Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О защите прав потребителей услуг
телефонной связи"
Настоящий законопроект устанавливает гарантии защиты прав потребителей услуг телефонной связи, связанные со спецификой данного вида услуг и дополняющие общие положения о защите прав заказчиков услуг и прав потребителей, установленные Гражданским кодексом и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Возможность принятия специального закона, обеспечивающего защиту прав потребителей услуг связи, предусмотрена статьей 31 Федерального Закона "О связи" ("Защита прав пользователей связи на предоставление услуг электрической и почтовой связи надлежащего качества, получение информации о таких услугах и об их исполнителях, а также механизм реализации этих прав регулируются законодательством Российской Федерации").
Данный законопроект обобщает опыт рассмотрения наиболее типичных жалоб абонентов, интегрирует положения проектов законов по данной тематике, внесенных законодательными собраниями Омской и Калужской областей, учитывает предложения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, направленные руководителям органов государственной власти Российской Федерации.
Проект закона не противоречит действующему закону "О связи", более того, вопросы, которые он регулирует, и проблемы, которые должен решить, действующим законом "О связи" не рассматриваются вообще. Поэтому он может рассматриваться независимо от внесения комплексных изменений в закон "О связи".
Настоящий законопроект направлен на защиту прав пользователей услуг телефонной связи, в должной мере не обеспеченных действующими законодательными актами и наиболее часто нарушающихся занимающими монопольное положение операторами связи, а также органами исполнительной власти. К их числу относятся:
- защита пользователей связи от неправомерного навязывания фиктивных услуг по подключению уже обеспеченных связью помещений, произвольной замены оператором связи абонентского номера;
- защита пользователей связи от навязывания платных "услуг", являющихся неотъемлемой составной частью обязанностей операторов связи по обслуживанию своих абонентов;
- защита прав и законных интересов абонентов, нарушаемых при внедрении повременной системы оплаты местных телефонных переговоров;
- защита прав и законных интересов абонентов от последствий несанкционированных подключений, а также выставления операторами связи необоснованных счетов;
- защита прав абонентов на предоставление услуг надлежащего качества;
- защита законных интересов абонентов, требующих установления соразмерной и экономически обусловленной платы за предоставляемые им услуги.
Законопроект четко определяет, какие услуги предоставляются абоненту за плату, а какие - безвозмездно. Отсутствие данных норм в действующих нормативных актах вызывает массовые злоупотребления; к примеру, в соответствии с действующими правилами оператор связи вправе назначать плату за предоставление абоненту информации о времени и продолжительности звонков данного абонента, хотя без этой информации абонент не может проконтролировать правильность выставленного счета.
Законопроект устанавливает право абонента выбирать систему оплаты услуг местной телефонной связи - абонентскую либо повременную. Данная система широко применяется в тех странах, на опыт которых обычно ссылаются в обоснование необходимости введения повременной оплаты (к примеру, в США и Канаде), и позволяет ограничить многочисленные негативные последствия введения повременной оплаты, к числу которых относятся:
- повышение средней стоимости услуг связи для абонентов;
- рост бюджетных расходов на телефонную связь государственных учреждений;
- рост накладных расходов для бизнеса, в некоторых отраслях способный привести к разорению части предприятий и повсеместно стимулирующий новый виток инфляции;
- тяжелые последствия для социально-незащищенных категорий, прежде всего - инвалидов, ограниченных в возможностях передвижения;
- негативный социально-психологический эффект, когда общедоступная до настоящего времени услуга внезапно переходит в разряд предметов роскоши;
- усугубление проблемы "телефонного пиратства";
- негативные последствия для развития коммуникационных сетей, использующих телефонную связь в качестве одной из основных средств обеспечения доступа, прежде всего - для развития сети Интернет.
Вместе с тем гарантированное право абонента выбирать систему оплаты нисколько не препятствует достижению единственного положительного результата введения повременной оплаты - снижению нагрузки на телефонные сети общего пользования. Вопросы достижения необходимой рентабельности операторов связи решаются выбором конкретного соотношения тарифов при абонентской и повременной системах оплаты.
Законопроект предусматривает передачу регулирования тарифов на услуги местной телефонной связи органам власти субъектов Российской Федерации. Данное положение не противоречит действующему Федеральному закону "О связи" (см. статью 21). Такой порядок действовал до 1998 года, и, как показывает практика, в большей степени способствовал достижению справедливого баланса интересов абонентов и операторов связи, нежели действующий в настоящее время. Региональные органы исполнительной власти в большей степени подвержены влиянию избирателей, нежели федеральные, лучше представляют себе реальное положение дел в регионе и способны оценить необходимость принятия тех или иных мер в этой области. Анализ экономических результатов деятельности предприятий связи Санкт-Петербурга показывает, что регулирование тарифов на региональном уровне не препятствует развитию сетей связи.
Для согласования данного положения с Федеральным законом "О естественных монополиях" целесообразно внести в него поправку, позволяющую передавать полномочия по регулированию иным органам государственной власти, кроме федеральной службы по регулированию деятельности естественных монополий. Следует отметить, что без внесения этой поправки существующий порядок регулирования тарифов, установленный Указом Президента РФ от 22.09.98 N 1142, противоречит Федеральному закону "О естественных монополиях" и Закону Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Проект закона ограничивает возможность предоставления абоненту услуг связи в кредит. Это необходимо, чтобы ограничить ущерб, причиняемый абонентам "телефонным пиратством". Отсутствие подобных ограничений в настоящее время приводит к настоящим человеческим трагедиям, иногда со смертельным исходом (См. "Комсомольскую правду в Санкт-Петербурге" от 25 января 2000 г.).
Проект закона устанавливает порядок разрешения споров абонента и оператора связи, порядок установления требований по обеспечению абонента связью надлежащего качества и гарантирует абонентам полное возмещение вреда, вызванного нарушениями со стороны операторов связи.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О защите прав потребителей услуг телефонной
связи"
Введение в действие настоящего закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального и региональных бюджетов.
Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием
федерального закона "О защите прав потребителей услуг телефонной связи"
Принятие федерального закона "О защите прав потребителей услуг телефонной связи" потребует внесения изменений в следующие нормативно-правовые акты:
- Федеральный закон "О естественных монополиях" (поправка к закону прилагается);
- Указ Президента РФ от 22.09.98 г. N 1142;
- Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 года N 1235;
- Постановление Правительства РФ от 28 декабря 1998 года N 1559 "О совершенствовании государственного регулирования цен (тарифов) на услуги связи".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.