Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации"
1. Проект федерального закона подготовлен Роспатентом с участием Минпромнауки России, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций с учетом практики применения действующей редакции Патентного закона Российской Федерации, принятого в 1992 году, и положений ряда международных соглашений в области правовой охраны интеллектуальной собственности, главным образом действующего в рамках Всемирной торговой организации Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS) и Договора о патентном праве (Договор PLT), принятого Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) 1 июня 2000 г..
Законопроект подготовлен для рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во исполнение:
Указа Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 г. N 863;
Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2000 г. N 1072-р (пункт 82 приложения к Плану);
соответствующих Планов законопроектных работ Правительства Российской Федерации, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 572-р (пункт 29) и от 30 октября 2000 г. N 1549-р (пункт 15).
2. Предлагаемые статьей 1 законопроекта изменения и дополнения касаются тех норм Патентного закона Российской Федерации (далее - Патентный закон), которые определяют его с учетом мировой практики как специальный законодательный акт.
В части, касающейся раздела 1 Патентного закона:
положения статей 1 и 2 Патентного закона приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и законодательными актами, принятыми после вступление в силу Патентного закона Российской Федерации;
изменения статьи 3 вызваны необходимостью приведения используемой в ней терминологии в соответствие с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности, а также согласования ее содержания с вопросами законодательного регулирования института секретных изобретений, формирование которого предусматривается согласно вышеупомянутому Плану (пункт 82 Приложения), утвержденному распоряжением N 1072-р.
В целях более полного обеспечения интересов патентообладателей статью 3 предлагается также дополнить положением о продлении срока действия патента на отдельные категории изобретений.
Уточнения, вносимые в раздел II Патентного закона, направлены на сближение отечественного и зарубежного патентного законодательства и устранение неточностей формулировок отдельных положений этого закона.
Раздел III Патентного закона дополняется нормами (статья 9), регулирующими с учетом вышеназванного Указа отношения, связанные с правами на объекты промышленной собственности, созданные с использованием государственных средств, в том числе при выполнении работ для федеральных государственных нужд и нужд субъектов Российской Федерации по государственным контрактам, и при выполнении работ по договорам.
Изменения раздела IV связаны, главным образом, с:
необходимостью уточнения Патентного закона с учетом положений Соглашения TRIPS;
решением проблемы обеспечения правовой охраны изобретений авторов, испрашивающих патент на свое имя (пункт 3 статьи 13), предусматривающим освобождение их от уплаты патентных пошлин при условии готовности уступить патент (в случае его выдачи) любому лицу, выраженной автором при подаче заявки.
Изменения раздела V:
учитывают положения Договора PLT;
направлены на совершенствование процедуры рассмотрения заявок и улучшение условий патентования, в основном, для отечественных заявителей (в том числе условий патентования за рубежом), а также на предотвращение раскрытия сведений о разработках без обеспечения их правовой охраны;
предусматривают введение процедуры пересмотра Патентным ведомством решений по результатам экспертизы по существу, в том числе в связи с возможными процедурными нарушениями, гарантируют более полное соблюдение прав заявителей, а также обеспечивают повышение надежности выдаваемых патентов;
уточняют условия восстановления пропущенных заявителями сроков;
содержат положения, предусматривающие упразднение Апелляционной палаты и Высшей патентной палаты с образованием в структуре федерального органа исполнительной власти в области патентов и товарных знаков Палаты по патентным спорам в качестве единственного административного органа для рассмотрения возражений на решения экспертизы и против выдачи патента. При этом исключение положений, относящихся к Высшей патентной палате, которую ранее предполагалось создать как квазисудебный орган по рассмотрению патентных споров, вызвано тем, что такой орган действующей судебной системой не предусмотрен, а его создание нецелесообразно ввиду малочисленности споров и отсутствия непреодолимых для судов трудностей при их рассмотрении.
