Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об основах правового регулирования ликвидации населенных пунктов Севера России вследствие прекращения деятельности находящихся на их территориях организаций, воинских частей, частей (подразделений) внутренних войск и учреждений уголовно-исполнительной системы"
Причины необходимости правового регулирования ликвидации населенных
пунктов
Характеристика текущего состояния правового регулирования ликвидации
населенных пунктов
Правовые основания для принятия федерального закона
Краткое содержание закона
Оценка социально-экономических последствий от принятия закона
Причины необходимости правового регулирования ликвидации населенных
пунктов
Кризис, поразивший экономику России в целом и в особенно острой форме ее северные регионы, привел к прекращению деятельности ряда промышленных предприятий. В северных регионах эта проблема усугубляется тем обстоятельством, что жизнеобеспечение отдельных населенных пунктов тесно связано с деятельностью закрывающихся предприятий, составляющих основу их инфраструктуры. Прекращение их деятельности связано с потерей работы жителями данных населенных пунктов. Поскольку работа на этих предприятиях составляет их единственный источник существования, так как ведение подсобного хозяйства в северных регионах в связи с суровыми природно-климатическими условиями либо затруднено либо полностью невозможно, ее утрата ведет к резкому падению уровня жизни населения, зачастую ставящего его на грань выживания.
В случае невозможности перепрофилирования экономики таких населенных пунктов в целях жизнеобеспечения их жителей объективно возникает необходимость в проведении ликвидации этих населенных пунктов с предоставлением их жителям социальных гарантий.
Такая обязанность лежит на государстве в соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, в которой устанавливается, что Российская Федерации является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Кроме того государство несет ответственность перед своими гражданами, которые были им привлечены для освоения северных территорий и затем в результате изменившейся экономической политики государства потеряли свои сбережения и лишились возможность самостоятельно решить проблему выезда в другие регионы.
По расчетам, сделанным Госкомсевером России в 1999 году, в районах Крайнего Севера и приравненные к ним местностях подлежат закрытию в связи с ликвидацией градообразующих предприятий, свертыванием производства и бесперспективностью около 400 населенных пунктов.
Обострение социального положения в таких населенных пунктах нашло свое отражение в постановлении Государственной Думы от 05.11.98 г. N 3205-II "О чрезвычайной ситуации, сложившейся в поселках Республики Саха (Якутия), ликвидируемых в связи с реструктуризацией золотодобывающей промышленности".
В постановлении Совета Федерации от 10.06.98 г. N 242-СФ "О неотложных мерах по выводу из кризиса экономики и социальной сферы Севера Российской Федерации" предусмотрен ряд мер, которые необходимо принять для решения данной проблемы. Это: выделение средств на переселение граждан в другие регионы страны при банкротстве градообразующих предприятий, а также военнослужащих при ликвидации или передислокации воинских частей, определение перечня закрывающихся населенных пунктов, предприятий и шахт и переселение граждан из этих населенных пунктов, выделение в федеральном бюджете средств на жилищные субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В постановлениях Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1997 года N 1664 "О реформировании системы государственной поддержки районов Севера" и от 7 марта 2000 года N 198 "О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера" ставится задача законодательного регулирования вопросов социальной защиты граждан при ликвидации в районах Крайнего Севера градообразующих предприятий и населенных пунктов. Данный подход является полностью обоснованным поскольку сложность и объемность возникающих при этом проблем обуславливает необходимость осуществления законодательного регулирования в этой области.
Характеристика текущего состояния правового регулирования ликвидации
населенных пунктов
До настоящего времени вопросы ликвидации населенных пунктов решались Правительством Российской Федерации путем принятия соответствующих нормативных актов по каждому конкретному случаю ликвидации.
На основании этих актов в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится населенный пункт, принимаются нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы проведения ликвидации.
В указанном порядке, например, была осуществлена ликвидация ряда северных поселков на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. N 1351 "О ликвидации шахты "Хальмер-Ю" производственного объединения "Воркутауголь" и мерах социальной защиты населения поселка Хальмер-Ю Республики Коми, от 23 апреля 1995 г. N 396 "О мерах социальной защиты населения поселка Мандриково Билибинского района Чукотского автономного округа, связанных с ликвидацией прииска Мандриково Билибинского горно-обогатительного комбината", от 24 мая 1995 г. N 518 "О мерах социальной защиты населения поселка Полярный Шмидтовского района Чукотского автономного округа, связанных с ликвидацией поселка и переходом Полярного горно-обогатительного комбината на новую технологию добычи золота".
