Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственной регистрации прав на гражданские воздушные суда и сделок с ними"
Настоящий законопроект разработан депутатами Государственной Думы с целью эффективной защиты прав на гражданские воздушные суда, внесения правовых норм, связанных с принадлежностью прав на гражданские воздушные суда, уменьшения количества споров и облегчения оборота прав на гражданские воздушные суда, а также повышения инвестиционной привлекательности проектов, связанных с производством и авиационным лизингом гражданских воздушных судов.
Необходимость принятия федерального закона "О государственной регистрации прав на гражданские воздушные суда и сделок с ними" обусловлена выполнением требований Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому права на воздушные суда, возникновение, переход и прекращение этих прав подлежат государственной регистрации (статьи 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с законодательством Российской Федерации и иностранным законодательством воздушные суда должны регистрироваться в специальных реестрах воздушных судов. К примеру, в соответствии со статьей 33 Воздушного кодекса Российской Федерации гражданские воздушные суда подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, а экспериментальные воздушные суда учитываются с выдачей соответствующих документов специально уполномоченным органом в области оборонной промышленности. Подобным образом регистрируются (учитываются) воздушные суда в большинстве иностранных государств.
Зарегистрированное в Российской Федерации воздушное судно приобретает национальную принадлежность Российской Федерации (п.4 ст.33 Воздушного кодекса Российской Федерации). Равным образом приобретают национальную принадлежность воздушные суда и в иностранных государствах.
Вместе с тем необходимо отметить, что регистрация (учет) воздушного судна не позволяет установить собственника воздушного судна, а равно лиц, имеющих какие-либо права на гражданское воздушное судно. В связи с этим Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.ст.130 и 131) и Воздушный кодекс Российской Федерации (п.9 ст.33) предусмотрели особую систему регистрации возникновения, перехода и прекращения прав на воздушные суда.
Проект федерального закона вводит обязательную регистрацию прав на гражданские воздушные суда. Права на государственные воздушные суда (ст.22 Воздушного кодекса Российской Федерации), принадлежащие Российской Федерации и субъектам Российской Федерации, регистрации не подлежат.
Проект федерального закона устанавливает, что регистрации подлежат права только тех воздушных судов, которые зарегистрированы в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации. Регистрации подлежат права также тех гражданских воздушных судов, сведения о которых внесены, в соответствии с законодательством иностранных государств, в реестр воздушных судов иностранного государства или которые учтены в ином порядке, установленном законодательством иностранного государства, которым они допущены к регулярному осуществлению полетов (зарегистрированные воздушные суда).
Согласно пункта 5 статьи 6 законопроекта прекращение, переход и возникновение прав на незарегистрированные воздушные суда осуществляются в порядке, установленном для перехода, прекращения и возникновения прав на движимые вещи.
По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Номер статьи вышеупомянутого законопроекта следует читать как "пункта 5 статьи 4"
Норма пункта 5 статьи 6 законопроекта определяет момент времени, с которого на воздушные суда распространяется режим, установленный Гражданским кодексом Российской Федерации для недвижимости. В качестве такого момента законопроектом устанавливается момент регистрации (учета) воздушного судна в государственном реестре, поскольку лишь при условии внесения в соответствующий реестр воздушное судно может регулярно эксплуатироваться, а следовательно, лишь с этого момента заинтересованность третьих лиц в сведениях о принадлежности прав на воздушное судно может считаться оправданной.
Законопроект предусматривает обязательную регистрацию прав на воздушные суда, принадлежащие Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также гражданам Российской Федерации, независимо от того, зарегистрировано ли воздушное судно в Российской Федерации или в иностранном государстве.
Введение обязательной регистрации прав для всех лиц, на которые указанным образом распространяется юрисдикция Российской Федерации, и связанные с этим открытость и известность прав на воздушные суда важны во многих отношениях, в частности, имеет существенное значение для налоговых целей и для обеспечения интересов кредиторов.
Законопроект предусматривает право, но не обязанность, иностранных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан регистрировать свои права на воздушные суда в Российской Федерации (также независимо от того, зарегистрировано ли воздушное судно в Российской Федерации или в другом государстве), если это представляет интерес для таких лиц.
Руководство государственной регистрацией прав на воздушные суда и сделок с ними законопроектом возлагается на специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области гражданской авиации или на специальный орган, которому федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации будут предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти по руководству государственной регистрацией прав на воздушные суда и сделок с ними.
Непосредственная государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними возлагается на органы государственной регистрации прав, которые должны быть созданы в каждом регистрационном округе, границы которого, как правило, будут совпадать с границами одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
В качестве органов по государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, согласно ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации, должны выступать учреждения юстиции. Иные государственные органы будут вправе заниматься этой деятельностью лишь при условии внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.