Основная часть уточнений по разделу VI направлена на расширение прав патентообладателей при сохранении баланса этих прав с правами и законными интересами третьих лиц.
Изменение норм раздела VII вызвано необходимостью их приведения в соответствие с Конституцией Российской Федерации и исключения положения о невозможности рассмотрения в судебном порядке споров, отнесенных к компетенции административной апелляционной инстанции.
В рамках изменений раздела VIII предлагается внести изменения (в статьи 35 и 36), направленные на снятие неоправданных ограничений прав заявителей и одновременно на упорядочение процедур по зарубежному патентованию объектов промышленной собственности.
В данный раздел предлагается ввести нормы (статьи 38 и 39 Закона), определяющие порядок применения Закона к заявкам на объекты промышленной собственности, поданным в рамках международных договоров Российской Федерации (Договора о патентной кооперации, Евразийской патентной конвенции), и к охранным документам, выданным по таким заявкам.
Кроме того, в новой статье 40 Закона предлагается уточнить с учетом интересов заявителей и государства в целом порядок "обмена" охранных документов СССР на изобретения и промышленные образцы на патенты Российской Федерации, предусматривающий максимально возможное продление сроков такого "обмена" и согласование ходатайств об этом с компетентным федеральным органом исполнительной власти в отношении объектов промышленной собственности, созданных за счет средств государственного бюджета СССР, а также порядок использования этих объектов и условия выплаты авторских вознаграждений.
3. Последующие статьи законопроекта регулируют ряд вопросов его введения в действие.
В статьях 2 и 3 предлагаемого законопроекта предусматривается ряд положений, определяющих порядок рассмотрения заявок, поданных до вступления в силу федерального закона, и соответствующих возражений, жалоб и ходатайств, а также положений, связанных с вступлением законопроекта в силу и предлагаемыми в нем изменениями и дополнениями Патентного закона.
4. К важнейшим ожидаемым результатам принятия законопроекта следует отнести:
законодательное решение вопроса о закреплении за Российской Федерацией и ее субъектами прав на объекты промышленной собственности, созданные при выполнении работ по государственным контрактам, и обеспечение возможности государственного управления процессами использования этих объектов при соблюдении баланса прав и законных интересов участников соответствующих правоотношений;
снижение социальной напряженности и повышение творческой активности со стороны большого числа "индивидуальных" изобретателей (за счет упомянутого выше освобождения их от уплаты патентных пошлин), которое позволит усилить их вклад в развитие интеллектуального потенциала страны и отечественного рынка объектов промышленной собственности;
возобновление в интересах преимущественно отечественных заявителей производства по заявкам, не законченным рассмотрением на момент введения в действие Патентного закона, по которым в ранее установленный срок не были поданы (в силу финансовых либо организационных причин) ходатайства о выдаче патента Российской Федерации;
повышение (по сравнению с действующей редакцией Патентного закона) гарантий соблюдения прав заявителей и патентообладателей, их заинтересованности в патентовании объектов промышленной собственности с учетом предлагаемого упрощения процедур предоставления правовой охраны и повышения надежности выдаваемых патентов, что в целом должно способствовать развитию инвестиционных процессов с участием как отечественных, так и зарубежных партнеров;
сближение положений патентного законодательства Российской Федерации с положениями Соглашения TRIPS, что является необходимым условием присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО).
5. Принятие законопроекта не потребует внесения существенных изменений и дополнений в акты действующего федерального законодательства, в том числе в акты Правительства Российской Федерации, как это следует из соответствующего перечня актов, содержащегося в материалах к законопроекту.
6. Реализация законопроекта согласно прилагаемому финансово-экономическому обоснованию не потребует затрат, приводящих к увеличению расходов федерального бюджета.
Принятие предлагаемого законопроекта позволит в итоге создать необходимые организационные, правовые и экономические условия для стимулирования процессов в области создания, правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, соблюдения баланса прав и законных интересов субъектов правоотношений в этой области и тем самым должно будет способствовать повышению эффективности действий всех ветвей государственной власти по решению первоочередных задач социально-экономического развития России и ее интеграции в мировую экономику.
