Проект федерального закона N 100336-3
"Об основах правового регулирования ликвидации населенных пунктов Севера России вследствие прекращения деятельности находящихся на их территориях организаций, воинских частей, частей (подразделений) внутренних войск и учреждений уголовно-исполнительной системы"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 3)
Глава II. Организационные и финансовые основы (ст.ст. 4 - 7)
ликвидации населенных пунктов
Глава III. Предоставление гарантий и компенсаций при (ст.ст. 8 -15)
ликвидации населенных пунктов
Глава IV. Заключительные положения (ст.ст. 16-19)
Настоящий Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования ликвидации населенных пунктов Севера России вследствие прекращения деятельности находящихся на их территориях организаций, воинских частей, частей (подразделений) внутренних войск и учреждений уголовно-исполнительной системы и направлен на создание благоприятных условий для проведения реорганизации экономики Севера России и его сбалансированного социально-экономического развития, на обеспечение конституционных гарантий достойной жизни и свободного развития граждан, проживающих в указанных населенных пунктах.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
населенные пункты Севера России (далее - населенные пункты) - город, поселок, сельское поселение, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющиеся муниципальными образованиями, частями муниципальных образований, а также не входящие в систему муниципальных образований;
ликвидация населенного пункта - комплекс мер, направленных на прекращение существования (жизнедеятельности) населенного пункта в соответствии с принципами, на основаниях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
прекращение деятельности организаций, воинских частей, частей (подразделений) внутренних войск и учреждений уголовно-исполнительной системы - ликвидация организаций, расформирование или изменение места размещения воинских частей Министерства обороны Российской федерации, частей (подразделений) внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
организации, составляющие основу жизнеобеспечения населенного пункта, - одна или несколько организаций, расположенные в ликвидируемом населенном пункте или рядом с ним, если в них занято не менее 50 процентов от общего числа работающих в населенном пункте или число работающих в указанных организациях и членов их семей составляет не менее 70 процентов от общего числа жителей населенного пункта, а также если на балансе этих организаций находятся или за счет взимаемых с них налогов содержатся объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обслуживающие не менее 50 процентов населения. К членам семьи в настоящем Федеральном законе относятся лица, признаваемые таковыми в соответствии с семейным законодательством;
инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры - комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающих функционирование населенного пункта.
Статья 2. Правовая основа ликвидации населенных пунктов
1. Ликвидация населенных пунктов осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Нормы законодательства, регулирующие предоставление гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются при ликвидации населенных пунктов, если они не противоречат настоящему Федеральному закону.
3. Субъекты Российской Федерации, на территориях которых находятся ликвидируемые населенные пункты, вправе при ликвидации этих населенных пунктов предусматривать в принимаемых нормативных правовых актах дополнительные гарантии и компенсации гражданам и юридическим лицам за счет средств своих бюджетов.
Статья 3. Принципы проведения ликвидации населенных пунктов
Ликвидация населенных пунктов проводится в соответствии со следующими принципами:
плановая основа проведения ликвидации с учетом Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и схем градостроительного планирования развития частей территории Российской Федерации;
проведение ликвидации только по инициативе субъектов Российской Федерации в целях обеспечения их права на самостоятельное решение вопросов своего административно-территориального устройства;
согласование интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учет мнения населения при решении вопросов ликвидации населенных пунктов;
финансовое обеспечение проведения ликвидации на основе привлечения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся ликвидируемые населенные пункты;
соблюдение прав и законных интересов граждан и юридических лиц, включая запрещение принудительных изъятия имущества и выселения из ликвидируемого населенного пункта, предоставление гарантий и компенсаций только на добровольной основе.
Глава II. Организационные и финансовые основы ликвидации населенных
пунктов
Статья 4. Экономические и социальные основания для ликвидации населенного пункта
Населенный пункт может быть ликвидирован при наличии в совокупности следующих оснований:
прекращение деятельности организаций, составляющих основу жизнеобеспечения населенного пункта, либо воинских частей, частей (подразделений) внутренних войск и учреждений уголовно-исполнительной системы, для обеспечения деятельности которых был создан населенный пункт;
невозможность или нецелесообразность перепрофилирования экономики населенного пункта;
снижение денежных доходов граждан, проживающих в населенном пункте, ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится населенный пункт. При этом используется средний показатель доходов на душу населения в данном населенном пункте.
Статья 5. Порядок принятия решения о ликвидации населенного пункта
1. С предложением о ликвидации населенного пункта при наличии экономического обоснования в Правительство Российской Федерации обращается орган исполнительной власти субъекта Российской федерации, на территории которого находится этот населенный пункт. При этом должен быть обеспечен учет мнения жителей населенного пункта в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Обращение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в Правительство Российской Федерации является началом процедуры согласования вопросов, связанных с ликвидацией населенного пункта.
