Проект федерального конституционного закона N 97802110-2
"О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
во втором чтении
Настоящий Федеральный конституционный закон в соответствии с частью 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации устанавливает основные принципы, условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе
1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части с предоставлением данному иностранному государству или его части статуса субъекта Российской Федерации.
2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации в один субъект Российской Федерации.
Статья 2. Основные требования к принятию в Российскую Федерацию и образованию в ее составе нового субъекта
1. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Новому субъекту Российской Федерации не может быть предоставлен особый статус, отличающийся от статуса иных субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Условия принятия в Российскую Федерацию нового субъекта
1. В качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть. Наличие общей границы не является обязательным условием принятия в Российскую Федерацию нового субъекта.
2. Принятие в Российскую Федерацию иностранного государства или его части в качестве нового субъекта осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным договором, заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством, и настоящим Федеральным конституционным законом.
3. В случае принятия в Российскую Федерацию иностранного государства в качестве нового субъекта данному субъекту предоставляется статус республики (государства), если иной статус не предусматривается указанным в пункте 2 настоящей статьи международным договором Российской Федерации.
При принятии в Российскую Федерацию иностранного государства статус субъекта Российской Федерации может быть предоставлен входящим в состав данного иностранного государства административно-территориальным образованиям. В этом случае новым субъектам предоставляется статус края или области, если иной статус не предусматривается указанным в пункте 2 настоящей статьи международным договором Российской Федерации.
Статья 4. Принципы согласования вопросов принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании вопросов принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта учитывают:
а) государственные интересы Российской Федерации, а также необходимость соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина;
б) сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возможности.
Глава II. Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта
Статья 5. Международный договор Российской Федерации о принятии в Российскую Федерацию иностранного государства или его части в качестве нового субъекта Российской Федерации
1. Международный договор Российской Федерации о принятии в Российскую Федерацию иностранного государства или его части в качестве нового субъекта Российской Федерации (далее - международный договор) может быть заключен исключительно по инициативе полномочных органов данного иностранного государства.
2. Подписание международного договора осуществляется Президентом Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".
3. В международном договоре должны быть урегулированы следующие вопросы:
а) статус нового субъекта Российской Федерации;
б) действие законодательства Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;
в) применение законов и иных нормативных правовых актов иностранного государства на территории нового субъекта Российской Федерации.
4. После подписания международного договора Президент Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора.
Статья 6. Внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации международного договора на ратификацию и проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта
1. После получения постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании не вступившего в силу международного договора соответствующим Конституции Российской Федерации указанный международный договор вносится Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) на ратификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".
2. Президент Российской Федерации одновременно с международным договором вносит в Государственную Думу проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.
3. Проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и территориальные границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в которые новый субъект будет интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Статья 7. Принятие и вступление в силу федерального закона о ратификации международного договора и федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта
1. Федеральный закон о ратификации международного договора принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации.
3. Федеральные законы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, вступают в силу одновременно.
4. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, устанавливающую состав субъектов Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.
Глава III. Порядок образования в составе Российской Федерации нового субъекта
Статья 8. Субъекты, обладающие правом внесения предложения об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
Право внесения предложения об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, осуществляемом в соответствии с пунктом 2 статьи 1 настоящего Федерального конституционного закона, принадлежит законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые прекращают свое существование в результате образования в составе Российской Федерации нового субъекта (далее - заинтересованные субъекты Российской Федерации).
Статья 9. Референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
1. Органы государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации могут поставить перед органами государственной власти Российской Федерации вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, если по указанному вопросу принято соответствующее решение на референдуме каждого из этих субъектов Российской Федерации.
2. Назначение даты проведения, подготовка, проведение референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и принятие решений на указанных референдумах осуществляются в соответствии с законами заинтересованных субъектов Российской Федерации о референдуме.
3. Если вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов Российской Федерации и не было принято соответствующее решение на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов Российской Федерации, повторные референдумы проводятся во всех заинтересованных субъектах Российской Федерации независимо от результатов предыдущих референдумов по данному вопросу не ранее чем через год.
Статья 10. Разработка проекта федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
Законодательные (представительные) органы государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу решений, принятых на референдумах, вырабатывают согласованную редакцию проекта федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. В этом случае законодательный (представительный) орган государственной власти каждого из заинтересованных субъектов Российской Федерации рассматривает на своем заседании вопрос о внесении в Государственную Думу указанного законопроекта в согласованной редакции в качестве совместной законодательной инициативы и принимает соответствующее решение.
Статья 11. Требования, предъявляемые к содержанию проекта федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
1. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и территориальные границы нового субъекта Российской Федерации, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть урегулированы следующие вопросы:
а) формирование органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации, представительство нового субъекта в органах государственной власти Российской Федерации;
б) внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год в связи с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта;
в) функционирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных судов, органов прокуратуры и территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;
г) правопреемство нового субъекта Российской Федерации, в том числе в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации, иностранными государствами и международными организациями;
д) функционирование государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;
е) действие законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации.
2. В проекте федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в результате объединения двух и более имеющих общую границу субъектов Российской Федерации должны содержаться положения о прекращении существования заинтересованных субъектов Российской Федерации.
Статья 12. Внесение в Государственную Думу проекта федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
При внесении в Государственную Думу проекта федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта должны быть представлены следующие сопроводительные материалы:
а) решения законодательных (представительных) органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации о внесении данного законопроекта в Государственную Думу;
б) официальные данные о результатах референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации;
в) обоснование необходимости принятия федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта;
г) перечень законов и иных нормативных правовых актов, принятия, изменения, дополнения или отмены которых потребует образование в составе Российской Федерации нового субъекта;
д) заключение Правительства Российской Федерации, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта предусматривает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;
е) заключение Министерства юстиции Российской Федерации о результатах проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации, принимаемых в связи с внесением проекта федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта;
ж) заключение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о гарантиях соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина при образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.
Статья 13. Принятие федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и внесение изменений в Конституцию Российской Федерации
1. Федеральный конституционный закон об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации.
2. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, устанавливающую состав субъектов Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.
Глава IV. Заключительные положения
Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона
Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.