Приложение: финансово-экономическое обоснование на 1 л.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации"
Законопроектом не предусматривается создание каких-либо новых структур или новых работ дополнительно к имеющимся в настоящее время.
1. Предлагаемые изменения и дополнения к статье 9 Закона предусматривают исключение Федерального фонда изобретений России, содержание которого в случае его создания потребовало бы ежегодных расходов федерального бюджета в сумме порядка 9 млрд. рублей (по расчетам на 1999 г.).
2. Выполнение работ по предоставлению правовой охраны изобретениям "индивидуальных" авторов (с освобождением их от уплаты патентных пошлин), согласно пункту 3 статьи 13 Патентного закона в предлагаемой редакции, не потребует увеличения нагрузки на федеральный бюджет, поскольку связанные с этим расходы предполагается покрывать за счет средств от уплаты патентных пошлин.
3. Предусмотренное пунктом 10 статьи 21 Закона в редакции законопроекта образование Палаты по патентным спорам федерального органа по патентам и товарным знакам не приведет к усложнению ведомственной структуры и увеличению связанных с этим расходов, поскольку при этом согласно упомянутой статье упраздняются Апелляционная палата и Высшая патентная палата Патентного ведомства.
4. Основная часть предлагаемых изменений и дополнений закона касается учета опыта применения законодательства в сфере охраны изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, накопленного за время действия закона, а также приведения закона в соответствие с требованиями международных договоров, уже принятых Российской Федерацией или присоединении России к которым обоснованно предвидится в ближайшее время или тех, принятие который является обязательным условием присоединения России к Всемирной торговой организации. Указанные изменения и дополнения не имеют финансового аспекта.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации"
1. Подлежит признанию утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. N 367 "Об образовании Высшей патентной палаты Российского агентства по патентам и товарным знакам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст.1596) в связи с тем, что законопроект и Патентный закон в измененной в соответствии с законопроектом редакции не предусматривают наличия такого органа как Высшая патентная палата. Ряд функций, сходных с функциями Высшей патентной палаты и Апелляционной палаты патентного ведомства (тоже не предусмотренной законопроектом и Патентным законом в измененной в соответствии с законопроектом редакции), согласно статьям 1 (пункты 20, 29, 30) и 3 законопроекта о внесении изменений и дополнений в статьи 21, 29, 30 Патентного закона возлагается на новый орган - Палату по патентным спорам федерального органа исполнительной власти в области патентов и товарных знаков.
2. Подлежат изменению и дополнению:
а) Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров, утвержденное постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 августа 1993 г. N 793 "Об утверждении Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров и Положения о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 34, ст.3182; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст.4123, 1997, N 16, ст.1902; 1997, N 34, ст.3993; 1998, N 14, ст.1601) в части, касающейся видов юридически значимых действий, за совершение которых взимаются пошлины, сроков и порядка их уплаты, в соответствии со статьей 1 (пункты 3, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 33) законопроекта о внесении изменений и дополнений в статьи 2, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 31 Патентного закона.
б) ведомственные нормативные правовые акты в области охраны промышленной собственности согласно прилагаемому списку.
3. Необходимо принятие акта Правительства Российской Федерации по вопросу "о порядке проверки наличия в заявках на выдачу патентов на объекты промышленной собственности составляющих государственную тайну сведений" согласно пункту 32 статьи 1 данного федерального закона в части, относящейся к пункту 2 статьи 36 Патентного закона и предусматривающей, что подача заявки на изобретение или полезную модель в зарубежные страны или в международные организации может быть осуществлена по истечении шести месяцев с даты подачи соответствующей заявки в Патентное ведомство или ранее этого срока, но после окончания проводимой в устанавливаемом Правительством Российской Федерации порядке проверки наличия в заявке сведений, составляющих государственную тайну.
