Проект федерального закона N 96942-3
"О государственном внешнем долге и внешних активах бывшего СССР,
полученными Российской Федерацией в качестве государства - правопреемника
СССР"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы урегулирования долговых обязательств бывшего СССР и долговых обязательств перед бывшим СССР, полученными Российской Федерацией в качестве государства - правопреемника СССР.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
"предшественник" - Союз Советских Социалистических Республик (СССР);
"правопреемник" - Российская Федерация;
"внешние долговые обязательства СССР" - юридически установленные и подтвержденные долговые обязательства перед иностранными правительствами, банками и фирмами, возникшие на основании оригинальных договоров и контрактов, заключенных до 1 января 1992 года от имени и по поручению Правительства СССР;
"внешние долговые и имущественные обязательства перед СССР" - юридически установленные и подтвержденные долговые и имущественные обязательства иностранных правительств, банков и фирм перед предшественником, возникшие на основании оригинальных договоров и контрактов, заключенных до 1 января 1992 года от имени и по поручению Правительства СССР;
"государственный внешний долг СССР" - сумма юридически установленных и подтвержденных внешних долговых обязательств предшественника;
"государственные внешние активы СССР" - сумма юридически установленных и подтвержденных долговых и имущественных обязательств иностранных государств перед предшественником;
"погашение долга" - официальное списание финансовых и имущественных обязательств, в том числе основного долга или его части;
"обслуживание долга" - выплата процентов и комиссий по ранее заключенным соглашениям об урегулировании долга;
"урегулирование долга" - официальное двустороннее соглашение, определяющее сумму долга, периоды его погашения, условия обслуживания долга.
Статья 2. Инвентаризация, учет и регистрация государственного внешнего долга и государственных внешних активов бывшего СССР
1. Счетная палата Российской Федерации осуществляет в соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" финансовую экспертизу и инвентаризацию принимаемых Российской Федерацией в качестве правопреемника внешних обязательств и активов предшественника, проверку юридической достоверности и правомочности исковых требований кредиторов на основе анализа всех международных соглашений и протоколов, подписанных от имени и по поручению Правительства СССР до 1992 г. и сформировавших государственный внешний долг и государственные внешние активы предшественника, которые передаются держателями указанных официальных договоров и других документов по учету и регистрации внешнего долга и внешних активов предшественника в нотариально заверенных копиях.
2. В Счетную палату Российской Федерации от Правительства Российской Федерации направляются нотариально заверенные копии заключенных от имени Российской Федерации всех международных договоров и протоколов, касающихся вопросов урегулирования внешнего долга предшественника, межправительственных соглашений, определяющих взаимоотношения Российской Федерации с международными союзами кредиторов, условия урегулирования долговых обязательств иностранных государств перед предшественником.
3. Счетная палата Российской Федерации на основании проверки и анализа представленных официальных документов формирует государственную книгу учета и регистрации юридически выверенных финансовых и имущественных обязательств бывшего СССР и книгу учета и регистрации финансовых и имущественных обязательств перед СССР. Предъявление к правопреемнику не учтенных Счетной палатой Российской Федерации имущественных требований по обязательствам бывшего СССР принимаются от Правительства Российской Федерации только в течение шести месяцев после вступления настоящего Закона в силу.
4. Счетная палата Российской Федерации осуществляет проверку законности использования субъектами хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации закупленных на кредиты для бывшего СССР импортного комплектного и разрозненного оборудования, интеллектуальных прав (лицензий и ноу-хау), других объектов материального производства, которые включены в балансовую стоимость предприятий или перепроданы третьим лицам, но поставки которых не были оплачены в виде рублевого покрытия.
Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации, внешнеэкономическим объединениям, Внешэкономбанку представить в Счетную палату данные по поставкам импортного оборудования, включая лицензии и ноу-хау, по которым не было проведено рублевое покрытие за счет средств заказчика.
Статья 3. Переоформление государственного внешнего долга бывшего СССР в государственный внешний долг Российской Федерации
В соответствии с требованиями Статьи 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный внешний долг предшественника переоформляется в государственный внешний долг Российской Федерации на основании настоящего Закона по следующей процедуре.
1. Счетная палата Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации копии всех международных договоров по принятым СССР обязательствам и урегулированию внешнего долга бывшего СССР.
