Проект федерального закона N 115032-3
"О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранных
работников"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень законодательных актов для изменения
финансово-экономическое обоснование
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
Глава II. Условия и порядок привлечения в РФ (ст.ст. 5 -10)
иностранных работников
Глава III. Регулирование отдельных вопросов, связанных (ст.ст. 11-19)
с привлечением иностранных работников
обязанности работодателей и иностранных
работников
Глава IV. Государственное управление в области (ст.ст. 20-22)
привлечения и использования иностранных
работников
Глава V. Ответственность за нарушение настоящего (ст.ст. 23-31)
федерального закона
Глава VI. Заключительные положения (ст.ст. 32-33)
Настоящий Федеральный закон определяет основы государственной политики, правовые и организационные условия привлечения и использования иностранных граждан и лиц без гражданства (иностранных работников) для временной работы на территории Российской Федерации
Глава I. Общие положения
Статья 1. Государственная политика в области привлечения и использования иностранных работников
Государственная политика Российской Федерации в области привлечения и использования иностранных работников направлена на защиту национального рынка труда, обеспечение приоритетного права граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест удовлетворение потребности российского рынка труда в рабочей силе, формирование его рациональной и сбалансированной структуры, а также защиту прав и законных интересов иностранных работников и предотвращение нелегальной трудовой миграции.
Государственная политика Российской Федерации в области привлечения и использования иностранных работников основывается на приверженности общепринятым нормам и положениям международного права в области прав человека и социальной защиты трудящихся-мигрантов, соблюдении интересов субъектов Российской Федерации при разработке и реализации мероприятий в области международной трудовой миграции, участии в международном сотрудничестве по вопросам, связанным с трудовой деятельностью иностранных граждан на территории Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранных работников
Привлечение и использование в Российской Федерации иностранных работников осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации о въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации, о правовом положении иностранных граждан, о занятости населения, о труде, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные понятия
Применяемые в целях настоящего Федерального закона понятия (термины) имеют следующие значения:
иностранный работник - иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющий постоянное или основное место жительства вне территории Российской Федерации, временно осуществляющий на законном основании оплачиваемую трудовую деятельность на территории Российской Федерации;
работодатель - российские юридические лица, иностранные организации, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в Российской Федерации и использующие труд иностранных работников на территории Российской Федерации.
Для целей настоящего закона к работодателям также относятся лица, привлекающие иностранных работников для выполнения гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.
Статья 4. Ограничения привлечения иностранных работников в отношении отдельных видов работ и территорий
Иностранные граждане, а также лица, имеющие гражданство иностранного государства и гражданство Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, не имеют права:
поступать на государственную службу или находиться на государственной службе;
быть членами экипажей военных кораблей Российской Федерации и других эксплуатируемых в некоммерческих целях судов, а также летательных аппаратов государственной и экспериментальной авиации;
быть членами экипажей воздушных судов гражданской авиации;
быть операторами радиостанций или радиоэлектронных средств и установок;
поступать на работу на режимные и особо важные объекты, деятельность которых связана с обеспечением национальной безопасности Российской Федерации;
заниматься разведкой, разработкой и промыслом живых и неживых ресурсов поверхностных водных объектов, внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и лицензиями, которые выданы иностранным гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава II. Условия и порядок привлечения в Российскую Федерацию
иностранных работников
Статья 5. Основание для привлечения в Российскую Федерацию иностранных работников
Основанием для привлечения в Российскую Федерацию иностранных работников являются:
наличие свободных рабочих мест, на которые не претендуют граждане Российской Федерации, имеющие профессиональную подготовку и квалификацию, отвечающие требованиям данного рабочего места;
отсутствие возможности у уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам занятости удовлетворить заявленный спрос в рабочей силе из-за невозможности ее подготовки на данной территории и перераспределения трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации; .
наличие заключенных международных договоров Российской Федерации с зарубежными странами.
Статья 6. Разрешительный порядок привлечения в Российскую Федерацию иностранных работников
В Российской Федерации действует разрешительный порядок привлечения и использования работодателями иностранных работников.