Сообщение о начале указанной процедуры и связанных с этим ограничениях официально публикуется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух дней после его обращения в Правительство Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривает вопрос о наличии оснований для ликвидации населенного пункта с участием представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится этот населенный пункт.
В случае если Правительство Российской Федерации признает наличие оснований для ликвидации населенного пункта, оно принимает решение о включении этого населенного пункта в перечень населенных пунктов, подлежащих ликвидации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
3. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации о включении населенного пункта в перечень населенных пунктов, подлежащих ликвидации, субъект Российской Федерации, на территории которого находится этот населенный пункт, принимает нормативный правовой акт о его ликвидации.
4. Непризнание Правительством Российской Федерации наличия оснований для ликвидации населенного пункта не является препятствием для его ликвидации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого находится этот населенный пункт.
Статья 6. Государственное планирование и финансовое обеспечение ликвидации населенных пунктов
1. Правительство Российской Федерации на основании утвержденного перечня населенных пунктов, подлежащих ликвидации, ежегодно разрабатывает и утверждает по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации государственный план ликвидации населенных пунктов на следующий финансовый год.
Государственный план ликвидации населенных пунктов содержит:
перечень населенных пунктов, подлежащих ликвидации в соответствующем финансовом году;
очередность проведения ликвидации населенных пунктов;
распределение финансовых средств по населенным пунктам, подлежащим ликвидации, с указанием источников финансирования.
2. На основании государственного плана ликвидации населенных пунктов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год предусматривает отдельной строкой выделение средств, необходимых для финансового обеспечения мероприятий по ликвидации населенных пунктов в следующем финансовом году. Средства, предназначенные для выплаты компенсаций в соответствии с настоящим Федеральным законом, направляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся ликвидируемые населенные пункты.
3. Финансовое обеспечение расходов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся ликвидируемые населенные пункты. Компенсация субъектам Российской Федерации указанных расходов производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Государственная комиссия по ликвидации населенного пункта
1. Для подготовки и проведения ликвидации населенного пункта создается государственная комиссия по ликвидации населенного пункта. Порядок деятельности указанной комиссии устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. В состав государственной комиссии по ликвидации населенного пункта входят представители Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится ликвидируемый населенный пункт, органа местного самоуправления либо администрации населенного пункта, подлежащего ликвидации.
Члены государственной комиссии по ликвидации населенного пункта имеют равные права.
3. Государственная комиссия по ликвидации населенного пункта:
формирует рабочие органы по ликвидации населенного пункта и контролирует их деятельность;
осуществляет защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц при проведении ликвидации населенного пункта;
совместно с соответствующими органами государственной власти содействует гражданам в выборе нового места жительства с учетом демографических, социальных, экономических и иных факторов и с соблюдением конституционного права граждан на свободу выбора места жительства, оказывает им необходимую помощь при переезде на новое место жительства;
разрабатывает рекомендации по сохранению и дальнейшему использованию государственного и муниципального имущества, находящегося в ликвидируемом населенном пункте, а также по дальнейшему использованию объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур этого населенного пункта с учетом требований экологической безопасности;
рассматривает вопрос о мерах, направленных на жизнеобеспечение граждан, отказавшихся выехать из ликвидируемого населенного пункта;
принимает решение о завершении мероприятий по ликвидации населенного пункта;
представляет Правительству Российской Федерации отчет о проведении ликвидации населенного пункта, на основании которого Правительство Российской Федерации принимает решение об исключении указанного населенного пункта из перечня населенных пунктов, подлежащих ликвидации.
Глава III. Предоставление гарантий и компенсаций при ликвидации
населенных пунктов
Статья 8. Граждане и юридические лица, имеющие право на получение гарантий и компенсаций
1. Право на получение гарантий и компенсаций при ликвидации населенного пункта имеют:
граждане, имеющие место жительства в ликвидируемом населенном пункте;
граждане, имеющие на праве собственности недвижимое имущество на территории ликвидируемого населенного пункта, независимо от их места жительства;
юридические лица, имеющие на праве собственности жилые помещения на территории ликвидируемого населенного пункта, независимо от места их регистрации.
В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 9 и частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, право на получение компенсаций имеют иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства.
2. Гражданам и юридическим лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, гарантии и компенсации предоставляются при условии их поселения на постоянное проживание или заключения ими договора социального найма или приватизации жилого помещения либо приобретения в собственность жилья или недвижимого имущества на территории указанного населенного пункта до дня официального опубликования сообщения о начале процедуры согласования вопросов, связанных с ликвидацией населенного пункта.