2. Признание Российской Федерацией в качестве правопреемника СССР финансовых обязательств бывшего СССР осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" после их утверждения в порядке, установленном настоящим Законом:
подлежат ратификации Федеральным Собранием Российской Федерации договора с международными правительственными организациями и иными межгосударственными объединениями, банковскими и коммерческими союзами и объединениями кредиторов, правительствами иностранных государств, банками и фирмами, являющимися кредиторами предшественника и обладающими суммарными долговыми обязательствами бывшего СССР свыше одного миллиарда долларов США;
утверждаются Указом Президента Российской Федерации договоры с правительствами иностранных государств, являющимися держателями долговых обязательств предшественника свыше ста миллионов долларов США;
утверждаются Председателем Правительства Российской Федерации договоры с банками и коммерческими организациями, являющимися держателями долговых обязательств предшественника на сумму, превышающую десять миллионов долларов США;
подлежат подписанию Министром финансов Российской Федерации договоры с банками и коммерческими организациями, являющимися держателями долговых обязательств предшественника до десяти миллионов долларов США.
3. На основании утвержденных в соответствии с пунктом 2 Статьи 3 настоящего Закона международных договоров Министерством финансов Российской Федерации оформляется Долговая книга Российской Федерации в части внешнего долга бывшего СССР.
Статья 4. Права Российской Федерации на государственные внешние активы СССР
1. Российская Федерация в качестве государства - правопреемника СССР подтверждает свои международные права на все государственные внешние активы предшественника.
2. Все международные договоры Российской Федерации с иностранными правительствами по урегулированию долговых и имущественных обязательств этих стран перед предшественником утверждаются Указами Президента Российской Федерации.
3. Международные договоры Российской Федерации с иностранными банками и фирмами по урегулированию их долговых и имущественных обязательств перед предшественником утверждаются Председателем Правительства Российской Федерации.
4. Все заключенные и утвержденные договоры Российской Федерации по урегулированию долговых и имущественных обязательств иностранных правительств, банков и фирм перед правопреемником в заверенных копиях направляются в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и в Счетную палату Российской Федерации.
5. Счетная палата ежегодно при рассмотрении проекта федерального бюджета на очередной год представляет в Государственную Думу Российской Федерации все необходимые материалы по текущим обязательствам иностранных правительств, банков и фирм по погашению их долговых и имущественных обязательств перед правопреемником.
Статья 5. О государственной системе управления долгами и активами бывшего СССР
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О безопасности" и настоящим Законом Президент Российской Федерации осуществляет руководство государственной политикой по управлению долгами и активами бывшего СССР, определяет статус федерального коллегиального органа по управлению долгами и активами бывшего СССР.
2. Указом Президента Российской Федерации утверждается положение и порядок о государственной системе управления долгами и активами бывшего СССР. Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию указаний Президента Российской Федерации и утвержденных рекомендаций федерального органа по управлению долгами и активами бывшего СССР.
3. Функционирование государственной системы управления долгами и активами бывшего СССР должно быть направлено на эффективное и безусловное выполнение обязательств Российской Федерации как правопреемника СССР.
Статья 6. Урегулирование международных финансовых и имущественных обязательств Российской Федерации как правопреемника СССР
1. При рассмотрении проекта федерального бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год Правительство Российской Федерации представляет в Федеральное Собрание Российской Федерации планируемые расходы государственного бюджета на погашение основного долга бывшего СССР и на его обслуживание раздельно.
2. Федеральное Собрание Российской Федерации утверждает в разделе федерального бюджета "обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации" расходы федерального бюджета на погашение и на обслуживание внешнего долга бывшего СССР раздельно.
Статья 7. Урегулирование международных долговых и имущественных обязательств перед Российской Федерацией как правопреемника СССР
1. При рассмотрении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год Правительство Российской Федерации представляет в Федеральное Собрание планируемые объемы финансовых поступлений от погашения и обслуживания долговых и имущественных обязательств иностранных правительств, банков и фирм перед правопреемником.
2. Федеральное Собрание Российской Федерации утверждает отдельной строкой в разделе "суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств перед Российской Федерацией" объем финансовых поступлений от выплат по международным долгам перед бывшим СССР в доходную часть федерального бюджета.
3. После подтверждения Министерством финансов и Федеральным казначейством Российской Федерации поступления средств в федеральный бюджет по иностранным обязательствам долг считается погашенным в части оплаченных сумм и на основании условий подписанных и утвержденных международных договоров.
4. Расходование средств из доходов федерального бюджета, полученных от выплат по международным долгам перед бывшим СССР, направляется в приоритетном порядке на:
а) обслуживание внешнего долга Российской Федерации в части внешнего долга бывшего СССР;
б) кредитование внешнеэкономических контрактов по строительству, реконструкции и модернизации крупных промышленных объектов за рубежом, по международным договорам комплектных поставок, технического содействия и строительного подряда, перечень которых определяется межправительственными соглашениями;
в) на увеличение пенсий и социальных пособий.
Статья 8. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
В.В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.