности оказывать потребителю услуги по горячему водоснабжению, а также от обязанности по возмещению причиненных убытков и компенсации морального вреда.
Статья 6. Прекращение предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению
1. Водоснабжающая организация имеет право прекратить предоставление потребителю коммунальных услуг по горячему водоснабжению только в следующих случаях:
1) при совершении потребителем действий, нарушающих порядок пользования коммунальными услугами по горячему водоснабжению, установленный федеральным законом, иным правовым актом или договором (до устранения выявленных нарушений);
2) при просрочке оплаты более шести месяцев (до ликвидации задолженности).
2. Прекращение предоставления потребителю коммунальных услуг по горячему водоснабжению осуществляется только по решению суда.
Статья 7. Ответственность водоснабжающей организации
1. Водоснабжающая организация несет ответственность за перерывы в предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению и за качество таких услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными правовыми актами и договором.
2. Водоснабжающая организация освобождается от ответственности за перерывы в предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению или отклонения качества таких услуг, если докажет, что они произошли вследствие непреодолимой силы.
3. За перерывы в предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению или отклонение качества предоставляемых услуг от установленного федеральным законом, иным правовым актом или договором потребитель имеет право потребовать от водоснабжающей организации:
1) прекращения нарушения;
2) возмещения в полном объеме вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя;
3) выплаты неустойки в размере трех процентов от стоимости услуг за каждый день, в течение которого имел место перерыв в предоставлении услуг или отклонение качества услуг от установленного федеральным законом, иным правовым актом или договором;
4) выплаты определяемой по усмотрению суда компенсации в размере не менее 100 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, вместо выплаты неустойки;
5) выплаты определяемой по усмотрению суда компенсации морального вреда в размере не менее 100 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;
6) принятия иных мер, предусмотренных федеральным законом, иным правовым актом или договором.
Указанные в подпунктах 3 и 4 настоящего пункта меры применяются по выбору потребителя.
4. По выбору потребителя указанные в настоящей статье компенсации могут выплачиваться за каждый случай перерыва в предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению или отклонения качества предоставляемых услуг от установленного федеральным законом, иным правовым актом или договором либо за все допущенные нарушения.
Статья 8. Ответственность должностных лиц водоснабжающих организаций
1. Должностные лица водоснабжающих организаций, виновные в перерыве в предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению либо не принявшие незамедлительно меры, необходимые для предотвращения такого перерыва или возобновления предоставления услуг, подлежат освобождению от занимаемой должности (увольнению).
2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи должностные лица несут солидарную ответственность перед потребителем вместе с водоснабжающей организацией.
Статья 9. Контроль за соблюдением настоящего Федерального закона
1. Контроль за соблюдением водоснабжающими организациями положений настоящего Федерального закона осуществляется:
1) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией;
2) общественными объединениями потребителей.
Статья 10. Защита прав потребителей
1. Для защиты прав, установленных настоящим Федеральным законом, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а также общественные объединения потребителей вправе обращаться в суд.
2. Иски, связанные с нарушением прав граждан на получение бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения могут быть предъявлены в суд по месту жительства истца (потребителя), по месту нахождения ответчика или по месту причинения вреда.
Статья 11. Применение положений настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон не ограничивает возможности граждан Российской Федерации по своему усмотрению защищать свои права на получение бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения в соответствии с другими федеральными законами или иными правовыми актами.
Статья 12. Введение в действие настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.
Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные ими нормативные правовые акты.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.