Проект федерального закона N 110825-3
"Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень законодательных актов для изменения
финансово-экономическое обоснование
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящий Федеральный закон устанавливает особенности правового положения, порядка создания, деятельности, реорганизации и ликвидации органов государственного пенсионного обеспечения (страхования), в том числе государственного учреждения Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статья 1. Система органов государственного пенсионного обеспечения (страхования)
1. В целях настоящего Федерального закона под системой органов государственного пенсионного обеспечения (страхования) понимается Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальными органы (филиалы), составляющие единую вертикальную централизованную систему органов управления средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования).
2. Государственное пенсионное обеспечение (страхование) в Российской Федерации (далее - государственное пенсионное обеспечение (страхование), за исключением назначения, перерасчета и выплаты государственных трудовых и социальных пенсий, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственных трудовых и социальных пенсиях, осуществляется органами государственного пенсионного обеспечения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации
1. Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Фонд) является государственным учреждением, созданным Российской Федерацией с целью осуществления управления государственным внебюджетным фондом денежных средств, предназначенным для реализации конституционных прав граждан в части государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации.
Фонд является правопреемником самостоятельного финансово-кредитного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации (России).
Порядок реорганизации самостоятельного финансово-кредитного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации (России) и положение о Фонде утверждаются Правительством Российской Федерации.
Фонд считается созданным как юридическое лицо с момента утверждения Правительством Российской Федерации положения о Фонде.
2. Фонд осуществляет деятельность, реализует свои права и несет обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях", Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральными законами о государственных трудовых и социальных пенсиях, федеральным законом о бюджете Фонда на очередной финансовый год.
3. Фонд является юридическим лицом и имеет в оперативном управлении обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде в порядке, установленном действующим гражданским законодательством Российской Федерации.
4. Реорганизация и ликвидация Фонда осуществляется на основании федерального закона.
5. Фонд не вправе создавать коммерческие организации любой организационно-правовой формы или участвовать в них.
6. Фонд в установленном порядке открывает счета в Банке России и отделениях Федерального казначейства Российской Федерации.
7. Фонд имеет круглую печать с изображением государственного герба Российской Федерации, содержащую его полное наименование на русском языке.
Фонд вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также другие средства визуальной идентификации.
8. На служащих Фонда, за исключением технического персонала, распространяются ограничения, установленные федеральным законом для федеральных государственных служащих.
9. Местонахождение центральных органов Фонда - город Москва.
Статья 3. Основные задачи и функции Фонда
1. Основными задачами Фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом являются:
поддержание стабильности системы государственного пенсионного обеспечения в РФ;
защита интересов пенсионеров, застрахованных граждан, работников, работодателей и государства;
участие в разработке государственной политики в области государственного пенсионного обеспечения (страхования).
2. Основными функциями Фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом являются:
управление средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования);
организация и ведение единого федерального банка данных, содержащего сведения о пенсионерах;
организация и ведение единого государственного банка данных, содержащего сведения о плательщиках, уплачивающих обязательные платежи на государственное пенсионное обеспечение (страхование) в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - обязательные платежи);
организация учета обязательных платежей;
регистрация плательщиков обязательных платежей;
организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;
экспертиза проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Фонда, а также изучение и обобщение практики применения нормативных правовых актов по вопросам деятельности Фонда;
разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Фонда;
осуществление международного сотрудничества от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Фонда, участие в разработке и реализации в установленном порядке международных договоров Российской Федерации по вопросам, касающимся пенсионного обеспечения.
Статья 4. Бюджет Фонда
1. Бюджет Фонда принимается ежегодно в форме федерального закона.
2. Проекты федеральных законов о бюджете Фонда на очередной финансовый год и об утверждении отчета об исполнении бюджета Фонда за истекший финансовый год представляется Фондом на рассмотрение Правительства Российской Федерации, которое вносит после проверки и доработки указанные проекты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 5. Имущество Фонда
1. Имущество Фонда, включая финансовые средства Фонда, находится в собственности Российской Федерации.
2. Фонд осуществляет оперативное управление, находящимся в его распоряжение имуществом, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральными законами о государственных трудовых и социальных пенсиях, федеральным законом о бюджете Фонда на очередной финансовый год.
3. Имущество Фонда формируется за счет:
обязательных платежей;
отчислений из федерального бюджета на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, выплату социальных пенсий, выплату в связи с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплату пенсий, назначенных по закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в части, касающейся включения в трудовой стаж, дающий право на пенсию, периодов, не связанных с уплатой обязательных платежей, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий, финансируемых из федерального бюджета, а также из ассигнований, связанных с досрочным выходом на пенсию безработных граждан;
сумм пени и штрафов;
доходов от использования в порядке, установленном федеральным законом, временно свободных средств и иного имущества Фонда;
доходов от размещения в порядке, установленном федеральным законом, пенсионных резервов;
иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4. Средства Фонда не входят в состав бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию.
Доходы от использования временно свободных средств и иного имущества Фонда могут быть изъяты собственником (Российской Федерацией) в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Статья 6. Ответственность Фонда
1. По обязательствам, не связанным с необходимостью осуществления выплат государственных пенсий, Фонд несет ответственность в пределах стоимости находящегося в распоряжении Фонда имущества, за исключением средств государственного пенсионного обеспечения (страхования).