Упомянутый порядок должен предусматривать: во-первых, проверку всех заявок, оформляемых в организациях, предприятиях, учреждениях, имеющих перечни сведений, подлежащих засекречиванию, на предмет наличия в них соответствующих сведений; и, во-вторых, проверку в патентном ведомстве всех поступающих заявок, в которых отсутствует заключение об отсутствии в них сведений, составляющих государственную тайну, представителями министерств (ведомств), наделенных в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенных к государственной тайне.
Приложение
к перечню актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с федеральным законом
"О внесении изменений и дополнений в
Патентный закон Российской Федерации"
Список
ведомственных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, а также изменению, дополнению или разработке
1. Подлежат признанию утратившими силу:
а) Правила подачи возражений и их рассмотрения в Апелляционной палате Роспатента, утвержденные Комитетом Российской Федерации по патентам и товарным знакам 19 апреля 1995 года, зарегистрированные Минюстом РФ 27.04.95 N 844;
б) Правила подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения в Высшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам, утвержденные приказом Роспатента от 21.05.98 N 107, зарегистрированные Минюстом РФ 23.07.98 N 1568; в связи с тем, что законопроект предусматривает упразднение соответствующих органов.
2. Подлежат изменению:
а) Правила подачи и рассмотрения ходатайств о прекращении действия на территории Российской Федерации авторских свидетельств СССР на изобретения, свидетельств СССР на промышленные образцы, а также патентов СССР, выданных на имя Государственного фонда изобретений СССР, и выдачи патентов Российской Федерации на оставшийся срок, утвержденные приказом Роспатента от 25.06.93 N 35, зарегистрированные Минюстом РФ 02.07.93 N 293, с изменениями, утвержденными приказом Роспатента от 30 октября 1996 года N 125, зарегистрированном Минюстом РФ 15.11.96 г. N 1196 и приказом Роспатента от 27.07.98 N 145, зарегистрированном Минюстом РФ 24.08.98 г. N 1594. Согласно проекту статьи 40 законопроекта указанные ходатайства должны быть согласованы с федеральным органом исполнительной власти, к области деятельности которого относится изобретение или промышленный образец, если заявка на изобретение, промышленный образец была подана предприятием, организацией, учреждением, находившимися на территории РСФСР.
б) Правила рассмотрения и регистрации договоров об уступке патента и лицензионных договоров о предоставлении права на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца, утвержденные Комитетом Российской Федерации по патентам и товарным знакам 21 апреля 1995 года, зарегистрированные Минюстом РФ 12.05.95, N 853. Согласно статье 1 (пункт 12) законопроекта о внесении изменений и дополнений в статью 13 Патентного закона данные Правила должны быть изменены как в отношении содержания, так и в отношении названия в связи с тем, что указанной статьей предусмотрена необходимость регистрации не только лицензионных договоров, но и договоров о коммерческой концессии на использование объекта промышленной собственности в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков; вместо термина "уступка патента" используется термин "передача патента"; предусмотрен особый случай передачи патента автором, указавшим в заявлении при подаче заявки о согласии на такую передачу любому лицу.
в) Правила подачи и рассмотрения заявления патентообладателя о предоставлении права на открытую лицензию и публикация сведений о таком заявлении, утвержденные приказом Роспатента от 30 ноября 1994 года, зарегистрированные Минюстом РФ 19.12.94, N 753, с изменениями, утвержденными приказом Роспатента от 27.07.98 N 145, зарегистрированными Минюстом РФ 24.08.98 г. N 1594. Данные Правила нуждаются в изменении согласно статье 1 (пункт 12) законопроекта о внесении изменений и дополнений в статью 13 Патентного закона, предусматривающей возможность отзыва заявления об открытой лицензии.
