Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Целью настоящего законопроекта является укрепление гарантий избирательных прав граждан, обеспечение реального равенства кандидатов, пресечение наиболее распространенных в последнее время нарушений и злоупотреблений при проведении выборов. В основе предложений, вошедших в законопроект, лежит реальная практика избирательных кампаний 1998 - 2001 годов. Далее приводятся пояснения по каждому пункту статьи 1 предлагаемого законопроекта.
П.1. Представляется целесообразным предоставить кандидатам право назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса не с момента регистрации (как сейчас), а с момента представления подписей в избирательную комиссию, или с момента внесения избирательного залога. Это даст возможность представителям кандидата участвовать в избирательных действиях в процессе регистрации, в частности, в действиях, связанных с проверкой подписей и иных документов, представленных кандидатом.
П.2. Необходимость такого запрета вызвана тем, что, как показывает практика, многие кандидаты активно занимаются благотворительной деятельностью перед выборами, что является своего рода "прикормкой" избирательного округа. А затем, формально приостанавливая благотворительность на время кампании, напоминают избирателям о своих "заслугах". Действие этого положения предлагается не распространять на досрочные выборы, срок которых заранее неизвестен.
П.3. Действующее законодательство о выборах требует для всех кандидатов, находящихся на государственной или муниципальной службе, уходить в отпуск на время избирательной кампании. Исключение делается для должностных лиц категории "А", которые всего лишь должны "не пользоваться преимуществами своего должностного положения".
Представляется необходимым распространить обязанность ухода в отпуск на время выборов и на должностных лиц категории "А". Единственное исключение может быть сделано для депутатов законодательных органов федерального и регионального уровня, которые включены в реестр государственных должностей, но не обладают личной распорядительной властью. Однако, если законодательство субъектов Федерации позволяет совмещать депутатский мандат с должностью категории "А" в исполнительной власти (например, глава республики - и он же депутат законодательного органа республики), на таких депутатов-совместителей ограничение по обязательному уходу в отпуск необходимо сохранить.
П.8. Действующее законодательство о выборах запрещает лицам, занимающим государственные и муниципальные должности вести предвыборную агитацию при исполнении служебных обязанностей. Но и после окончания рабочего дня или в выходной день губернатор остается губернатором, мэр - мэром, и так далее. В связи с этим и во избежание использования соответствующего "административного ресурса" предлагается ввести абсолютный запрет на ведение предвыборной агитации лицами, занимающими государственные или муниципальные должности. Изъятие из этого правила может быть сделано только для депутатов, аналогично предшествующему пункту.
П.9. Представляется необходимым запретить СМИ, подпадающим под ограничения, установленные пунктом 1 статьи 39 ФЗ "Об основных гарантиях...", то есть учрежденными органами государственной власти или местного самоуправления или финансируемыми из бюджета, показывать кандидатов иначе, как в рамках бесплатной (в соответствии с законом) или оплаченной предвыборной агитации. В настоящее время такие СМИ фактически имеют возможность вести агитацию за или против тех или иных кандидатов под видом "собственной позиции".
П.10. Соответствующие предложения, касающиеся предвыборной агитации в электронных СМИ, изложены в соответствии с пунктами 23 - 25 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы...", где дана достаточно удачная редакция этих положений. Представляется целесообразным перенести их в ФЗ "Об основных гарантиях...".
П.11. Практика проведения избирательных кампаний знает примеры, когда телевыступления кандидатов содержали призывы к разжиганию национальной розни, но ни представители избирательной комиссии, ни представители телекомпании не имели права им воспрепятствовать. В связи с этим представляется необходимым дополнить закон соответствующей нормой о немедленном прерывании выступления в указанном случае (а также в случае иных злоупотреблений свободой СМИ, перечисленных в пункте 2 статьи 45 данного Закона).
П.12. Предлагается предоставить право обращаться в суд с жалобами на нарушение средствами массовой информации законодательства о выборах в части предвыборной агитации не только избирательным комиссиям (как сейчас), но также кандидатам и их представителям.
П.13. Предлагается усиление ответственности СМИ за незаконную предвыборную агитацию путем введения нормы, согласно которой агитация в СМИ в пользу какого-либо кандидата (блока), не оплаченная из избирательного фонда, влечет за собой предоставление всем иным кандидатам (блокам) права на бесплатное получение аналогичной газетной площади или эфирного времени в том же СМИ. Кроме этого, предлагается установить, что за отказ предоставить указанное бесплатное эфирное время или площадь редакция СМИ поучает предупреждение, а за неоднократный отказ деятельность СМИ может быть прекращена в судебном порядке.
П.14. Действующая редакция закона позволяет создавать избирательные фонды только тем избирательным объединениям, которые выдвигают списки кандидатов (что относится лишь к выборам Государственной Думы и выборам в нескольких регионах, где предусмотрены выборы по партийным спискам). Кроме этого, согласно действующей редакции закона, региональные и местные отделения партий и движений не вправе создавать собственные избирательные фонды. Предлагается дополнить соответствующую статью закона прилагаемыми нормами, расширяющими возможности предвыборной агитации.
П.15. Предложение направлено на ограничение возможностей скрытого подкупа избирателей путем заключения договоров на участие в предвыборной агитации.
П.16. Предлагается полностью отменить досрочное голосование на выборах любого уровня, как превратившееся в одну из наиболее эффективных форм подкупа избирателей, которых автобусами привозят голосовать досрочно за "нужного" кандидата. Исключение предлагается делать в соответствии в ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы..." - для моряков, полярников, а также для проживающих в отдаленных и труднодоступных местностях. Соответствующие предложения о порядке досрочного голосования дублируют статью 74 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы...".
П.17. Предложение направлены на уменьшение возможностей срыва выборов.
П.18. Предложение направлено на повышение ответственности кандидатов за соблюдение избирательного законодательства.
Перечень
законов и иных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта
Принятие данного законопроекта не потребует отмены, изменения, дополнения или принятия иных законодательных актов.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона не требует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.