Проект федерального закона N 97700696-2
"О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений"
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Организация деятельности Комиссии
Глава III. Правовое положение Координатора Комиссии, сторон,
Координаторов сторон и членов Комиссии
Глава IV. Обеспечение деятельности Комиссии
Глава V. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, основы формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (в дальнейшем именуемой - Комиссия).
Настоящий Федеральный закон имеет целью содействие коллективно-договорному регулированию трудовых отношений и проведению согласованной социально-экономической политики, обеспечение социальной стабильности.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Правовые основы деятельности Комиссии
1. Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений является постоянно действующим органом системы социального партнерства в Российской Федерации состоящим из:
1) представителей общероссийских объединений профессиональных союзов;
2) представителей общероссийских объединений работодателей;
3) представителей Правительства Российской Федерации.
2. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
Статья 2. Принципы и порядок формирования Комиссии
1. Комиссия формируется на основе соблюдения принципов:
1) добровольности участия в системе социального партнерства;
2) паритетности представительства сторон;
3) полномочности представителей сторон;
4) равноправия представителей сторон.
2. Представительство сторон в Комиссии для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения определяется сторонами самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность.
3. Спорные вопросы по представительству в Комиссии тех или иных общероссийских объединений профессиональных союзов или работодателей разрешаются по соглашению сторон.
Статья 3. Цели и задачи Комиссии
1. Основными целями Комиссии являются:
1) согласование социально-экономических интересов работников и работодателей при выработке общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне;
2) содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне.
2. Основными задачами Комиссии являются:
1) ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей, Правительством Российской Федерации;
2) развитие социального партнерства на федеральном уровне;
3) проведение консультаций с органами государственной власти по поводу согласования федеральных социальных программ и основных направлений проведения социальной политики, выработки общих принципов регулирования социально-трудовых отношений, разработки и принятия проектов законов и иных нормативных правовых актов;
4) организация и контроль за ходом выполнения генерального соглашения;
5) доведение информации о принятых решениях комиссии до отраслевых (межотраслевых), профессиональных двусторонних, региональных трехсторонних и др. комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
6) оказание содействия соответствующим комиссиям при заключении отраслевых (межотраслевых), профессиональных тарифных соглашений и соглашений на региональном уровне;
7) участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам социально-экономической политики, регулирования социально-трудовых отношений;
8) изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области труда и социального партнерства;
9) распространение опыта трехстороннего сотрудничества на региональном уровне.
Статья 4. Основные права Комиссии
Комиссия для выполнения возложенных на нее задач вправе:
1) проводить консультации с Правительством Российской Федерации, Палатами Парламента России при решении вопросов разработки и реализации социально-экономической политики и правотворчества в сфере труда, занятости, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
2) подготавливать предложения федеральным органам государственной власти о принятии в установленном порядке нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, в том числе в сфере занятости населения, оплаты труда, доходов и уровня жизни населения, социальной защиты, социального обеспечения и социального страхования, охраны труда, социального партнерства;
3) координировать совместные действия общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, федеральных органов исполнительной власти по вопросам экономического и социального развития, разработки и реализации генерального соглашения;
4) осуществлять взаимодействие с региональными и отраслевыми (межотраслевыми), профессиональными и др. комиссиями по заключению соглашений;
5) принимать решения по вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения федеральными органами исполнительной власти, общероссийскими профессиональными союзами, общероссийскими объединениями работодателей, представленными в Комиссии, а также объединениями профессиональных союзов и объединениями работодателей, делегировавшими им свои полномочия или подписавшими генеральное соглашение;
6) осуществлять контроль за выполнением генерального соглашения и решений Комиссии;
7) вносить предложения федеральным органам исполнительной власти о приостановлении или отмене их решений в случае нарушения ими трудовых прав работников, принципов согласованной социальной политики, положений генерального соглашения;
8) оказывать в необходимых случаях содействие в формировании отраслевых (межотраслевых), профессиональных комиссий по подготовке и заключению тарифных соглашений, заключаемых на федеральном уровне;
9) получать от федеральных органов исполнительной власти информацию о социально-экономическом положении в стране, в различных регионах и отдельных отраслях экономики, необходимую для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения;
10) получать от соответствующих государственных органов в установленном порядке федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, проекты федеральных законов, проекты других нормативных правовых актов по вопросам ее компетенции для предварительного рассмотрения на Комиссии, а также планы работ Правительства Российской Федерации, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей, другие материалы по вопросам социально-трудовых отношений;
11) предлагать соответствующим комитетам и комиссиям Федерального Собрания Российской Федерации своих представителей для участия в законопроектной работе;
12) вносить предложения для рассмотрения на заседаниях Правительства Российской Федерации вопросов с участием представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей;
13) направлять своих представителей для участия в заседаниях Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также для участия в работе комиссий, образованных этими органами;
14) приглашать для участия в своей работе представителей федеральных органов государственной власти, общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, не входящих в состав Комиссии, ученых и специалистов, а также представителей других организаций;
15) создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;
16) участвовать в проведении общероссийских, межрегиональных совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства;
17) разрабатывать и утверждать регламент Комиссии;
18) определять порядок подготовки, заключения и контроля исполнения Генерального соглашения.
Глава II. Организация деятельности Комиссии
Статья 5. Организация деятельности Комиссии
1. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным планом работы, регламентом и с учетом необходимости оперативного решения возникающих неотложных вопросов.