Отсутствие надлежащего регулирования вопросов ликвидации населенных пунктов приводит к тому, что в ряде случаев граждане, проживающие в таких населенных пунктах оказываются без всякой социальной защиты со стороны государства.
Наличие данной проблемы в ряде регионов Российской Федерации, необходимость обеспечения наиболее полной социальной защиты граждан, проживающих в ликвидируемых населенных пунктах, требует комплексного правового регулирования многих вопросов, возникающих в процессе ликвидации, что может быть сделано только на законодательном уровне.
Правовые основания для принятия федерального закона
Регулирование условий и порядка ликвидации населенных пунктов и мер социальной защиты граждан при проведении ликвидации может быть осуществлено только путем принятия федерального закона по следующим причинам.
В проекте закона о ликвидации затрагиваются вопросы защиты прав и свобод граждан (не обеспеченных в связи с тяжелыми материальными условиями проживания в ликвидируемых населенных пунктах и нуждающихся в защите при проведении ликвидации) и обеспечения правопорядка и общественной безопасности (поскольку ликвидация населенных пунктов является превентивной мерой предотвращения социального взрыва, в который может перерасти социальная напряженность в этих населенных пунктах).
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и по предметам их совместного ведения принимаются федеральные законы.
Правомерность принятия Федерального закона "Об основах правового регулирования ликвидации населенных пунктов Севера России вследствие прекращения деятельности находящихся на их территориях организаций, воинских частей, частей (подразделений) внутренних войск и учреждений уголовно-исполнительной системы" обеспечивается следующими его положениями:
1. Закон не затрагивает компетенцию субъектов Российской Федерации в области осуществления административно-территориального устройства на их территории.
Проектом закона предусмотрено, что с инициативой о ликвидации населенного пункта выступают органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится населенный пункт, и решение о ликвидации принимается прежде всего самим субъектом Российской Федерации (ст.ст.3, 5). Таким образом, от самих субъектов зависит принятие решения о проведении ликвидации населенного пункта.
2. Возложение части расходов на проведение ликвидации на бюджеты субъектов Российской Федерации (ст.ст.11, 12) не является нарушением принципа самостоятельности их бюджетов.
В соответствии со статьей 83 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы на социальную защиту населения совместно финансируются из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и соответствующие расходы субъектов Российской Федерации подлежат компенсации, что также предусмотрено в законопроекте (ч.3 ст.6).
3. Законопроектом установлено, что при принятии решения о ликвидации населенного пункта должен быть обеспечен учет мнения его жителей (ст.3, ч.1 ст.5). Таким образом, гражданам предоставляется право выразить свое мнение на проведение ликвидации населенного пункта, что соответствует установленному в статье 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядку упразднения муниципальных образований.
4. В законе подтверждена необходимость соблюдения конституционных прав граждан при проведении ликвидации населенных пунктов: право на свободное распоряжение своим имуществом (ст.3, ч.5 ст.13), добровольность переселения и свобода выбора места жительства (ст.3, ч.3 ст.7).
Краткое содержание закона
Федеральный закон "Об основах правового регулирования ликвидации населенных пунктов Севера России вследствие прекращения деятельности находящихся на их территориях организаций, воинских частей, частей (подразделений) внутренних войск и учреждений уголовно-исполнительной системы" направлен на регулирование правоотношений, возникающих при проведении ликвидации населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В законе определяются:
- используемые понятия и особенности правового регулирования ликвидации населенных пунктов (ст.ст.1 , 2)
- принципы проведения ликвидации населенных пунктов (ст.3);
- экономические и социальные основания для ликвидации (ст.4);
- порядок принятия решения и проведения ликвидации (ст.ст.5 - 7);
- меры защиты интересов государства, граждан и юридических лиц в связи с осуществлением ликвидации населенных пунктов (ст.ст.8 - 15, 18);
- гарантии по соблюдению закона (ст.ст.16, 17);
порядок вступления в силу закона (ст.19).