г) Разъяснение N 3 "О порядке патентования объектов промышленной собственности в зарубежных странах, утвержденное приказом Комитета Российской Федерации по патентам и товарным знакам от 10 февраля 1995 года N 14, зарегистрированное Минюстом РФ 23.03.95 N 814. Согласно статье 1 (пункт 32) законопроекта о внесении изменений и дополнений в статью 35 Патентного закона, в соответствии с которой подача заявки на изобретение или полезную модель в зарубежные страны или в международные организации может быть осуществлена по истечении шести месяцев с даты подачи соответствующей заявки в Патентное ведомство или ранее указанного срока, но после окончания проводимой в устанавливаемом Правительством Российской Федерации порядке проверки наличия в заявке сведений, составляющих государственную тайну.
д) Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение, утверждены приказом Роспатента от 17.04.98. N 82 "Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение и отмене ранее действовавших Правил", зарегистрированы Минюстом РФ 22.09.98 N 1612, с изменениями, внесенными приказом Роспатента от 8 июля 1999 г. N 133, зарегистрированным Минюстом РФ 29.07.99 N 1853, в части, относящейся к условиям патентоспособности, требованиям к документам заявки, внесению изменений в документы заявки, экспертизе заявки, согласно статье 1 (пункты 4, 15, 19, 20) законопроекта о внесении изменений и дополнений в статьи 4, 16, 20, 21 Патентного закона.
е) Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства на полезную модель, утверждены приказом Роспатента от 17.04.98 N 83 "Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства на полезную модель и отмене ранее действовавших Правил", зарегистрированы Минюстом РФ 22.09.98 N 1613, с изменениями, внесенными приказом Роспатента от 8 июля 1999 г. N 132, зарегистрированным Минюстом РФ 29.07.99 N 1852, в части относящейся к условиям патентоспособности, требованиям к документам заявки, внесению изменений в документы заявки, экспертизе заявки, согласно статье 1 (пункты 5, 16, 19, 21) законопроекта о внесении изменений и дополнений в статьи 5, 17, 20, 21 Патентного закона.
ж) Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец, утверждены приказом Роспатента от 17.04.98. N 84 "Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец и отмене ранее действовавших Правил", зарегистрированы Минюстом РФ 22.09.98 N 1614, в части относящейся к условиям патентоспособности, требованиям к документам заявки, внесению изменений в документы заявки, экспертизе заявки, согласно статье 1 (пункты 6, 17, 19, 22) законопроекта о внесении изменений и дополнений в статьи 6, 18, 20, 24 Патентного закона.
з) Правила проведения аттестации и регистрации патентных поверенных, утвержденные приказом Комитета Российской Федерации по патентам и товарным знакам (Роспатент) от 16 февраля 1993 г. N 6 "Об утверждении проведения аттестации и регистрации патентных поверенных требуют изменения в связи с тем, что согласно статье 1 (пункт 14) законопроекта о внесении изменений и дополнений в статью 15 Патентного закона предусмотрено определение Правительством Российской Федерации порядка аттестации и регистрации патентных поверенных.
3. Подлежат разработке:
а) Порядок продления срока действия патента согласно статье 1 (пункт 3) законопроекта об изменении и дополнении статьи 3 Патентного закона, предусматривающей возможность продления срока действия патента на изобретение в указанной в этой статье ситуации.
б) Порядок восстановления действия патента согласно статье 1 (пункт 32) законопроекта об изменении и дополнении статьи 31 Патентного закона, предусматривающей возможность восстановления действия патента в указанной в этой статье ситуации.
в) Правила рассмотрения возражений в Палате по патентным спорам федерального органа исполнительной власти в области патентов и товарных знаков согласно статье 1 (пункты 20, 29 и др.) законопроекта об изменении и дополнении статей 21, 29 и др. Патентного закона и статье 3 законопроекта, предусматривающим создание указанного органа вместо Апелляционной палаты Патентного ведомства и Высшей патентной палаты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.