Законопроект содержит исчерпывающий перечень прав, которые предусмотрены российским законодательством и подлежат регистрации. Указанный перечень открыт для вещных прав, не предусмотренных законами Российской Федерации, но установленных в соответствии с законодательством иностранного государства (к примеру, траст) (пункт 1 статьи 4 законопроекта).
Для придания большей устойчивости и прозрачности соответствующим юридическим отношениям законопроект предусматривает обязательную регистрацию права аренды, в том числе авиационного лизинга, установленного на срок не менее года (статья 26 законопроекта).
Отсутствие в Гражданском кодексе Российской Федерации требования регистрации договора аренды транспортного средства (ст.ст.633, 643) не является препятствием для установления обязательной государственной регистрации возникновения права аренды (лизинга), поскольку государственная регистрация договора (как элемент формы договора) и регистрация права представляют собой разные вещи.
Законопроект устанавливает, что договоры и иные сделки, приводящие к возникновению прав, подлежащих регистрации, считаются зарегистрированными при регистрации таких прав. Обязательная регистрация договоров устанавливается законопроектом только для случаев, когда, в соответствии с законодательством Российской Федерации, незарегистрированный договор признается недействительным или незаключенным. В иных случаях договоры и иные сделки могут быть зарегистрированы отдельно, если это представляется важным для заинтересованных лиц, в частности, в случае отсрочки исполнения по таким договорам и сделкам (пункт 2 статьи 4 законопроекта).
Принимая во внимание, что совершение договора купли-продажи или иного договора не приводит, как правило, к возникновению у соответствующей стороны в таком договоре права собственности или иного права, и что для возникновения такого права часто необходимо оформление передаточного акта или иного документа, к примеру, в случае, когда стороны договора желают, чтобы составление такого документа и переход права имели место против внесения цены, законопроект предусматривает, что регистрация изменения в правах не может иметь место на основании одного лишь договора (последний абзац пункта 1 статьи 17 законопроекта).
Законопроект предусматривает правовые нормы на случай гибели воздушного судна (статья 22 законопроекта), а также на случай возникновения права на воздушное судно у лица, не обязанного регистрировать право (статья 28 законопроекта).
Учитывая, что воздушное судно не является неделимой вещью, а следовательно, права на различные части воздушного судна (двигатели, планер и пр.) могут принадлежать разным лицам, законопроект предоставляет возможность заинтересованным лицам регистрировать свои права на составные части воздушных судов, однако не обязывает их делать это (статья 23 законопроекта).
Вступление в силу законопроекта должно состояться через шесть месяцев после его официального опубликования. За этот срок специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан завершить создание системы по регистрации прав (территориальные органы по регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними).
Принятие федерального закона потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, так как должны быть созданы территориальные органы регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними. Принятие федерального закона не повлечет увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и не потребует изменения существующего налогового законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О государственной регистрации прав
на воздушные суда и сделок с ними"
Принятие проекта федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" может потребовать дополнительное финансирование из средств федерального бюджета для создания и содержания органов государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними (далее - органы государственной регистрации прав), которые должны оформлять нормативные акты признания и подтверждения Российской Федерацией возникновения, перехода или прекращения прав собственности и других вещных прав на воздушные суда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Учитывая, что органы государственной регистрации прав могут создаваться в границах совпадающих с границами одного или нескольких субъектов Российской Федерации, количество их может быть 50 - 60 (в некоторых случаях их функции могут быть совмещены с органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество), с количеством сотрудников 30 - 50 человек в каждом.
Дополнительные ежегодные расходы на их содержание из средств федерального бюджета могут быть следующими:
плата за размещение, обеспечение - 20 - 30 млн.руб.
компьютерной техникой и средствами
связи сотрудников органов
государственной регистрации прав
заработная плата сотрудников органов - 500 - 600 млн.руб.
государственной регистрации прав
содержание помещений и материальное - 15 - 20 млн.руб.
обеспечение деятельности сотрудников
органов государственной регистрации
прав
транспортные расходы - 50 - 75 млн.руб.
прочие расходы - 5 - 10 млн.руб.
Таким образом, прямые расходы из средств федерального бюджета ежегодно могут составлять - 590 - 735 млн.руб.
Учитывая, что при проведении государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, предусмотрена плата за регистрацию документов и за предоставление информации о зарегистрированных правах на воздушные суда и сделок с ними, прямые расходы из средств федерального бюджета могут быть частично сокращены.
Принятие федерального закона не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств иностранных государств перед Российской Федерацией, изменения других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень законодательных актов, подлежащих разработке и введению
в действие или отмене, в связи с принятием федерального закона
"О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними"
В случае принятия федерального закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" не потребуется разработка, введение в действие новых законодательных актов, а равно не потребуется отмена существующих законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.