На средства государственного пенсионного обеспечения (страхования) не может быть обращено взыскание по обязательствам Фонда, не связанным с необходимостью осуществления выплат государственных пенсий.
2. По обязательствам, связанным с необходимостью осуществления выплат государственных пенсий Фонд несет ответственность в пределах стоимости всего имущества, находящегося в распоряжении Фонда.
3. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам Фонда, при недостаточности денежных средств Фонда.
4. Фонд не отвечает по обязательствам Российской Федерации.
Статья 7. Положение о Фонде
1. Положение о Фонде является учредительным документом Фонда.
2. Требования положения о Фонде обязательны для исполнения всеми органами Фонда.
3. Положение о Фонде должно содержать следующие сведения:
полное и сокращенное наименования Фонда;
место нахождения Фонда;
размер имущественного взноса Российской Федерации;
структуру и компетенцию органов управления Фонда и порядок принятия ими решений;
порядок подготовки и проведения правления Фонда, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления Фонда квалифицированным большинством голосов или единогласно;
порядок формирования пенсионных резервов;
порядок использования Фондом временно свободных средств, а также иного имущества Фонда;
сведения о территориальных органах (филиалах) Фонда;
порядок наделения полномочиями и объемы компетенции территориальных органов (филиалов) Фонда;
иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Положение о Фонде может содержать другие положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.
4. Положение о Фонде утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 8. Правление Фонда
1. Высшим органом управления Фонда является правление Фонда.
2. Правление Фонда является коллегиальным органом, которое, формируется из лиц входящих в него по должности (председатель правления Фонда и два его заместителя), по одному представительствующему в Фонде на постоянной основе представителю Правительства Российской Федерации, Банка России, Государственной Думы и Совета Федерации, а также семи представителей российских объединений профсоюзов и семи представителей российских объединений работодателей. Срок полномочий правления Фонда 3 года.
3. Персональный состав правления Фонда, за исключением лиц, входящих в него по должности, утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о Фонде.
Председатель правления Фонда и два его заместителя назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации.
4. Заседания правления Фонда проводятся по мере необходимости, но не реже, чем раз в три месяца.
Заседания правления Фонда проводятся в порядке и в сроки, установленные положением о Фонде.
Положением о Фонде устанавливаются сроки и порядок рассмотрения правлением Фонда вопросов о назначении директоров территориальных органов (филиалов) Фонда, избрании ревизионной комиссии (ревизора) Фонда, утверждении аудитора Фонда, утверждения проекта бюджета Фонда, утверждения годового отчета и финансовых результатов Фонда.
5. Дата и порядок проведения заседания правления Фонда, порядок сообщения членам правления Фонда о его проведении, перечень предоставляемых членам правления Фонда материалов (информации) при подготовке к проведению заседания правления Фонда устанавливаются положением о Фонде.
6. К компетенции правления Фонда относятся следующие вопросы:
1) утверждение решения о внесении предложений по внесению изменений и дополнений в положение о Фонде;
2) осуществление контроля за целевым расходованием средств государственного пенсионного обеспечения (страхования);
3) определение перспективных и текущих задач Фонда;
4) утверждение сметы расходов территориальных органов (филиалов) Фонда, отчеты об их исполнении;
5) утверждение структуры и штатного расписания исполнительной дирекции Фонда, территориальных органов Фонда, аппарата ревизионной комиссии Фонда;
6) назначение на должность и освобождение от должности исполнительного директора Фонда и его заместителей, председателя ревизионной комиссии Фонда и его заместителей, руководителей территориальных органов (филиалов) Фонда;
7) иные вопросы, отнесенные к компетенции Фонда.
Статья 9. Исполнительная дирекция Фонда
1. Текущую деятельность Фонда обеспечивает постоянно действующий исполнительный орган - исполнительная дирекция.
2. Работой исполнительной дирекции Фонда руководит исполнительный директор Фонда.
3. По вопросам, относящимся к его компетенции исполнительный директор Фонда издает приказы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения всеми органами Фонда.
4. Исполнительный директор Фонда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах Фонда, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно.
Статья 10. Контроль за деятельностью Фонда
1. Контроль за деятельностью Фонда осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и иными органами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2. Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции Фонда и территориальных органов (филиалов) образуется ревизионная комиссия Фонда.
3. В целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда и соответствия совершенных им финансовых и хозяйственных операций нормативным правовым актам Российской Федерации ежегодно проводится аудиторская проверка Фонда.
Назначение аудитора Фонда осуществляется Правительством Российской Федерации на основании тендера.
Статья 11. Территориальные органы (филиалы) Фонда
1. В целях осуществления своих функций Фонд создает на территории каждого из субъектов Российской Федерации свои территориальные органы (филиалы) с соблюдением требований настоящего Федерального закона.
2. Территориальным органом (филиалом) Фонда является его обособленное подразделение, расположенное в административном центре каждого из субъектов Российской Федерации и осуществляющее часть функций Фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Территориальный орган (филиал) не является юридическим лицом и действует на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.
4. Территориальный орган (филиал) Фонда наделяется имуществом, которое учитывается как на его отдельном балансе, так и на балансе Фонда.
5. Директор территориального органа (филиала) Фонда назначается Фондом и действует на основании типового положения о территориальном органе (филиале) Фонда.
Статья 12. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Признать утратившим силу постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1 "Вопросы пенсионного фонда Российской Федерации" (Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 5, ст.180).
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.