Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О дополнительных социальных гарантиях гражданам, получающим государственные пенсии"
В действующем законодательстве о государственных пенсиях в рамках солидарно-распределительной пенсионной системы предусмотрены два механизма исчисления государственных пенсий: с применением индивидуального коэффициента пенсионера, который определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка пенсионера за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период и без применения ИКП путем установления государственной пенсии в размере 55 процентов заработка и сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, но не выше 75 процентов заработка.
Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" внесены изменения в статью 7 Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие наряду с новым порядком (ИКП) исчисления пенсий с учетом механизма "осовременивания" прошлых заработков через отношение среднемесячных заработков, так и установление ограничения для пенсионеров, продолжающих выполнять оплачиваемую работу на право исчисления государственной пенсии с применением ИКП, т.е. с учетом "осовремененного" заработка прошлых лет.
Таким образом, в рамках Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в соответствии со статьей 116 которого работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме, действует разный подход в отношении выплаты пенсий в полной сумме поставленный в зависимость от механизма их исчисления, что социально несправедливо. Граждане имеющие равные права на государственную пенсию в действующей системе пенсионного обеспечения при продолжении работы недополучают в среднем до 400 рублей в месяц.
В свою очередь работодатели продолжают отчислять в Пенсионный фонд Российской Федерации единый социальный налог (взнос) с фонда оплаты труда работающих пенсионеров. При заработной плате (доходе) в 800 - 1000 рублей за каждого работающего пенсионера работодатель отчисляет в Пенсионный фонд Российской Федерации от 220 до 280 рублей в месяц. В целом доходы пенсионной системы в год оцениваются в размере около 18 млрд.рублей.
В настоящее время введенные ограничения привели к тому, что пенсионеры, занятые в основном на неквалифицированных и низкооплачиваемых работах, несмотря на ухудшение своего материального положения предпочитают ее оставлять, поскольку они теряя право на получение заработанной ранее пенсии в полном объеме и продолжая работать, все равно не могут выбраться из нищеты.
Мизерный уровень оплаты труда, в первую очередь работников бюджетной сферы, в свою очередь существенно осложняет работу учреждений здравоохранения, социального обеспечения и т.п., из-за непривлекательности рабочих мест в них для молодых людей. Реальные перспективы в области существенного повышения оплаты труда в настоящее время отсутствуют.
Настоящий федеральный закон предусматривает установление социального налогового вычета по уплате единого социального налога (взноса), зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации для работодателей, использующих труд пенсионеров, а высвобождающиеся средства фонда оплаты труда направить на повышение оплаты труда пенсионеров, продолжающих выполнять оплачиваемую работу. Такая мера позволит улучшить материальное положение пенсионеров и снимет остроту вопроса, связанного с ограничениями в действующем пенсионном законе.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или дополнению в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных социальных гарантиях гражданам, получающим государственные пенсии"
Принятие настоящего федерального закона предусматривает внесение дополнения в часть первую статьи 238 главы 24 Части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О дополнительных социальных гарантиях гражданам, получающим государственные пенсии"
Законопроектом предусматривается установить социальный налоговый вычет по уплате единого социального налога (взноса), зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации, для работодателей, использующих труд пенсионеров, вне зависимости от основания назначения им пенсий, кроме пенсий за выслугу лет.
Расчет
дополнительных расходов Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с выпадающими доходами фонда по проекту федерального закона "О дополнительных социальных гарантиях гражданам, получающим государственные пенсии"
1. Численность работающих пенсионеров, получающих
государственные пенсии, кроме лиц получающих пенсии
за выслугу лет на 1.01.2001 г., тыс. человек: 5470,7 тыс.чел.
6000 тыс. чел. - 529.3 тыс.чел. =
2. Фонд оплаты труда работающих пенсионеров,
млн.руб. в расчете на год 39,39 млрд.руб.
600 руб. х 5470,7 х 12
3. Коэффициент корректировки ФОТ на сумму льгот 0,92
4. Облагаемый доход с учетом льгот 36,24 млрд.руб.
5. Сумма налога (выпадающих доходов ПФР) 10,15 млрд. руб.
36,24 х 28% ставку налога
6. Численность работающих пенсионеров, которые
используют свои права на перерасчет пенсии вне
зависимости от факта неуплаты работодателями единого
социального налога (взноса), зачисляемого в ПФР
(5,47 млн.чел. х 0,05%) 273,5 тыс.чел.
7. Индивидуальный коэффициент 0,69
1,0 х 0,69
8. Средний размер пенсии по ИКП 1145,4 руб.
1660 х 0,69
9. Средний размер пенсии по ИКП после перерасчета 1178,6 руб.
1660 х 0,71
10. Размер увеличения пенсий 33,2 руб.
1178,6 - 1145,4.
11. Дополнительные расходы в расчете на год 2,18 млрд.руб.
5,47 х 33,2 х 12
Итого стоимость законопроекта в расчете на год
(стр.5 и стр.11) 12,33 млрд.руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.