2. Для разработки разделов генерального соглашения, плана мероприятий по его реализации и контроля за его выполнением, а также осуществления взаимодействия с региональными и отраслевыми (межотраслевыми), профессиональными органами социального партнерства, Комиссия образует постоянные и временные рабочие группы из членов Комиссии. Для участия в рабочих группах могут привлекаться представители работников и работодателей, Правительства Российской Федерации не являющиеся членами Комиссии, а также специалисты и эксперты.
3. В заседаниях Комиссии имеют право участвовать полномочные представители российских профсоюзов и российских объединений работодателей, не входящих в состав Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по согласованию с координаторами сторон.
4. Для организации работы Комиссии образуется секретариат, работники которого назначаются Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации по представлению Координатора Комиссии.
Статья 6. Порядок принятия решений
1. Комиссия принимает свои решения на заседаниях открытым голосованием.
2. Перед принятием решения председательствующий указывает количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет их формулировки, напоминает порядок принятия решения.
3. При необходимости проекты решений оформляются в письменном виде и раздаются членам Комиссии.
4. Решение Комиссии считается принятым, если за его принятие высказалась каждая из сторон. Стороны принимают решения самостоятельно большинством голосов членов Комиссии, участвующих в заседании. Члены Комиссии, не согласные с принятым решением, имеют право на включение их мнения в протокол заседания Комиссии.
Глава III. Правовое положение Координатора Комиссии, сторон,
Координаторов сторон и членов Комиссии
Статья 7. Координатор Комиссии
1. Координатор Комиссии назначается Президентом Российской Федерации с учетом предложений сторон Комиссии и не является ее членом.
2. Координатор Комиссии организует ее деятельность совместно с координаторами сторон, избираемыми каждой из сторон самостоятельно.
3. Координатор Комиссии:
1) председательствует на заседаниях Комиссии и организует ее работу;
2) оказывает содействие общероссийским объединениям профессиональных союзов и общероссийским объединениям работодателей в решении вопросов, связанных с формированием Комиссии;
3) утверждает по представлению сторон персональный состав Комиссии, состав рабочих групп и их руководителей;
4) обеспечивает взаимодействие и достижение согласия сторон при выработке совместных решений и их реализации;
5) утверждает после рассмотрения на Комиссии регламент и план работы Комиссии;
6) приглашает в случае необходимости для участия в работе Комиссии представителей федеральных органов государственной власти, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей, не входящих в состав Комиссии, ученых и специалистов, а также представителей других организаций;
7) принимает согласованное со сторонами решение об участии в заседаниях Правительства Российской Федерации представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей;
8) представляет для утверждения состав секретариата Комиссии;
9) проводит в период между заседаниями Комиссии консультации по вопросам, требующим принятия оперативного решения;
10) информирует Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации о деятельности Комиссии;
11) информирует Комиссию о мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по решению социально-трудовых вопросов.
4. Координатор Комиссии не вмешивается в оперативную деятельность сторон, входящих в Комиссию, и не принимает участия в голосовании.
Статья 8. Стороны Комиссии
1. Сторонами Комиссии признаются созданные в соответствии с федеральными законами и организованные в качестве членов Комиссии:
1) представители общероссийских объединений профсоюзов;
2) представители общероссийских объединений работодателей;
3) представители Правительства Российской Федерации.
2. Общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство Российской Федерации самостоятельно определяют персональный состав своих представителей и порядок их ротации.
3. Количество членов Комиссии от каждой из сторон не может превышать тридцати человек.
Статья 9. Координатор стороны
Координатор стороны:
1) избирается членами Комиссии от соответствующей стороны;
2) организует деятельность соответствующих членов Комиссии, обеспечивая согласованную позицию стороны;
3) совместно с координатором Комиссии организует деятельность Комиссии;
4) обеспечивает выработку согласованной позиции стороны в рабочие группы для утверждения координатором Комиссии;
5) вносит предложения по проекту плана работы Комиссии, по повестке дня заседаний Комиссии;
6) проводит предварительные консультации с координаторами других сторон с целью ускорения принятия согласованного решения на заседании Комиссии;
7) представляет Координатору Комиссии решение стороны об изменении ее персонального состава, а также о представителях стороны в рабочие группы Комиссии.
Статья 10. Член Комиссии
1. Член Комиссии в своей деятельности руководствуется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными нормами, действующими на территории Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и Регламентом Комиссии.
2. Член Комиссии:
1) участвует в заседаниях Комиссии и рабочих групп в соответствии с регламентом Комиссии, в подготовке проектов решений Комиссии;
2) вносит предложения по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии, для рассмотрения на заседаниях Комиссии и ее рабочих групп.
3. Член Комиссии имеет право:
1) в соответствии с поручениями Комиссии (рабочей группы) обращаться в федеральные органы исполнительной власти, профессиональные союзы, объединения работодателей и получать письменный ответ по существу поставленных вопросов в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
2) знакомиться с соответствующими нормативными, информационными и справочными материалами;
3) пользоваться правительственной связью.
4. Член Комиссии имеет удостоверение установленного Правительством Российской Федерации образца.
5. Член Комиссии по согласованию с координатором Комиссии может принимать участие в заседаниях Правительства Российской Федерации, его органов и организаций при обсуждении вопросов, входящих в компетенцию Комиссии.
Глава IV. Обеспечение деятельности Комиссии
Статья 11. Обеспечение деятельности Комиссии
Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности Комиссии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Глава V. Заключительные положения
Статья 12. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.