Оценка социально-экономических последствий от принятия закона
При оценке социально-экономических последствий от принятия Федерального закона "Об основах правового регулирования ликвидации населенных пунктов Севера России вследствие прекращения деятельности находящихся на их территориях организаций, воинских частей, частей (подразделений) внутренних войск и учреждений уголовно-исполнительной системы" необходимо учитывать следующие обстоятельства:
- выделение бюджетных ассигнований для ликвидации населенных пунктов станет неизбежным в случае ухудшения ситуации в населенных пунктах до такой степени, когда переселение жителей явится единственным способом сохранения их жизни и здоровья. Проведение ликвидационных мероприятий в указанных случаях будет значительно дороже, чем осуществление ликвидации в плановом порядке;
- непроизводительные расходы государственного бюджета на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов, подлежащих ликвидации, в долгосрочной перспективе окажутся значительнее расходов на проведение ликвидационных мероприятий;
- ликвидация экономически бесперспективных населенных пунктов оздоровит социально-экономическую ситуацию в северных регионах, поскольку будет способствовать рациональному размещению производственных и трудовых ресурсов, росту экономического благосостояния северных регионов, снимет социальную напряженность населения и обеспечит защиту конституционных прав граждан.
Таким образом, принятие федерального закона будет иметь положительное значение как для северных регионов, так и для Российской Федерации в целом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об основах правового регулирования ликвидации населенных пунктов Севера России вследствие прекращения деятельности находящихся на их территориях организаций, воинских частей, частей (подразделений) внутренних войск и учреждений уголовно-исполнительной системы"
Принятие Федерального закона "Об основах правового регулирования ликвидации населенных пунктов Севера России вследствие прекращения деятельности находящихся на их территориях организаций, воинских частей, частей (подразделений) внутренних войск и учреждений уголовно-исполнительной системы" материальных и иных затрат в текущем финансовом году не повлечет.
В соответствии с вышеуказанным проектом федерального закона перечень населенных пунктов, подлежащих ликвидации, утверждается Правительством Российской Федерации и на основе этого перечня планируется выделение финансовых средств на проведение ликвидации в соответствующем финансовом году, то есть ликвидация должна осуществляться поэтапно с разбивкой по годам с учетом имеющихся финансовых ресурсов.
Примерный перечень населенных пунктов, подлежащих закрытию в связи с ликвидацией градообразующих предприятий, свертыванием производства и бесперспективностью, и предварительно рассчитанная сумма расходов на проведение ликвидации приводится в прилагаемой сводной таблице показателей закрывающихся поселков северных регионов Российской Федерации.
Приложение
к финансово-экономическому обоснованию
к проекту федерального закона
"Об основах правового регулирования ликвидации
населенных пунктов Севера России вследствие
прекращения деятельности находящихся на их
территориях организаций, воинских частей,
частей (подразделений) внутренних войск
и учреждений уголовно-исполнительной системы"
Сводная таблица показателей закрывающихся поселков северных регионов
Российской Федерации*
N п/ п |
Регионы | Количество закрывающихся поселков до 2000 года |
Численность граждан, проживающих в них |
Кол-во граждан, не имеющих жилья |
Компенсация стоимости, (тыс. руб.) |
Всего расходов на переселение (тыс. руб.) |
|||||||||
Всего ед. |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
Всего чел. |
В том числе | Перевозки | Проезда | Сдаваемого жилья |
||||||
семей | пенсио- неров |
безра- ботных |
|||||||||||||
