Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Решение проблем обеспечения должного представительства коренных малочисленных народов в органах власти имеет ключевое значение для реализации статьи 69 Конституции Российской Федерации, гарантирующей права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
В международно-правовых документах, устанавливающих права национальных меньшинств, предусмотрена обязанность государства обеспечивать эффективное участие национальных меньшинств (а к ним относятся и коренные малочисленные народы) в решении публичных дел, принятии решений, затрагивающих интересы национальных меньшинств. Так, в соответствии с Документом Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению ОБСЕ (параграф 35) государства должны уважать права лиц, принадлежащим к национальным меньшинствам, на эффективное участие в решение публичных дел, включая участие в делах, относящихся к защите и развитию самобытности таких меньшинств.
Согласно параграфам 2 и 3 Декларации ООН о меньшинствах лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право эффективно участвовать в публичной жизни и эффективно участвовать в принятии решений на национальном и, где это возможно, на региональном уровне, касающихся меньшинства, к которому они принадлежат, или региона, в котором они проживают.
Поскольку изложенные выше правовые нормы являются обязательными для Российской Федерации (как члена ООН и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе), федеральный законодатель должен принять необходимые меры, обеспечивающие эффективное участие коренных малочисленных народов в осуществление власти на региональном и на местном уровне. Между тем в федеральном законодательстве пока не реализован заложенный в Конституции Российской Федерации значительный потенциал для решения соответствующих проблем.
В федеральном законодательстве отдельные нормы, относящиеся к проблеме обеспечения права коренных малочисленных народов на представительство в законодательных органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления, содержатся в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральном законе "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".
В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 3 статьи 19) установлено, что при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей может составлять до 30 процентов (общая норма составляет 10 процентов). Эта норма Федерального закона лишь позволяет более гибко подходить к образованию избирательных округов в местах компактного проживания коренных малочисленных народов, но она не обязывает формировать благоприятные условия для представительства именно коренных малочисленных народов в выборных органах. Кроме того, эта норма может быть использована и для целей, ни коим образом не связанных с защитой прав коренных малочисленных народов.
Поэтому в Федеральном законе требуется четко определить целевое назначение нормы о возможности 30-процентного отклонения от средней нормы представительства, установив, что указанное отклонение допускается, если при его применении создаются дополнительные гарантии реализации избирательных прав гражданами, относящимися к коренным малочисленным народам.
В Федеральном законе "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться квоты представительства коренных малочисленных народов в законодательных органах субъектов Федерации и представительных органах местного самоуправления (статья 13). Однако в федеральном законодательстве не определен механизм реализации данного квотирования. Наиболее рациональным и, вместе с тем, отвечающим современным понятиям демократии, является законодательное закрепление представительства коренных малочисленных народов посредством создания дополнительных гарантий реализации пассивного избирательного права гражданами, относящимися к коренным малочисленным народам. Для этого следует установить особый порядок выдвижения кандидатов, избираемых на резервируемые (квотируемые) для представителей коренных малочисленных народов депутатские мандаты. Этот порядок должен обеспечивать решающую роль в определении кандидатур именно коренных малочисленных народов, что возможно при условии, если субъектами выдвижения кандидатов будут различного рода формы (органы) самоорганизации коренных малочисленных народов. На местном уровне ими могут быть сходы, собрания коренных малочисленных народов, а на уровне субъектов Российской Федерации - съезды, конференции коренных малочисленных народов.
Вышеизложенные гарантии прав коренных малочисленных народов в той мере, в которой они касаются избирательного процесса, должны быть предусмотрены в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Для этого пункт 1 статьи 28 Федерального закона предлагается дополнить нормой, в соответствии с которой в случае установления законом субъекта Российской Федерации квоты представительства коренных малочисленных народов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органах местного самоуправления кандидаты (списки кандидатов) выдвигаются на съездах, конференциях, собраниях, сходах коренных малочисленных народов либо посредством иных форм (органов) самоорганизации (объединения) этих народов в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Внесение в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указанных дополнений явится необходимой предпосылкой эффективного участия коренных малочисленных народов в принятии решений законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления.
Данное федеральное регулирование позволит субъектам Российской Федерации более эффективно решать собственные задачи по защите прав коренных малочисленных народов, установленные Конституцией Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Принятие данного Закона не повлечет дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Принятие данного Закона не потребует изменений и дополнений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.