Пояснительная записка
к проекту закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"
Предлагаемые законопроектом изменения имеют целью уравнять права лиц, отнесенных к категории участников Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета ССР от 9 мая 1945 года и законодательными нормативными актами последующих лет.
Названным Указом участники войны награждались медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." На оборотной стороне медали надпись "Участнику войны". К этой категории отнесены все военнослужащие и лица вольнонаемного штатного состава, находившиеся в составе войск, учреждений, штабов Красной Армии и Военно-морского флота, а также Наркомата внутренних дел и Наркомата государственной безопасности СССР по состоянию на 9 мая 1945 года.
С принятием Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.95 г. N 5-ФЗ закрепилось разделение мер социальной защиты участников Великой Отечественной войны - военнослужащих в зависимости от принадлежности к действующей армии места прохождения ими военной службы.
В то же время подпункты "в", "д", "е", "и" пункта 1 статьи 2 Федерального Закона "О ветеранах" относят к участникам войны гражданских лиц, которые не принимали и не могли принимать участия в боевых действиях в период Великой Отечественной войны, однако пользуются льготами, включая пенсионное обеспечение.
Закон "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О ветеранах" от 4 мая 2000 г. N 57-ФЗ дополнил перечень участников войны категорией гражданских лиц, не проходивших военную службу в действующей армии, с предоставлением им полного объема мер социальной защиты, а также привилегий в части пенсионного законодательства. Эта законодательная инициатива была поддержана Правительством РФ.
Таким образом, в настоящее время прав участников Великой Отечественной войны в полном объеме лишена только одна из девяти групп ветеранов данной категории (подпункт "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ "О ветеранах"). Это - участники войны из числа военнослужащих, призванных на военную службу не на основании закона, а соответствии с ведомственными указаниями. Этот призыв был осуществлен до достижения призывниками официального призывного возраста, и срок прохождения ими службы увеличен вдвое без соответствующей законодательной базы. Они награждены за Победу над Германией и имеют статус участника Великой Отечественной войны с 9 мая 1945 года.
Представляется, что в год 60-летия с начала Великой Отечественной войны необходимо привести к единообразию законодательные нормы, касающиеся оставшихся в живых участников войны.
Расходы на реализацию данного закона в случае его принятия составят около 700 млн. рублей в год. Они носят временный характер, поскольку данная категория неминуемо убывает, а самые молодые из них сегодня - старше 74 лет.
Помимо этого следует принять во внимание, что законодательством Республики Татарстан и г.Санкт-Петербурга всем участникам войны предоставлены льготы в полном объеме. Аналогично решена проблема и законодательством ряда стран СНГ (в частности в Республике Беларусь).
Таким образом, принятие законопроекта юридически обоснованно, экономически возможно, морально необходимо.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"
I. Вводные данные
1. Численность, участников Великой Отечественной войны (подпункт "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ "О ветеранах") (данные Пенсионного Фонда РФ и Минтруда РФ на начало 2000 г. - 200 тыс.чел.
2. Естественное ежегодное демографическое движение населения по возрастным группам старше 70 лет (данные Пенсионного Фонда РФ и Госкомстата РФ) - 12 - 25%. При расчете использована средняя 18%.
3. Численность данной категории лиц:
на начало 2001 года:
200000 х 0,82 = 164000 чел.
на начало 2002 года
164000 х 0,82 = 134480 чел.
Для расчетов взята численность 130000 чел.
4. При дальнейших расчетах учитывался ряд обстоятельств:
- около 50% от общего числа являются инвалидами (в основном, вследствие общего заболевания) и пользуются льготами согласно статье 14 ФЗ "О ветеранах".
- практически все участники войны, из числа поименованной в законопроекте категории, не являющиеся инвалидами, имеют право на льготы согласно статье 17 ФЗ "О ветеранах" и одновременно согласно статье 22 указанного закона;
- поскольку для старшего поколения России характерно наличие трудового стажа, значительно превышающего необходимый для назначения пенсии по старости, а также учитывая тот факт, что основная часть указанного контингента получает пенсию, исчисленную с применением ИКП, в расчетах использован показатель максимального размера пенсии по старости;
5. По данным на 01.02.2001 г. (Пенсионный фонд РФ):
Минимальный размер пенсии по старости 168,4 р.
Средний размер заработка 1521,0 р.
Средний размер 2-х пенсий 1809,2 р.
Максимальный размер пенсии по старости 1084,0 р.
6. Затраты на реализацию льгот ветеранов согласно ФЗ "О ветеранах" (данные Минфина РФ на 1996 г.):
по статье 15 3800 руб. в год на чел.
по статье 17 1300 руб. в год на чел.
по статье 22 1700 руб. в год на чел.
II. Расходы на реализацию льгот (Статья 15 - Статьи 17, 22)
Численность лиц, пользующихся льготами по статье 17 ФЗ "О ветеранах", составляет около половины от общего числа участников войны данной категории 65000 чел
Расходы на реализацию льгот
(3800 - (1300 + 1700)) х 65000 = 52000000 руб.
С учетом инфляции
100000000 руб.
Фактическая сумма расходов значительно ниже, поскольку законодательством Республики Татарстан и г. Санкт-Петербурга льготы указанной категории участников войны уже предоставляются по статье 15 ФЗ "О ветеранах". Численность их в указанных регионах - около 10% от общего числа участников войны данной категории
100000000 - 10000000 = 90000000 руб.
III. Расчет дополнительных затрат из федерального бюджета на пенсионное обеспечение участников ВОВ
1. Расходы на выплату надбавок к пенсии:
84,2 х 65000 х 12 = 65676000 руб. в год
2. Расходы на выплату двух пенсий
(1809,2 - (1084,0 + 84,2)) х 65000 х 12 = 499 980 000 р. в год
3. Общая сумма предполагаемых расходов на выплату пенсий
499980000 + 65676000 = 565656000 р. в год
С учетом индексаций и повышения размеров пенсий (30%) = 169696800 руб. в год:
565656000 +169696800 = 735352000 руб. в год
IV. Общая сумма расходов
735352000 + 90000000 = 825352000 руб.
За минусом "высвобождающихся" средств вследствие отрицательной демографической динамики в течение года:
825352000 х 0,82 = 676788640 руб.
Перечень актов
Федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"
Принятие представляемого законопроекта не потребует отмены, изменения, дополнения или принятия новых законодательных нормативных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.