Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об основах регулирования рынка в сфере клубного отдыха"
Представленный проект федерального закона "Об основах регулирования рынка в сфере клубного отдыха" разработан на основе Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации", Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Клубный отдых как право пользования объектами отдыха в течение определенного времени и на определенный срок (количество лет вперед) - новый вид отдыха для России, однако в странах Европы он получил свое развитие с конца 60-х годов и является на сегодня наиболее стабильной и быстро развивающейся отраслью туристской индустрии. Клубы отдыха расположены более чем в 100 странах мира, объем продаж клубов составляет 6,7 млрд. долларов в год и значительно возрастает.
Рынок клубного отдыха представляет собой значительный источник бюджетных поступлений и создания рабочих мест в странах развитой индустрии отдыха. К примеру, в США объем общих поступлений от клубного отдыха в экономику страны, включая создание рабочих мест и косвенные затраты, составил более 12 млрд. долларов в 2000 году.
Все страны, успешно развивающие въездной туризм, имеют жесткое национальное законодательство, поддерживающее отечественную индустрию клубного отдыха и защищающее отечественного потребителя в этой области.
В России сложилась ситуация, при которой взаимоотношения на рынке клубного отдыха практически никак не урегулированы законодательно, что приводит к злоупотреблениям в работе таймшерных компаний и прежде всего к нарушению прав потребителей. Российский клубный отдых ориентирован исключительно на выезд граждан за рубеж. Иностранные гостиничные инвесторы не заинтересованы в открытии своих клубов на территории России из-за отсутствия национального законодательства в этой сфере. А ведь Россия безусловно привлекательна для развития отдыха и соответственно притока иностранных инвестиций в эту сферу как с точки зрения природных так и культурных возможностей.
При разработке законопроекта использованы международное законодательство, включая рекомендации Совета Европейского Парламента, опыт мировой практики, учтены реальность сложившегося в России рынка и судебные прецеденты по искам о нарушениях прав потребителей на рынке таймшера.
Основными целями законопроекта являются установление правовых основ единого рынка в сфере клубного отдыха, максимальная защита прав потребителей, развитие туристской индустрии внутри России и создание возможностей для привлечения на российский рынок зарубежных инвесторов и крупнейших туроператоров, что приведет к более широкому доступу российских граждан к стабильному и в целом более экономичному виду отдыху.
Для осуществления этих целей в законопроекте впервые в российском законодательстве раскрываются понятия, определяющие клубный отдых и его участников (статья 3), устанавливаются основы государственного регулирования деятельности на рынке клубного отдыха в виде лицензирования и обязательной сертификации предоставляемых услуг (статья 4). Продажа права на клубный отдых в соответствии с законопроектом возможна только в соответствии с письменным договором сроком не менее одного года. Как обязательное условие вводится предварительное ознакомление покупателя с условиями отдыха и средствами размещения (статья 5). В случае заочного ознакомления вводится регистрация операций на специализированной товарной бирже (статья 5), как наиболее развитый в настоящее время и "прозрачный" элемент государственного контроля. Продавец несет ответственность за достоверность предоставляемой покупателю информации ( статья 5).
Покупатель имеет широкие права по расторжению договора в одностороннем порядке (статья 7). Также покупателю гарантируется сохранение его прав члена клуба в случае ликвидации организаций владеющими средствами размещения (статья 10 ).
В качестве дополнительного контроля в законопроекте вводится регистрация членов клуба в специальном реестре и выдача покупателю сертификата члена клуба (статья 9 ).
Большое внимание в проекте отводится существенным условиям договора на клубный отдых (статья 6), в частности:
- предварительные условия заключения договора на клубный отдых;
- характеристика средства размещения и его местонахождения, включая ведущееся непосредственно в нем строительство, а также вид права, на основании которого клуб отдыха использует указанное средство размещения;
- предоставляемые во время отдыха услуги и порядок обслуживания средствами размещения;
- цена договора и порядок оплаты;
- срок договора и период года, в течение которого покупатель может осуществить свое право на отдых;
- условия расторжения договора.
Принятие предлагаемого законопроекта положит конец участившейся недобросовестной практике продаж на рынке клубного отдыха и создаст условия для дальнейшего развития цивилизованного рынка в сфере клубного отдыха, обеспечит развитие отечественных объектов отдыха, тем самым стимулируя создание новых рабочих мест и серьезные поступления в бюджет Российской Федерации, привлечения зарубежных инвестиций в отрасль, переориентацию российского потребителя на отечественную рекреационную зону, покончит с попытками транснациональных монополий в сфере клубного отдыха повысить свои доходы за счет российских граждан, не пользующихся защитой национального закона.
Законопроект не предполагает затрат из федерального бюджета, не вводит каких-либо льгот и не предполагает изменения действующего законодательства.
Принятие данного закона, подготовленного в развитие Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", позволит упорядочить рынок прав в сфере клубного отдыха и создать благоприятные условия для использования возможностей туристской инфраструктуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.