Лица, совершающие указанные юридические действия и сделки после официального опубликования сообщения о начале процедуры согласования вопросов, связанных с ликвидацией населенного пункта, предупреждаются об установленных в настоящей части правовых последствиях их совершения.
3. Учет граждан и юридических лиц, имеющих право на получение гарантий и компенсаций при ликвидации населенного пункта, осуществляется органом, созданным государственной комиссией по ликвидации населенного пункта.
По требованию гражданина, имеющего право на получение гарантий и компенсаций при ликвидации населенного пункта, указанный орган выдает ему соответствующий документ, подтверждающий это право.
Статья 9. Компенсация стоимости оставляемого жилья или расходов на строительство (приобретение) жилья по новому месту жительства
1. Гражданам, пользующимся по договору социального найма или владеющим на праве собственности жилыми помещениями в ликвидируемом населенном пункте, за счет средств федерального бюджета предоставляется компенсация расходов на строительство (приобретение) жилья по новому месту жительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Размер компенсации определяется на основе расчета стоимости жилья на одну семью в пределах социальной нормы площади жилья по новому месту жительства.
При исчислении размера компенсации используются данные о средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в субъектах Российской Федерации, публикуемые уполномоченным на это федеральным органом исполнительной власти.
2. Компенсация не предоставляется гражданам, пользующимся в ликвидируемом населенном пункте жилым помещением на основании договора социального найма и имеющим в другом населенном пункте на любом основании благоустроенное жилое помещение применительно к условиям этого населенного пункта. В случае если жилое помещение в другом населенном пункте не является благоустроенным, гражданину выплачивается компенсация в размере разницы между стоимостью оставляемого жилья, рассчитанной в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, и стоимостью имеющегося у него неблагоустроенного жилья. Указанная компенсация не предоставляется в случае отчуждения гражданином принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, находящегося в другом населенном пункте, после опубликования сообщения о начале процедуры согласования вопросов, связанных с ликвидацией населенного пункта.
3. Гражданам, включая иностранных граждан, и лицам без гражданства, имеющим в ликвидируемом населенном пункте жилое помещение на праве собственности, независимо от наличия у них жилого помещения в другом населенном пункте выплачивается компенсация, определяемая в соответствии с общей площадью принадлежащего им жилого помещения и средней рыночной стоимостью одного квадратного метра общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится ликвидируемый населенный пункт.
В этом случае на сумму указанной компенсации уменьшается размер компенсации, предоставляемой в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи.
4. В порядке, установленном частью 3 настоящей статьи, выплачивается компенсация юридическим лицам, включая иностранных юридических лиц, имеющим жилое помещение на праве собственности в ликвидируемом населенном пункте.
Статья 10. Компенсация стоимости оставляемого недвижимого имущества (за исключением жилья)
1. Гражданам, включая иностранных граждан, и лицам без гражданства, имеющим на праве собственности недвижимое имущество (за исключением жилья) в ликвидируемом населенном пункте, за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсация стоимости этого имущества.
2. Оценка стоимости недвижимого имущества осуществляется по его балансовой стоимости с учетом амортизации и индекса инфляции на момент предоставления компенсации.
3. Оценка стоимости недвижимого имущества производится бесплатно органом, созданным государственной комиссией по ликвидации населенного пункта, или соответствующими подразделениями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится ликвидируемый населенный пункт.
4. Граждане вправе за свой счет произвести независимую оценку стоимости недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
5. Споры по вопросу оценки стоимости недвижимого имущества решаются в порядке, установленном статьей 16 настоящего Федерального закона.
Статья 11. Компенсация расходов на проезд и провоз имущества к новому месту жительства
1. Гражданам, выезжающим из ликвидируемого населенного пункта в другой населенный пункт для постоянного проживания, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого находится ликвидируемый населенный пункт, предоставляется компенсация расходов на проезд и провоз имущества к новому месту жительства.
2. Размер компенсации расходов на проезд и провоз имущества к новому месту жительства определяется стоимостью проезда и провоза багажа от ликвидируемого населенного пункта до населенного пункта, выбранного для постоянного проживания.
Размер компенсации расходов на провоз имущества ограничивается стоимостью провоза багажа весом две тонны на одного человека и пяти тонн на семью независимо от ее численности наиболее дешевым видом транспорта, доступным в районе, из которого производится переселение.
3. Порядок расчета размера компенсации расходов на проезд и провоз имущества к новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Компенсация расходов на обустройство на новом месте жительства
Гражданам, выезжающим из ликвидируемого населенного пункта, выплачивается компенсация расходов на обустройство на новом месте жительства в сумме, равной 30 минимальным размерам оплаты труда, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого находится ликвидируемый населенный пункт.
