Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации" и в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании"
Подготовка данного законопроекта вызвана необходимостью приведения в соответствие положений Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации в части формирования местных бюджетов на территории ЗАТО.
Действующим законодательством предусмотрено зачисление в доходы бюджета ЗАТО всех налогов и других поступлений с его территории. В результате этого создалась ситуация, когда многие ЗАТО превратились в оффшорные зоны. Кроме того, у значительной части ЗАТО на протяжении ряда лет образовывалось значительное превышение доходов над расходами.
В результате этого наносился огромный ущерб федеральному бюджету и бюджетам субъектов Российской Федерации, что потребовало временного приостановления действия законодательства, регулирующего зачисление налогов в бюджеты ЗАТО.
В течение двух последних лет федеральными законами о федеральном бюджете предусматривалось зачисление в доходы бюджетов ЗАТО всех налогов и сборов, поступающих с их территорий, за исключением федеральных налогов и сборов в той их части, в которой они, в соответствии с федеральными законами, зачисляются в федеральный бюджет.
Введение такого порядка зачисления налогов в бюджеты ЗАТО позволило полностью исключить возможность предоставления неоправданных льгот и аккумулировать в федеральном бюджете поступление дополнительных средств налогоплательщиков. Из этого вытекает целесообразность закрепления такого порядка зачисления налогов в бюджеты ЗАТО в федеральном законодательстве.
Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок формирования и исполнения бюджетов ЗАТО, не в полном объеме соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации в части условий составления местных бюджетов, обеспечения соблюдения ими установленных параметров бюджетов, являющихся условием выделения помощи из федерального бюджета, а также осуществления финансового контроля за использованием средств местных бюджетов в ЗАТО со стороны федеральных органов.
В связи с этим, предлагается внести следующие изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании":
Изменения, вносимые в ст.142 Бюджетного кодекса.
1. Бюджеты закрытых административно-территориальных образований являются муниципальными бюджетами (местные бюджеты) и в Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует понятие "бюджет закрытого административно-территориального образования". На местные бюджеты на территории закрытых административно-территориальных образований должны распространятся все положения Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования местных бюджетов. В связи с этим, уточняется название статьи 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации - "Порядок составления и исполнения местного бюджета на территории закрытого административно-территориального образования", а ст.142 Бюджетного кодекса Российской Федерации дополняется пунктом определяющим, что составление и исполнение местного бюджета на территории закрытого административно-территориального образования осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, чего не было в старой редакции статьи.
2. В редакцию абзаца 2 п.1 ст.142 вносятся изменения, в соответствии с которыми в доходы бюджета закрытого административно-территориального образования будут зачисляться доходы от уплаты всех видов налогов и сборов и других поступлений с его территории, за исключением федеральных налогов и сборов в той части, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит зачислению в федеральный бюджет, а в части единого социального налога (взноса), направляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации, а также доходов от уплаты единого налога на вмененный доход для юридических лиц в той части, которая подлежит зачислению в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды.
Таким образом, временно применявшаяся норма (2000 - 2001 г.г.), закрепляется в постоянно действующем законодательстве.
3. Учитывая то, что Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности контроля за использованием средств бюджетов ЗАТО, предлагается ст.142 Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнить пунктом, предоставляющим право уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, проводить ревизии бюджета закрытого административно-территориального образования.
4. В отличии от субъектов Российской Федерации, выделение финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам ЗАТО не ограничивается никакими условиями соблюдения параметров их бюджетов. В целях соблюдения предусмотренного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа равенства всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предлагается ст.142 дополнить пунктом, устанавливающим, что органы закрытых административно-территориальных образований - получатели финансовой помощи из федерального бюджета, не имеют права:
ставить муниципальных служащих, финансируемых за счет средств муниципального бюджета, в лучшие условия (оплата труда, командировочные расходы) по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений (с учетом региональных коэффициентов заработной платы);
предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем три процента расходов бюджета;
предоставлять муниципальные гарантии в размере, превышающем пять процентов расходов бюджета.
прекращать действие или изменять ставки, а также устанавливать иные виды льгот по федеральным и региональным налогам и сборам.
Изменения, вносимые в Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".
1. Статья 5 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в настоящее время предусматривает основные особенности формирования местных бюджетов ЗАТО. Однако, предлагаемый законопроект учитывает все эти особенности в ст.142 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с этим, уточняется название ст.5 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и из него исключается пункт 1, регулирующий особенности формирования местных бюджетов ЗАТО.
2. Пунктом 2 ст.7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" устанавливаются более четкие условия и порядок отселения граждан из ЗАТО. Однако, положения этого пункта содержат существенные недостатки, что создает трудности в практической работе по отселению граждан. Это связано с изменениями, происшедшими после принятия закона, в вопросах жилищного строительства, формах собственности на жилье и т.д.
В связи с этим, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 года N 23 был введен новый порядок переселения, принципы и формы учета этой категории граждан, составления очередности и порядок оформления выделенного за пределами ЗАТО жилья, конкретизированы обязанности администрации по переселению и права граждан на отселение.
В целях приведения положений Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", регулирующих порядок отселения граждан, в соответствие с реально действующим порядком строительства нового жилья, выделения жилищных субсидий, формами собственности на жилье и т.д. предлагается п.2 ст.7 этого закона изложить в новой редакции.
З. В соответствии с п.3 ст.7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" граждане, проживающие или работающие в ЗАТО, подлежат обязательному бесплатному государственному страхованию на случай причинения ущерба их жизни, здоровью и имуществу из-за радиационного или иного воздействия при аварии на предприятиях и объектах.
Вместе с тем, согласно п.1 ст.7 Закона Российской Федерации "О закрытых административно-территориальных образованиях" меры общей социальной компенсации, к которым отнесено и обязательное государственное страхование проживающих и работающих в закрытых административно-территориальных образованиях граждан, устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Однако, до настоящего времени каких-либо специальных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия обязательного государственного страхования, проживающих и работающих в закрытых административно-территориальных образованиях граждан, не принято.
Кроме того, п.1 ст.7 Закона Российской Федерации "О закрытых административно-территориальных образованиях" противоречит законодательству, регулирующему страховую деятельность в России.
Учитывая, что исполнение данного положения закона потребует выделения из федерального бюджета 1,5 млрд. рублей в год, что значительно превышает затраты на прямую компенсацию ущерба граждан проживающим и работающим в закрытых административно-территориальных образованиях, осуществлять их обязательное государственное страхование не целесообразно.
В связи с эти, предлагается исключить из статьи 7 Закона Российской Федерации "О закрытых административно-территориальных образованиях" пункт 3, а из п.1 - слова "государственное страхование".
Принятие данного законопроекта позволит отрегулировать законодательную базу по формированию местных бюджетов на территории закрытых административно-территориальных образований.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании"
Введение настоящего закона не требует дополнительных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.