Работодатели могут привлекать иностранных работников, а иностранные работники пребывать и осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации при получении соответственно разрешения на привлечение иностранных работников (разрешение работодателю) и разрешения на работу (разрешение работнику).
Статья 7. Разрешение на привлечение в Российскую Федерацию иностранных работников (разрешение работодателю)
Выдача разрешений работодателям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти по вопросам миграции при наличии заключения соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам занятости и с согласия соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
За выдачу разрешений работодателям с них взыскивается плата за каждого привлекаемого иностранного работника в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом 60% взимаемых средств зачисляется в бюджет соответствующих субъектов Российской Федерации и 40% на специально открываемый счет уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам миграции для обеспечения возмещения затрат, связанных с выдачей разрешений и контролем за их использованием. Плата может быть дифференцирована в зависимости от ситуации на локальных рынках труда и в отношении отдельных специальностей и профессии.
Порядок выдачи разрешений работодателям, их форма определяются Правительством Российской Федерации.
Разрешение работодателю не подлежит передаче другим работодателям.
На установленную при аккредитации представительств иностранных организаций численность персонала разрешение работодателю не требуется.
Правительством Российской Федерации могут быть определены иные категории работодателей, которым получение разрешения не требуется.
Статья 8. Разрешение на работу (разрешение работнику)
Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации при получении соответствующего разрешения на работу.
Иностранному гражданину, прибывшему в страну без разрешения на работу, оно может быть предоставлено, если он не был обязан получить разрешение раньше.
Разрешение работнику выдается уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам миграции бесплатно на основании ходатайства работодателя и иностранного работника о его выдаче.
В случае, если иностранный работник привлекается для работы в качестве руководителя или заместителя руководителя организации с иностранными инвестициями, руководителем подразделений (в том числе обособленных) этих организаций разрешение на работу выдается за плату без оформления работодателем разрешения на привлечение иностранных работников.
Размер платы и порядок ее зачисления определяется в порядке, установленном в абзаце 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Порядок выдачи разрешений на работу, а также их форма определяется Правительством Российской Федерации.
Разрешение на работу при наличии приглашения работодателя или заказчика работ (услуг), оформленное в установленном порядке, является основанием для рассмотрения дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации в иностранном государстве ходатайства иностранного гражданина или лица без гражданства о получении визы для въезда в Российскую Федерацию с целью трудовой деятельности.
Обязанность передачи разрешения на работу иностранному работнику возлагается на работодателя или заказчика работ (услуг).
Статья 9. Исключения в отношении разрешений на работу
Не требуется получения разрешений на работу при использовании труда иностранных граждан и лиц без гражданства:
в отношении которых законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации определен иной порядок трудоустройства и трудовой деятельности в Российской Федерации, или которым предоставлены равные с гражданами Российской Федерации права в этой области;
получивших свидетельство о предоставлении временного убежища в Российской Федерации;
получивших свидетельство о предоставлении политического убежища в Российской Федерации;
получивших статус беженца и постоянно проживающих в Российской Федерации;
работников благотворительных организаций, не осуществляющих других видов деятельности в Российской Федерации;
работников представительств иностранных организаций, аккредитованных в Российской Федерации (в пределах численности персонала, установленной при аккредитации представительства);
работников, выполняющих монтаж (шефмонтаж), сервисное и гарантийное обслуживание, послегарантийный ремонт импортного оборудования.
Правительством Российской Федерации могут быть определены иные категории иностранных работников, разрешение на работу которым не требуется.
Статья 10. Срок действия разрешения работодателю на привлечение иностранных работников (разрешение работодателю)
Разрешение работодателю на привлечение иностранных работников предоставляется на срок:
до одного года по мотивированной просьбе работодателя по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам занятости и соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год;
выполнения работ (но не более чем на 1 год) по договору гражданско-правового характера, между иностранным работником и работодателем указанным в абзаце 4 статьи 3 настоящего закона;
выполнения работ (с возможным продлением на один год) гражданско-правового характера исполнителем которых является иностранная организация, направляющая (командирующая) в Российскую Федерацию в этих целях иностранных работников.