Статья 13. Порядок предоставления и правовые последствия выплаты компенсаций
1. Граждане и юридические лица, имеющие право на получение компенсаций в соответствии с настоящим Федеральным законом, обращаются за их получением в орган, созданный государственной комиссией по ликвидации населенного пункта. При этом ими должны быть представлены документы, необходимые для расчета размера предоставляемых компенсаций. Перечень этих документов определяется Правительством Российской Федерации.
На основании представленных документов органом, созданным государственной комиссией по ликвидации населенного пункта, в течение месяца принимается решение о выплате компенсации и ее размере. В течение месяца со дня принятия этого решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится ликвидируемый населенный пункт, производится выплата компенсации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Выплата компенсаций стоимости недвижимого имущества (за исключением жилья), расходов на проезд, провоз имущества к новому месту жительства и обустройство на новом месте жительства по желанию граждан производится в наличной и безналичной форме.
3. Сумма компенсации расходов на строительство (приобретение) жилья по новому месту жительства зачисляется на именные счета граждан в банковских учреждениях по месту строительства или приобретения жилья для последующего ее перечисления в счет оплаты указанного жилья.
Нецелевое использование указанных средств не допускается. При этом не является нецелевым использованием перечисление указанных средств в счет оплаты прав на пользование жилым помещением в специализированных учреждениях социального обслуживания (домах для одиноких престарелых, домах-интернатах для престарелых и инвалидов и иных учреждениях, предоставляющих социальные услуги).
На сумму подлежащей к выплате компенсации гражданам могут выдаваться жилищные сертификаты в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства суммы компенсаций стоимости жилья и недвижимого имущества перечисляются в указанные ими банковские учреждения. Порядок использования перечисленных средств определяется этими лицами самостоятельно.
4. Выплата компенсаций стоимости имущества, находящегося в собственности граждан или юридических лиц, прекращает их право собственности на это имущество в соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, и это имущество переходит в собственность государства. Совершение указанных сделок оформляется юридическими актами в соответствии с гражданским законодательством.
5. Граждане и юридические лица, имеющие в ликвидируемом населенном пункте имущество на праве собственности, а также право на получение компенсации его стоимости, могут самостоятельно отчуждать свое имущество или распорядиться им иным законным способом. В этом случае компенсация им не выплачивается.
6. Граждане, получившие жилищные субсидии или жилищные сертификаты на строительство (приобретение) жилья на основании иных нормативных правовых актов, не имеют права на получение компенсации расходов на строительство (приобретение) жилья в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 14. Гарантия предоставления земельного участка
Гражданам, выезжающим из ликвидируемого населенного пункта, по новому месту жительства бесплатно предоставляется земельный участок (включая приусадебный участок в сельской местности) для индивидуального жилищного строительства из целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Предоставление земельного участка производится в течение месяца со дня обращения гражданина в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 15. Гарантии в области труда и занятости
1. В случае увольнения граждан, состоявших на день принятия решения Правительством Российской Федерации о наличии оснований для ликвидации населенного пункта в трудовых отношениях с работодателем, период со дня увольнения до дня трудоустройства этих граждан на новом месте жительства, но не свыше двух месяцев со дня переезда, засчитывается в их общий трудовой стаж.
2. Гражданам, переселившимся из ликвидируемого населенного пункта и в течение двух месяцев после переезда признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице и стипендия в период их профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки выплачиваются с учетом гарантий, установленных для безработных граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Выплата пособия по безработице и стипендии с учетом указанных гарантий производится не более одного раза после поселения гражданина на новом месте жительства.
Глава IV. Заключительные положения
Статья 16. Обжалование решений и действий, нарушающих права граждан и юридических лиц при проведении ликвидации населенного пункта
Решения и действия органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять мероприятия по ликвидации населенного пункта, могут быть обжалованы в государственную комиссию по ликвидации населенного пункта или оспорены в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
1. Должностные лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. У граждан и юридических лиц, получивших гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с нарушением установленного в нем порядка, незаконно полученное имущество изымается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При наличии оснований эти граждане и руководители юридических лиц могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Статья 18. Применение отдельных положений настоящего Федерального закона в случаях, не связанных с ликвидацией населенных пунктов
Положения настоящего федерального закона, устанавливающие гарантии и компенсации при ликвидации населенных пунктов и порядок их предоставления, могут применяться при переселении граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случаях:
ликвидации полярных, метеорологических станций и иных мест проживания и работы граждан, не являющихся населенными пунктами;
преобразования населенного пункта в поселок для временного проживания лиц, работающих вахтовым методом.
Соответствующее решение принимается Правительством Российской Федерации в установленном им порядке.
Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу положения Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", регулирующие предоставление жилищных субсидий гражданам в случае ликвидации организаций и закрытия городов, поселков и полярных станций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.