Проект федерального закона N 97069723-2
"О государственной монополии на массовый экспорт-импорт"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Государственная монополия на массовый экспорт-импорт имеет целью:
привлечение дополнительных средств в бюджеты Федерации, субъектов Федерации, в доходы предприятий - участников внешнеэкономической деятельности;
сведение к минимуму ущерба от демпинга и потерь предприятий, регионов и России от недобросовестных внешнеэкономических операций, договоров, сделок;
предотвращение неэквивалентного обмена, крупномасштабной утечки материальных и финансовых ресурсов за границу;
расширение рынков сбыта для отечественных производителей, рациональную защиту внутреннего рынка от демпинга и неадекватной условиям страны конкуренции иностранных товаров.
Закон определяет:
категории ресурсов, на которые распространяется государственная монополия на экспорт-импорт;
функции государства при осуществлении монополии на массовый экспорт-импорт;
порядок действий экспортеров-импортеров; распределение
дополнительных средств от государственной монополии на массовый экспорт-импорт.
Статья 1. Категории ресурсов - объектов государственной монополии на массовый экспорт-импорт;
Настоящий Закон определяет исключительные права государства на ввоз и вывоз, обмен, покупку и продажу за рубежом следующих категорий массовой продукции:
Топливно-энергетические ресурсы:
нефть и продукты ее переработки,
природный и нефтяной газы, газовый конденсат и продукты их переработки,
уголь, кокс и другие продукты обогащения и переработки углей;
электроэнергия;
все компоненты горючего и комплектующих для атомной энергетики;
Машины и оборудование:
трубы, нефтегазопромысловое оборудование, насосы, компрессоры,
газовые и паровые турбины, электрогенераторы, котлы и др.;
оборудование для сельского хозяйства, пищевой промышленности, торговли.
Металлы:
черные, цветные, редкоземельные, драгоценные, их сплавы и прокат;
Химическое сырье и продукты:
минеральные удобрения, кислоты, кальцинированная и каустическая сода и сырье для их изготовления, продукты нефтехимического синтеза, каучук, резина, автопокрышки, искусственные и синтетические волокна, нити, пленки, синтетические смолы и пластмассы, лаки и краски, лекарства;
Лес и продукты его переработки:
круглый лес, пиломатериалы, фанера, древесноволокнистые плиты, березовые и другие балансы, щепа и другое сырье для лесохимии, целлюлоза, бумага, картон;
Строительные материалы:
цемент, кровельные материалы, стекло, линолеум, строительная и санитарно-бытовая керамика;
Оружие, в том числе комплексы вооружений, боеприпасы, комплектующие и запасные части;
Сельскохозяйственные и морепродукты:
зерно, сахар, животное и растительное масло, мясо и мясопродукты, включая птичьи, рыба и рыбопродукты;
Пищевые продукты:
спирт, водка, вино, пиво, газированные воды и напитки, шоколад, кофе, конфеты, мороженое,
Высокие технологии, патенты и изобретения, техническая документация на их реализацию;
Финансовые средства:
валюта, товарные и бестоварные финансовые трансферты, кредиты, в том числе по схемам взаимного кредитования, краткосрочные и долгосрочные финансовые обязательства, облигации и другие ценные бумаги государства, субъектов Российской Федерации, юридических лиц - резидентов Российской Федерации, страховые обязательства и выплаты и др.
Перечень ресурсов, являющихся объектами государственной монополии на экспорт-импорт, уточняется и корректируется Федеральным Собранием Российской Федерации по представлениям правительства РФ и в порядке законодательной инициативы.
Государственная монополия на массовый экспорт-импорт по указанному в п.1.1 перечню не распространяется на следующих экспортеров-импортеров:
физических лиц, занимающихся индивидуальными экспортно-импортными операциями (челноков) с объемами внешнеторгового оборота до 20 тыс. долл. в месяц (исключая операции по экспорту-импорту атомного горючего и его компонентов, редкоземельных и драгоценных металлов, оружия, высоких технологий);
физических лиц, выезжающих в командировки, туристические и другие поездки при вывозе за рубеж или ввозе ценностей на сумму не более 30 тыс. долларов в год;
юридических лиц, экспортно-импортная деятельность которых регулируется ранее заключенными специальными международными соглашениями, договорами и законами России, в том числе по алмазами, бриллиантам и другим драгоценным камням, соглашениями о разделе продукции, совместной разработке и эксплуатации месторождении, созданию совместных предприятий и производств с иностранным участием, определяющими более благоприятные, выгодные для России условия экспорта-импорта по сравнению с настоящим Законом.