1 | Республика Карелия Республика Коми Архангельская область Ненецкий АО Мурманская область Коми-Пермяцкий АО Республика Алтай Томская область Тюменская область Ханты-Мансийский АО Ямало-Ненецкий АО Республика Бурятия Республика Тыва Красноярский край Таймырский АО Эвенкийский АО Иркутская область Читинская область Республика Саха Чукотский АО Приморский край Хабаровский край Амурская область Камчатская область Корякский АО Магаданская область Сахалинская область |
17 35 25 22 8 46 7 1 3 1 17 2 27 13 11 15 18 2 26 86 |
не п не п не п не п не не 2 6 не п |
анируе анируе 4 анируе анируе данны данны 13 5 анируе 7 |
2 ся ся 11 ся ся 4 3 1 5 ся 12 |
15 | 2729 | 1154 | 1155 | 102 | 2720 | 23080 | 1150 | 11500 | 35730,0 |
2 | 20900 | 7585 | 2057 | 1229 | 7274 | 2678,5 | 19875,5 | 34327 | 56881,0 | ||||||
3 | 6049 | 2166 | 1729 | 185 | 6049 | не определена | |||||||||
4 | 3354 | - | 725 | 143 | - | 3411,8 | 6708 | 48080 | 58199,8 | ||||||
5 |
------ ------ 31 ------ ------ 3 ------ ------ 1 |
12028 | 4256 | 2725 | 738 | 12028 | 5134,9 | 3006,9 | - | 8141,8 | |||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | 8555 | 3360 | 2808 | 1360 | 8548 | 8024,8 | 2552,2 | 56024,1 | 66601,1 | ||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | 7365 | 3039 | 572 | 496 | 4463 | 4184,7 | 5324 | 34862,2 | 44370,9 | ||||||
13 | |||||||||||||||
14 | 2789 | 978 | 515 | 286 | 2650 | 480 | 3750 | 14600 | 18830,0 | ||||||
15 | 177 | 70 | - | - | - | - | - | 12100,0 | |||||||
16 | 1 | 170 | 70 | 26 | 23 | 70 | 212,8 | 461,1 | 584,4 | 1258,3 | |||||
17 | 1 | 9404 | 3230 | 2019 | 879 | - | 3601,9 | 5560,7 | 40451 | 49613,6 | |||||
18 | 298 | 118 | 84 | 112 | 298 | 251 | 275 | 1970 | 2496,0 | ||||||
19 | 15 | 23251 | 11058 | 3838 | 5144 | 16280 | 120900 | 76800 | 24600 | 222300,0 | |||||
20 | 4985 | 1739 | - | - | - | 24546,1 | - | 24546,1 | |||||||
21 | 6 | 16594 | 5079 | 3593 | 690 | 16594 | 9853 | 17069 | 685332 | 712254,0 | |||||
22 | 696 | 269 | 111 | 87 | 255 сем | 400 | 300 | - | 700,0 | ||||||
23 |
------ ------ |
11380 | 4116 | 1365 | 1459 | 9751 | 8541,7 | 9044,4 | 55668,6 | 73254,7 | |||||
24 | |||||||||||||||
25 | 1742 | - | - | - | - | - | - | 290334 | |||||||
26 | 1 | 10869 | 4345 | 2010 | 565 | - | 56833 | 23143 | 78434 | 158410,0 | |||||
27 | 59223 | 21043 | 17726 | 6248 | 57524 | 63804 | 113172 | 264588 | 441764,0 | ||||||
Итого: | 382 | 8 | 29 | 38 | 80 | 202558 | 73675 | 43058 | 19746 | 144945 | 318713,6 | 283062,4 | 1316694,3 | 2240419,3 |
________________________
* Составлена Госкомсевером России в соответствии с постановлением Совета Федерации от 10.06.98 г. N 242-СФ "О неотложных мерах по выводу из кризиса экономики и социальной сферы Севера Российской Федерации"
Перечень
нормативно-правовых актов Российской Федерации, в которые необходимо внести изменениях в связи с принятием Федерального закона "Об основах правового регулирования ликвидации населенных пунктов Севера России вследствие прекращения деятельности находящихся на их территории организаций, воинских частей, частей (подразделений) внутренних войск и учреждений уголовно-исполнительной системы"
1. Перечень нормативных правовых актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие закона:
а) законы: - "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- "О бюджетной классификации Российской Федерации";
б) подзаконные акты - нет.
2. Перечень нормативных правовых актов, которые необходимо разработать для реализации закона;
а) законы - учет положений закона в федеральных законах о федеральном бюджете;
б) подзаконные акты:
- о порядке формирования государственного плана ликвидации населенных пунктов;
- о порядке создания и деятельности государственной комиссии по ликвидации населенных пунктов;
- о порядке расчета размера компенсации расходов граждан на проезд и провоз имущества к новому месту жительства;
- о перечне документов, необходимых для расчета размера предоставляемых компенсаций и порядке их выплаты;
- о порядке выдачи жилищных сертификатов;
- о порядке ликвидации полярных, метеорологических станций и иных мест проживания и работы граждан, не являющихся населенными пунктами и о порядке преобразования населенного пункта в поселок для временного проживания лиц, работающих вахтовым методом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.