Глава III. Регулирование отдельных вопросов, связанных с привлечением
иностранных работников обязанности работодателей и иностранных работников
Статья 11. Регистрация иностранных работников
Регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации с целью осуществления на законном основании оплачиваемой трудовой деятельности, производится органом исполнительной власти по внутренним делам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при наличии выданного на их имя разрешения на работу и на срок, установленный в разрешении на работу.
Статья 12. Документы о профессиональном образовании
Документы о профессиональном образовании, полученные иностранными работниками в учебных заведениях иностранных государств признаются в Российской Федерации, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Статья 13. Статистическая отчетность
За привлечением на территорию Российской Федерации иностранных работников и их целевым использованием устанавливается государственное статистическое наблюдение.
Статья 14. Участие профсоюзов и объединений работодателей в привлечении иностранных работников
Профессиональные союзы и объединения работодателей вправе участвовать в разработке государственной политики в области привлечения иностранных работников.
В случае привлечения значительного количества иностранных работников в отдельные отрасли экономики или территории субъектов Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам занятости должен предоставить возможность профессиональным союзам или объединениям работодателей изложить свою позицию.
Статья 15. Ввоз и вывоз личных вещей, продуктов питания, инструментов и переносного оборудования иностранных работников
Ввоз и вывоз принадлежащих иностранным работникам личных вещей, продуктов питания и необходимых для трудовой деятельности переносных ручных инструментов и оборудования осуществляется без взимания таможенных пошлин.
Статья 16. Законодательство о труде, применяемое к трудовым отношениям с иностранными работниками
Трудовые отношения иностранных работников, выполняющих работы по трудовому договору, гражданско-правовым договорам с российскими работодателями регулируются законодательством Российской Федерации.
Трудовые отношения иностранных работников, командируемых (направляемых) иностранными организациями для выполнения договоров гражданско-правового характера регулируется законодательством соответствующего иностранного государства.
Статья 17. Досрочное прекращение трудового договора (контракта)
В случае досрочного расторжения трудового договора (контракта) работодателя с работником в связи с прекращением работодателем своей хозяйственной деятельности или с осуществлением мероприятий по сокращению численности, а также в связи с аннулированием разрешения работодателю работник имеет право заключить новый трудовой договор (контракт) с другим работодателем на период, оставшийся до истечения срока, указанного в первоначальном разрешении на работу при условии, что до истечения этого срока осталось не менее трех месяцев, и при получении соответствующим работодателем разрешения на привлечение иностранных работников.
Статья 18. Обязанности иностранного работника
Иностранный работник обязан:
соблюдать законодательство Российской Федерации, определяющее правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации, включая положения настоящего Федерального закона;
иметь разрешение на работу на территории Российской Федерации;
иметь документ о профессиональном образовании;
медицинскую справку о состоянии здоровья;
иметь медицинскую страховку;
выехать из Российской Федерации по истечении определенного в разрешении работнику срока осуществления трудовой деятельности, а также в случаях досрочного расторжения трудового договора (контракта) и аннулирования разрешения, за исключением случаев, предусмотренных в ст.17 настоящего закона, а также если иное не вытекает из международных договоров Российской Федерации.
Статья 19. Обязанности работодателя
Работодатель обязан:
иметь разрешение на привлечение иностранных работников;
обеспечить получение иностранными работниками разрешения на работу;
обеспечить регистрацию иностранного работника по месту пребывания;
уведомлять в установленные сроки соответствующие налоговые органы о привлечении иностранных работников;
обеспечить выезд иностранного работника из Российской Федерации после окончания срока действия разрешения;
оплачивать расходы, связанные с административным выдворением из Российской Федерации иностранных работников, принятых на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников;
информировать уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам миграции о нарушении иностранным работником условий трудового договора (контракта), а также о досрочном расторжении трудового договора (контракта);
сообщить в уполномоченный орган исполнительной власти по внутренним делам, уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам миграции и территориальный орган безопасности о самовольном оставлении иностранным работником места пребывания или места работы.