Статья 2. Функция государства при осуществлении монополии на массовый экспорт-импорт;
2.1. Осуществляя монополию на массовый экспорт-импорт указанных в ст.2 ресурсов, государство через уполномоченные органы:
сосредоточивает все финансовые расчеты по экспортно-импортным операциям, соответствующие валютные и рублевые потоки, поступления иностранных кредитов, зарубежные операции по ценным бумагам, векселям, обязательствам, облигациям, акциям и др. в Центральном Банке Российской Федерации и специально уполномоченном государственном банке для обеспечения внешнеэкономической деятельности;
обеспечивает строгое соответствие финансовых потоков реальному движению материальных ценностей, предотвращает незаконный вывоз и утечку отечественных материальных ценностей и финансовых ресурсов за границу;
покупает экспортируемые ресурсы за рубли у производителей внутри страны по договорным ценам, обеспечивающим рентабельность предприятий;
продает экспортируемые ресурсы за валюту за рубежом;
импортирует по заявкам экспортеров, других располагающих валютой юридических и физических лиц высокотехнологичную продукцию, которая не может быть произведена в России в приемлемые сроки;
разрабатывает, реализует и совершенствует финансово-экономические механизмы, позволяющие направить дополнительные средства, появляющиеся в результате государственной монополии на массовый экспорт-импорт независимо от форм собственности получателей, на расширение внутреннего рынка, приобретение отечественных товаров, развитие отечественных производств и т.д.;
рекомендует заявителям на импорт отечественные предприятия, способные поставить машины и оборудование, конкурентоспособные с импортными в приемлемые сроки;
получает кредиты у иностранных партнеров по заявкам и предварительным договорам отечественных кредитополучателей, в том числе под предоставленное ими залоговое обеспечение, контролирует их целевое расходование и возврат;
оценивает надежность и состоятельность отечественных кредитополучателей, предоставляемых ими залогов;
гарантирует и страхует подготовленные и выполняемые экспортно-импортные сделки, кредитные соглашения, инвестиционные контракты и пр.;
устанавливает требования, вносит коррективы и изменения, содействует заявителям в реализации приемлемых для государства условий подготовленных заявителями экспортно-импортных договоров, контрактов, сделок, при необходимости привлекает на конкурсной основе исполнителей для выполнения соглашений с зарубежными партнерами;
дает согласие заявителям - потенциальным экспортерам и импортерам, на реализацию подготовленных экспортно-импортных договоров, контрактов, сделок, коммерческих, инвестиционных и финансовых проектов, если они не наносят ущерб интересам и безопасности России;
стимулирует экспортеров за расширение объемов экспорта, своевременное и качественное выполнение экспортных поставок;
создает финансовые условия и обеспечивает максимальное замещение импорта продукцией предприятий России.
2.2. Государство обеспечивает приемлемые сроки экспертизы и решения заявок потенциальных экспортеров и импортеров по сделкам, контрактам, инвестиционным проектам с иностранным участием, страховкам и гарантиям
стоимостью до 100 тыс. долл. - до 5 дней,
стоимостью до 1 млн. долл. - до 1 мес.,
стоимостью до 100 млн. долл. - до 3 мес.,
стоимостью свыше 100 млн. долл. - до 6 мес.
Решения уполномоченных государством органов по отказу в удовлетворении экспортно-импортных заявок могут быть обжалованы в арбитражном суде.
Уполномоченные государственные органы несут ответственность за качество и обоснованность решений, вплоть до возмещения убытков заявителям через суд в случае необоснованных решений.
