Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации "
Данным проектом федерального закона предполагается введение в бюджетный процесс особой стадии согласования бюджетной политики на уровне Российской Федерации и ее субъектов: предлагается принимать федеральный бюджет последовательно двумя законами, что стабилизирует бюджетную систему страны (после принятия 1-го закона бюджетный процесс на всех 3 уровнях будет вестись параллельно) и активизирует участие Совета Федерации с ранних стадий обсуждения проекта федерального бюджета.
Обсуждение и доработка предлагаемых поправок потребуют времени, поэтому статья 2 предлагает ввести в действие указанные изменения и дополнения с 01.01.2002 года.
Об утверждении основных характеристик федерального бюджета отдельным федеральным законом.
1) В настоящее время субъекты Российской Федерации, Совет Федерации в целом отодвинуты от участия в бюджетном процессе, участвуя в нем лишь косвенно до момента принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в целом. Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год принимается Государственной Думой в 4-х чтениях, как правило, в конце года. Только после этого приобретают законную силу бюджетные показатели, необходимые для ведения бюджетного процесса на иных уровнях.
Совет Федерации из прагматических соображений обычно вынужден одобрять запоздалый федеральный бюджет. Пока не очень удачно решены эти вопросы в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Проблемы создаются для бюджетов субфедерального уровня. Они связаны, во-первых, с неясностью макроэкономических параметров развития. Во-вторых, с неясностью поступлений доходов в бюджеты всех уровней. Здесь трансферты малозначимы, важнее то, что налоговая система России построена так, что субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления узнают возможный объем своих доходов (и могут разрабатывать проекты своих бюджетов) только после принятия важнейших характеристик, задаваемых в федеральном бюджете.
К таким макроэкономическим характеристикам следует отнести общий объем валового внутреннего продукта, уровень инфляции, уровень всех доходов, расходов и дефицит, а также размер заимствований. К ним относится и распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. В настоящее время по Бюджетному кодексу эти величины, как и ранее, оказываются утвержденными только после вступления в силу закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Поэтому региональные и местные органы вынуждены строить свои бюджеты, по сути, на незаконных основаниях или производить расходы вне рамок законных бюджетов.
Для преодоления такого положения проект и предлагает утверждать до принятия федерального закона о федеральном бюджете в целом особый федеральный закон об основных характеристиках федерального бюджета. Это создаст согласованную основу для параллельного продолжения бюджетных процессов в Федерации, в регионах, на местах.
2) Для выработки финансовых механизмов, направленных на закрепление основных положительных тенденций развития российской экономики, представленным проектом федерального закона предлагается среди прочих документов и материалов, предоставляемых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год представлять также среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, основные направления бюджетной и налоговой политики не только на очередной финансовый год, но и на три последующие года, расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета и дефициту федерального бюджета на три последующих года, а также расчеты по статьям классификации доходов бюджетов субъектов Российской Федерации по каждому субъекту Российской Федерации.
3) При рассмотрении проекта федерального закона об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год кроме прочих показателей предлагается утверждать объем валового внутреннего продукта, уровень инфляции, перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие и введение в действие предлагаемого федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, так как правовые нормы, содержащиеся в законопроекте, носят процессуальный характер.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившим силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" потребуется внести изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" и в Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.