Глава IV. Государственное управление в области привлечения и
использования иностранных работников
Статья 20. Полномочия федеральных органов государственной власти в области привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников
К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся:
разработка и реализация основных направлений государственной политики в области привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников;
принятие нормативных правовых актов, устанавливающих механизм привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников;
заключение международных договоров Российской Федерации в области трудовой миграции;
координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников;
контроль за привлечением и использованием в Российской Федерации иностранных работников;
применение санкций за нарушение законодательства Российской Федерации в области привлечения и использования иностранных работников.
Статья 21. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области привлечения в Российскую Федерацию иностранных работников
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией решают вопросы, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики в области привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников на территории субъекта Российской Федерации, в том числе:
в соответствии с настоящим федеральным законом принимают законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок привлечения и использования иностранных работников на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;
осуществляют иные полномочия, вытекающие из настоящего Федерального закона, в том числе полномочия вытекающие из соответствующих договоров между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.
Статья 22. О квотах иностранных работников
В зависимости от ситуации на национальном рынке труда Правительство Российской Федерации может устанавливать квоты на численность иностранных работников.
Глава V. Ответственность за нарушение настоящего федерального закона
Статья 23. Виды ответственности
За нарушение порядка привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников настоящим законом устанавливается ответственность в виде предупреждения и штрафа.
Предупреждение выносится уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам миграции и отражается в акте проверки в случае, если выявленное правонарушение является незначительным и может быть устранено в ходе проверки.
Размер штрафа исчисляется в минимальных размерах оплаты труда, установленных федеральным законодательством на момент окончания или пресечения правонарушения.
В случае нарушения работодателем указанных в разрешении на привлечение иностранных работников, а иностранным работником в разрешении на работу условий, а также законодательства Российской Федерации, уполномоченный орган по вопросам миграции может их аннулировать.
Статья 24. Привлечение иностранного работника к трудовой деятельности без разрешения на работу
Привлечение иностранного работника к трудовой деятельности без разрешения на работу:
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда за каждого такого работника, на работодателей в размере ста минимальных размеров оплаты труда за каждого такого работника.
Статья 25. Отсутствие разрешения на работу
Отсутствие разрешения на работу у иностранного работника при наличии разрешения на привлечение иностранных работников:
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда за каждого такого работника, на работодателей в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда за каждого такого работника.
Статья 26. Использование иностранного работника с разрешением на работу, выданным на другого работодателя
Использование иностранного работника с разрешением на работу, выданным на другого работодателя:
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда за каждого такого работника, на работодателей в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда за каждого такого работника.
Статья 27. Невывоз в срок или неполный (частичный) вывоз иностранных работников с территории Российской Федерации
Невывоз в срок или неполный (частичный) вывоз иностранных работников с территории Российской Федерации по окончания срока трудового договора (контракта):
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда за каждого такого работника, на работодателя в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда за каждого работника.
Статья 28. Изменение фактического адреса работодателя, использующего иностранных работников без информирования уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам миграции
Изменение фактического адреса работодателя, использующего иностранных работников без информирования уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам миграции в 30-дневный срок:
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 29. Осуществление иностранным работником трудовой деятельности без разрешения на работу
Осуществление иностранным работником трудовой деятельности без разрешения на работу:
влечет наложение штрафа на сумму от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Статья 30. Осуществление иностранным работником трудовой деятельности с разрешением на работу, выданным на другого работодателя
Осуществление иностранным работником трудовой деятельности с разрешением на работу, выданным на другого работодателя:
влечет наложение штрафа на сумму от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Статья 31. Порядок взимания штрафов и использования полученных денежных средств
Сумма штрафа вносится правонарушителем не позднее 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа и распределяется следующим образом
60% - в бюджет соответствующих субъектов Российской Федерации;
40% - на специально открываемый счет уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам миграции.
Средства, перечисленные на счет уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам миграции, направляются на возмещение затрат, связанных с проведением работ по выявлению нарушителей настоящего Федерального Закона.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 32. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования.
Статья 33. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в 3-месячный срок со дня его вступления в силу.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.