2.3. Государство утверждает единые правила подготовки, согласования и принятия заявок на экспорт-импорт, бизнес-планов использования валютной выручки, иностранных кредитов и инвестиций, определения народнохозяйственной, региональной и бюджетной эффективности экспортно-импортных операций, инвестиционных проектов с иностранным участием, соглашений о разделе продукции, страховых соглашений, предоставления государственных гарантий под иностранные кредиты и др. с учетом приемлемых нормативов эффективности, рентабельности, ставок банковских процентов, коммерческих и инвестиционных рисков и др.
При необходимости, к участию в процедурах последовательного согласования планов и программ экспортно-импортных операций с уполномоченными государственными органами могут привлекаться эксперты.
2.4. Государство обеспечивает широкую гласность, публикации в печати, по радио и на телевидении, открытость информации для специалистов, участие общественности, в обсуждении и принятии решений по коммерческим, финансовым и инвестиционным проектам стоимостью свыше 100 млн. долл. на региональном уровне, свыше 1 млрд. долл. на общероссийском уровне.
2.5. По крупномасштабным экспортно-импортным программам, соглашениям о разделе продукции, инвестиционным проектам, иностранным займам, кредитным и финансовым операциям с зарубежными партнерами Федеральным Собранием Российской Федерации принимаются специальные законы.
Статья 3. Порядок действий экспортеров-импортеров
3.1. Заинтересованные юридические и физические лица - экспортеры-импортеры перечисленных в статье 1.1 ресурсов, готовят и представляют в уполномоченные государственные органы проекты договоров, контрактов, технико-экономические обоснования по экспортно-импортным коммерческим, инвестиционным и финансовым операциям, сделкам с иностранными партнерами.
3.2. В документации, технико-экономических обоснованиях, бизнес-планах должны приводиться:
договорные контрактные, фактические средние, максимальные и минимальные биржевые, рыночные цены на экспортируемую и импортируемую продукцию в пунктах доставки или производства;
калькуляции себестоимости, затрат на приобретение оборудования и материалов, особенно по импорту, заработную плату, выплату кредитов и процентов по ним, рентабельность, расчеты налогооблагаемой прибыли,
расчеты таможенных пошлин, налогов, акцизов, отчислений в федеральный, региональный и местные бюджеты;
расчеты рентабельности, прибыльности, народнохозяйственной, бюджетной и региональной эффективности экспортно-импортной операции в соответствии с утвержденными правилами,
программы использования валютной выручки, иностранных кредитов, возврата полученных средств и т.п.
3.3. При возникновении предложений, замечаний и корректив экспортно-импортной программы со стороны уполномоченных государственных органов заявители могут добиваться принятия взаимоприемлемых решений с привлечением независимых экспертов, согласования интересов предприятий, иностранных партнеров и народного хозяйства.
3.4. Подготовленный экспортером-импортером договор, контракт, соглашение вступает в силу с момента получения положительного решения, утверждения представленных проектов документов уполномоченным государственным органом.
Статья 4. Распределение дополнительных средств от государственной монополии на массовый экспорт-импорт.
4.1. Дополнительные средства от государственной монополии на массовый экспорт-импорт аккумулируются Центральным банком Российской Федерации отдельной строкой.
Они перелаются в доходную часть Федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации
4.2. Дополнительные средства от государственной монополии на экспорт-импорт распределяются следующим образом:
7% направляются в доход предприятий, юридических и физических лиц, подготовивших и реализовавших экспортно-импортные договора, контракты, сделки;
5% направляются на премирование, как дополнительная заработная плата работников тех же предприятий;
15% направляется в бюджет регионов, на территории которых находятся предприятия - экспортеры-импортеры массовой продукции;
8% направляется в фонд помощи депрессивным регионам Российской Федерации, помощи зонам (сферам) экономического и социального бедствия;
остальные средства направляются в Федеральный бюджет.
Статья 5. Приведение нормативный правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Нормативные акты Президента Российской Федерации, нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Правительство Российской Федерации в месячный срок в установленном порядке вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении законодательства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Правительства Субъектов Федерации в трехмесячный срок в установленном порядке вносят в органы представительной власти субъектов Российской Федерации предложения о приведении законодательства и других нормативных актов субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 6. Вступление настоящего федерального закона в силу
Закон вводится в действие с момента его принятия.
Определяемая настоящим законом государственная монополия на массовый экспорт-импорт вводится в действие с 1 января 1998 г.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.