Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
статью 134 Бюджетного Кодекса Российской Федерации"
Казначейское исполнение региональных и местных бюджетов исключительно через систему федерального казначейства возможно только в унитарном государстве, поскольку входит в противоречие с принципами федерализма и самостоятельности местного самоуправления, заложенными в основу Конституции Российской Федерации. Переход на казначейское исполнение региональных и местных бюджетов может быть осуществлен, прежде всего, при условии определения четкой законодательной и нормативной базы. В целом Бюджетный Кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации определяют процесс казначейского исполнения только федерального бюджета.
По мнению ряда субъектов Российской Федерации, в настоящее время передача функций по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации органам федерального казначейства преждевременна, так как отсутствуют стандарты казначейского исполнения региональных и местных бюджетов и технические возможности по их применению. Кроме того, передача указанных функций органам федерального казначейства неминуемо может привести к усложнению процесса финансирования, значительному увеличению сроков прохождения средств и замедлению оборачиваемости денежных средств, что негативно отразится на экономическом развитии регионов.
Неувязка ряда статей Бюджетного кодекса Российской Федерации и других нормативных актов Российской Федерации по переводу на исполнение бюджетов регионов через федеральную казначейскую систему вызывает обоснованные претензии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в 1998 - 2000 годах (а это треть регионов) создали собственные казначейские органы, и обеспечивают исполнение своих бюджетов на принципах казначейского исполнения и контроля. В период внедрения казначейских систем исполнения бюджетов в субъектах Российской Федерации были проведены большие организационные мероприятия, включающие создание в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подразделений, успешно осуществляющих исполнение собственных бюджетов.
В результате принятых мер многим субъектам Российской Федерации удалось не только стабилизировать социально-экономическое положение, но и добиться определенных успехов в бюджетной сфере, отраслях народного хозяйства.
Статья 134 Бюджетного Кодекса Российской Федерации требует существенной доработки, как с учетом изложенных выше мотивов, так и имеющихся противоречий в бюджетном и финансовом законодательстве Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи Бюджетного Кодекса Российской Федерации финансовая помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации через Федеральное казначейство Российской Федерации.
Однако, согласно статье 7 Бюджетного Кодекса Российской Федерации к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений относится установление порядка и условий предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам. Статья 8 Бюджетного кодекса в области регулирования бюджетных правоотношений относит к ведению субъектов Российской Федерации установление совместно с органами государственной власти Российской Федерации порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации.
Из указанных статей Бюджетного Кодекса Российской Федерации следует, что предоставление финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджету субъекта Российской Федерации возможно при обоюдном, согласованном решении органов государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, без всяких условий подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации через Федеральное казначейство Российской Федерации.
Также, пункт 1 статьи 134 Бюджетного кодекса Российской Федерации противоречит принципу самостоятельности бюджетов, установленному статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как оспаривает право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
Кроме того, в соответствии со статьей 44 Бюджетного Кодекса Российской Федерации финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств. Федеральное казначейство Российской Федерации получателем указанных средств быть не может.
Необходимо отметить, что согласно Положению о Федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденному постановлением Совета Министров Российской Федерации от 27 августа 1993 г. N 864, Главное управление федерального казначейства является структурным подразделением центрального аппарата Минфина России, а не органом государственной власти Российской Федерации.
Также, указанное Положение определяет задачи органов федерального казначейства, к которым, прежде всего, относятся организация, осуществление и контроль за исполнением только федерального бюджета Российской Федерации, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы. При этом, в соответствии с задачами, возложенными на казначейство, Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации организует бюджетное и финансовое исполнение только федерального бюджета. Указанные же задачи и функции федерального казначейства по отношению к бюджетам субъектов Российской Федерации данным Положением не предусмотрены.
Утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. N 46н Правила кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации местных бюджетов территориальными органами федерального казначейства предусматривают перевод бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на кассовое обслуживание в территориальных органах федерального казначейства Минфина России только по решению соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления. При этом, под кассовым обслуживанием органами федерального казначейства исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов понимается учет территориальными органами федерального казначейства доходов и расходов соответствующих бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, средств, поступающих от вышестоящих бюджетов, а не исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации через Федеральное казначейство Российской Федерации.
Важно отметить, что в соответствии со ссылкой на письмо Минюста России от 18 мая 2000 г. N 3737-ЭР, упомянутые Правила не имеют государственной регистрации. Вместе с тем, данный документ затрагивает взаимоотношения органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что обязательно требует юридической оценки и проработки.
Кроме того, необходимо подчеркнуть, что в соответствии со статьей 215 Бюджетного Кодекса в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Данная статья не указывает на то, что исполнение бюджета субъекта Российской Федерации должно происходить через Федеральное казначейство Российской Федерации.
Согласно данной статье Бюджетного Кодекса Российской Федерации на органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Следовательно, в настоящее время в Российской Федерации соблюдается принцип казначейского исполнения бюджетов, что не противоречит Бюджетному Кодексу Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.