Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в пункт 2 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
1. На федеральном уровне существует правовая неопределенность в вопросе о порядке выборов глав муниципальных образований на собраниях (сходах) граждан, так как федеральные законы, в том числе и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямо не закрепляет возможность населения муниципального образования избирать главу муниципального образования, должностных лиц местного самоуправления на собраниях (сходах) граждан. Вместе с тем положения пункта 6 статьи 15, пункта 2 статьи 16 и пункта 2 статьи 24 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" позволяют сделать вывод о возможности избрания главы муниципального образования (пункт 2 статьи 15) собранием (сходом) граждан в отдельных поселениях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в случае осуществления им полномочий представительного органа местного самоуправления.
Возможность выбора иных должностных лиц местного самоуправления на собрании (сходе) граждан в случае, если собрание (сход) граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления, вытекает из положений статьи 1 названного выше Федерального закона, где по определению выборного должностного лица местного самоуправления и говорится об избрании представительным органом местного самоуправления должностных лиц данной категории, не ограничивая их круг лишь лицами, замещающими должность главы муниципального образования.
Предлагаемый законопроект исходит из того, что собрание (сход) граждан, наряду с такими формами прямой демократии, как местный референдум и муниципальные выборы является самостоятельной формой непосредственного волеизъявления жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, и поэтому предполагает проведение выборов глав муниципального образования, должностных лиц местного самоуправления на собраниях (сходах) граждан.
2. Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, тайным голосованием. Что же касается его избрания представительным органом (а значит и собранием (сходом) граждан, осуществляющим полномочия данного органа), то этот вопрос указанным Федеральным законом не решается. На наш взгляд, законом субъекта Российской Федерации должно быть предусмотрено предоставление муниципальным образованиям возможности самостоятельно определять порядок голосования.
3. Таким образом, предлагаемый законопроект внесет в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" необходимые уточнения в части избрания глав муниципальных образований и выборных должностных лиц местного самоуправления на собраниях (сходах) граждан.
4. Вносимый законопроект не потребует материальных затрат.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившим силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием данного закона
Принятие федерального закона "О внесении дополнения в пункт 2 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" потребует внесения соответствующего дополнения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Председатель Государственного
Собрания Республики
Башкортостан |
К.Толкачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.